японска€

Ђ∆ив в √осподе пребываеши, чудотвор€ ко гробу твоему притекающимї

3/16 феврал€ –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь чтит пам€ть равноапостольного Ќикола€ японского

≈пископ —ендайский —ерафим передает икону св€тител€ Ќикола€ японского игумену ѕетру (≈ремееву). ’абаровск, 6 окт€бр€ 2008 г. / ‘ото: сайт ¬осточно-японской епархии http://www9.ocn.ne.jp/~higashi/
≈пископ —ендайский —ерафим передает икону св€тител€ Ќикола€ японского игумену ѕетру (≈ремееву). ’абаровск, 6 окт€бр€ 2008 г. / ‘ото: сайт ¬осточно-японской епархии http://www9.ocn.ne.jp/~higashi/
јрхиепископ Ќиколай ( асаткин) приехал в японию молодым 24-летним иеромонахом и провел здесь всю свою жизнь. ќстава€сь русским человеком и сопережива€ всему происход€щему в –оссии, владыка в то же врем€ искренне и гор€чо любил японию. японска€ паства относилась к нему с такой же сыновней любовью. Ђ–адуйс€, друга и брата в народе японстем обретыйї, Ц поетс€ в акафисте св€тому (икос 5).

Ђ аждый из токийских семинаристов утверждал, что именно его архиепископ Ќиколай любил больше всех. » каждый делилс€ своими воспоминани€ми с чистым восхищением и теплой улыбкой, Ц читаем мы в статье Ђ¬естника японской ѕравославной ÷ерквиї за февраль 1935 года, посв€щенной пам€ти архипастыр€. Ц ¬еличие архиепископа Ќикола€ можно сравнить с той значимостью, какую дл€ нас, €понцев, имеет гора ‘удзи Ц символ €понского духаї.

¬ последние годы жизни св€титель Ќиколай с мужеством переносил болезнь горла, а затем усилившуюс€ астму и болезнь уха. —в€титель продолжал работать и особенно усиленно занималс€ переводами. ¬ конце 1910 года у архиепископа начало болеть и сердце, но он старалс€ не мен€ть насыщенного ритма своей жизни.

ќсенью 1911 года состо€ние его здоровь€ еще больше ухудшилось, и в начале 1912 владыка был вынужден лечь в госпиталь. “ам архиепископ Ќиколай вынудил врачей сказать ему правду: болезнь была неизлечима, и архипастырю оставалось жить лишь считанные недели. —в€титель Ќиколай мужественно восприн€л это известие, стрем€сь наиболее продуктивно использовать оставшиес€ ему дни дл€ завершени€ самых необходимых дел.

ќн сожалел, что по €понским законам ему будет невозможно найти последнее пристанище на территории “окийского кафедрального собора: захоронени€ в черте города были запрещены. ѕоэтому владыка Ќиколай завещал похоронить себ€ на загородном кладбище янака.

≈пископ —ендайский —ерафим вручает икону с частицей мощей св€тител€ Ќикола€ японского насто€телю храма ѕреображени€ √осподн€ в —аппоро протоиерею јлексию ћацудаира. 11 €нвар€ 2009 г. / ‘ото ѕимена “аира
≈пископ —ендайский —ерафим вручает икону с частицей мощей св€тител€ Ќикола€ японского насто€телю храма ѕреображени€ √осподн€ в —аппоро протоиерею јлексию ћацудаира. 11 €нвар€ 2009 г. / ‘ото ѕимена “аира
Ђя всю свою жизнь отдал японской ÷еркви. ј теперь пришла пора отдать ей и тело. ћое телоЕ обратитс€ в €понскую землю. ѕусть будет оно залогом, что мо€ душа всегда будет с японскою ÷ерковью. » там € за нее буду молитьс€. „его же расплакались?ї Ц утешал владыка пришедших навестить его христианок одного из дальних сельских приходов [1].

“е же слова архиепископ Ќиколай говорил своему преемнику епископу —ергию (“ихомирову), с которым св€титель делилс€ самыми сокровенными мысл€ми о становлении японской ѕравославной ÷еркви: Ђ¬от всю свою п€тидес€тилетнюю жизнь в японии € старалс€ усвоить себе все, чем €понец проникнут: €зык, обычаи, пищу, одежду, пор€док дн€ и т.п. » все чувствовал, что никак не могу стать совершенным €понцем, все остаюсь русским. Ќо вот теперь Ц умру, мен€ погребут в €понской земле, покроюсь €понским прахом, € растворюсь через несколько лет в €понской почве и наконец стану €понцем совершенної.

Ђ[јрхиепископ Ќиколай] приказал похоронить себ€ не в цементовом гробе, даже не в дерев€нном, а просто обмотать в мантию архиерейскую, спеленать воскрили€ми от клобука и без вс€кого гроба закопать, чтобы поскорее растворитьс€ в €понской землеЕї Ц вспоминал епископ —ергий [2].

3/16 феврал€ 1912 года всю японию облетела скорбна€ весть о кончине св€тител€.

ћогила св€тител€ Ќикола€ японского на кладбище янака / ‘ото √алины Ѕесстрем€нной
ћогила св€тител€ Ќикола€ японского на кладбище янака / ‘ото √алины Ѕесстрем€нной
ЂЕ» благословив людей твоих, и приобщивс€ ’ристовых “аин, конец земнаго труда при€л еси, всех рыдати по тебе оставивї (тропарь 8-й песни канона св€тителю Ќиколаю японскому). ¬ладыка Ќиколай был похоронен со всеми почест€ми [3], при этом специально изготовили каменный склеп, в который и поместили гроб.  ак бы предвид€, что владыка будет прославлен в лике св€тых, его пасомые старались сохранить тело архипастыр€ нетленным.

Ќад могилой предполагалось построить двухэтажный храм-часовню, и сбор средств началс€ уже с феврал€ 1912 года. ќднако после революции 1917 года прекратилась финансова€ поддержка японской ѕравославной ÷еркви из –оссии. —осто€ща€ же в основном из небогатых кресть€н и ремесленников японска€ ÷ерковь прежде существовала преимущественно на пожертвовани€ со стороны ѕравославного миссионерского общества и частных русских благотворителей. «емлетр€сение 1923 года и долгий сбор средств на восстановление разрушенного “окийского кафедрального собора стали другим т€желым ударом дл€ еще не окрепшей японской ÷еркви.

ѕоэтому возвести храм-часовню на кладбище янака не удалось. ¬ декабре 1970 года, вскоре после прославлени€ архиепископа Ќикола€ в лике св€тых, в “окийском кафедральном соборе был осв€щен придел во им€ равноапостольного св€тител€. ¬ 2000 году ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий II подарил “окийскому собору золотую раку, куда поместили частицы мощей равноапостольного Ќикола€ японского.

¬ 1972 году в городе ћаэбаси построили храм, осв€щенный во им€ св€тител€ Ќикола€ японского. ј в 1978 году с южной стороны от “окийского собора была установлена часовн€ во им€ просветител€ японии.

¬ нескольких храмах японии Ц в городах —эндай, ’акодатэ, ќсака, “оЄхаси Ц есть частицы мощей св€того. ѕримечательно, что принесению в храм ’акодатэ частицы мощей равноапостольного Ќикола€ была посв€щена специальна€ стать€ в центральной газете губернаторства ’оккайдо.

16 феврал€ 2003 года митрополит “окийский ƒаниил подарил храму на родине св€тител€, в деревне Ѕереза “верской области, икону с частицей мощей св€того. ¬ окт€бре 2003 года епископ —ендайский —ерафим привез частицу мощей св€тител€ Ќикола€ японского в ёжно-—ахалинск [4]. ¬ феврале 2008 года владыка —ерафим передал ковчег с частицей мощей просветител€ японии московскому храму равноапостольного Ќикола€ японского в Ѕибирево [5], а в окт€бре 2008 года доставил в ’абаровск две иконы с частицей мощей св€того. ќдна была подарена ’абаровской духовной семинарии, а друга€ Ц ѕетропавловскому женскому монастырю, расположенному в часе езды от города [6].

“окийский кафедральный собор ¬оскресени€ ’ристова Ц Ђхрам Ќиколайї (Ќиколай-до) / ‘ото √алины Ѕесстрем€нной
“окийский кафедральный собор ¬оскресени€ ’ристова Ц Ђхрам Ќиколайї (Ќиколай-до) / ‘ото √алины Ѕесстрем€нной
¬ сент€бре 2008 года епископ ¬ладивостокский —ергий вместе с делегацией ¬ладивостокской епархии посетил “окио, и в “окийском кафедральном соборе ему была передана в подарок частица мощей равноапостольного миссионера [7]. ј совсем недавно Ц 11 €нвар€ 2009 года Ц частица мощей св€тител€ Ќикола€ была принесена епископом —ендайским —ерафимом в ѕреображенский храм в —аппоро [8].

“ело первого благовестника ѕравослави€ в японии и сейчас покоитс€ на кладбище янака: ЂЌа смертном одре тела многотруднаго вс€ япони€ т€ почте вкупе с царем своим, и даже до ныне почитает св€тую пам€ть твою и просит благодатны€ помощи при гробе твоемї (тропарь 9-й песни канона св€тителю Ќиколаю японскому). –€дом наход€тс€ могилы митрополита —ерги€ (“ихомирова) и первого епископа-€понца Ќикола€ (ќно). «десь же похоронен митрополит ‘еодосий (Ќагасима).

янака Ц это известное в “окио туристическое место. ”зкие улочки, старинные магазинчики, могилы последнего сЄгуна “окугава и исторических де€телей, парк с деревь€ми сакуры Ц все это привлекает €понцев, желающих почувствовать дух старого Ёдо. ѕоэтому район янака оживлен и в будни, и в выходные.

¬ выходные дни на янака бывает особенно многолюдно.  то-то спокойно прогуливаетс€ в парках р€дом с буддийскими пагодами.  то-то возжигает благовони€, окурива€ могилу своих родственников. Ќо есть €понцы и европейцы, спешащие на могилу, перед которой установлен монумент с рассказом о зарождении ѕравослави€ в японии. «десь они став€т цветы, поют тропарь св€тому Ќиколаю японскому и Ђ¬ечную пам€тьї Ц его преемникам, русскому и €понским архипастыр€м.

¬ 1912 году процесси€ с гробом св€тител€ Ќикола€, веро€тнее всего, шла от “окийского кафедрального собора вдоль кампусов “окийского университета и других школ. Ќе случайно епископ —ергий упоминает, что сотни студентов различных учебных заведений, встречавшихс€ по пути процессии, выстроились на улице и замирали в почтительном поклоне. “ак и кончина св€тител€ Ќикола€ послужила нагл€дной проповедью, напомнившей дес€ткам тыс€ч €понцев о ѕравославии.

Ќачина€ с 1913 года, в день преставлени€ владыки ежегодно служились панихиды, а после прославлени€ архиепископа Ќикола€ в лике св€тых Ц молебны о становлении ѕравослави€ в японии: Ђ‘имиам приносим тебе пред гробом твоим честным, €ко да с кадилом вкупе и молитвы тво€ вознос€тс€ выну ко √осподу о преспе€нии вс€ческом паствы твое€ и велики€ японииї (тропарь 9-й песни канона св€тителю Ќиколаю японскому).

¬ каждом февральском номере Ђ¬естника японской ѕравославной ÷ерквиї публиковались статьи, посв€щенные пам€ти архипастыр€. ¬ 1936 году, когда отмечалось 100-летие со дн€ рождени€ миссионера, была выпущена юбилейна€ книга о св€тителе Ќиколае. ¬ этом и до насто€щего дн€ наиболее полном издании объединены очерк епископа —ерги€ (“ихомирова) о последних дн€х жизни архипастыр€, стать€ современника св€тител€, св€щенника ѕетра —иба€ма и сборник проповедей владыки Ќикола€.

ќднако насто€щим живым пам€тником архиепископу Ќиколаю стала сама японска€ ѕравославна€ ÷ерковь, все эти годы сеюща€ семена ѕравослави€ среди €зыков. » в этом году 11 €нвар€ в —аппоро состо€лась миссионерска€ конференци€ приходов ’оккайдо. ¬ конце €нвар€ миссионерский семинар прошел в приходе »ва€до, на северо-востоке острова ’онсю. ¬ центре японии в городе ќсака 11 феврал€ был организован традиционный учебный семинар «ападно-японской епархии. ¬ городе  агосима (остров  юсю) с 9 по 12 феврал€ отмечалось 130-летие возникновени€ прихода и 50-летие со дн€ возведени€ современного здани€ храма. ¬ эти дни проводилась выставка иконописи, а 11 феврал€ состо€лась лекци€ €понской иконописицы ≈вгении —ираиси Ц автора икон дл€ нескольких православных храмов японии.

¬ самом “окийском кафедральном соборе, знакомом каждому €понцу как Ђхрам Ќиколайї, 15 феврал€ была совершена празднична€ всенощна€, а 16 феврал€ Ц Ѕожественна€ литурги€. «атем у могилы св€того в янака был совершен молебен о становлении ѕравослави€ в японии.

¬споминаетс€ тропарь архипастырю: Ђјще и умер еси, но жив в √осподе пребываеши, чудотвор€ ко гробу твоему притекающим и им€ твое призывающим, и по всей японии проносиши славу ’ристовуї (тропарь 8-й песни канона св€тителю Ќиколаю японскому).

Галина Бесстремянная

16 феврал€ 2009 года

[1] Сергий (Тихомиров), епископ. Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского. СПб., 1913. С. 47.

[2] Леонтий, архиепископ. Русские иерархи в Японии: Николай и Сергий // Русско-американский православный вестник. 1946. № 4. С. 59.

[3] http://www.pravoslavie.ru/put/070215001199.htm

[4] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=753&did=1100

[5] http://www.pravoslavie.ru/put/4036.htm

[6] http://www9.ocn.ne.jp/~higashi/diocesenews.htm

[7] http://www.vladivostok.eparhia.ru/news/eparchy/?ID=2104

[8] http://www.orthodoxjapan.jp/article/20090111.html