онстантинопольска€

Ђ≈сли что и УскандальноФ на јфоне, то только отсутствие единстваї

Ѕеседа с афонским старцем ћоисеем

√лава православного информационного агентства Ђ–омфеаї Ёмилий ѕолигенис посетил афонского старца ћоисе€ в его каливе скита великомученика ѕантелеимона на јфоне и побеседовал с ним.

Ц ќтец ћоисей, как радостно быть р€дом с вами здесь, в богохранимом уделе ѕресв€той Ѕогородицы, где вы монашествуете уже более 35 лет. ¬ы помните, каким был јфон несколько дес€тилетий назад. —кажите, сильно изменилась —в€та€ √ора в последние годы?

Ц я рад приветствовать вас в нашей скромной каливе св€того »оанна «латоуста. ћне отрадна ваша искренн€€ любовь к ÷еркви, отрадна и та объективность, с которой православное информационное агентство Ђ–омфеаї, возглавл€емое вами вот уже в течение трех лет, освещает событи€.

ƒа, —в€та€ √ора действительно богохранима. ќна под покровом Ѕогородицы рождает св€тых и преподобных. Ёто благоуханный сад ћатери Ѕожией. » ќна особенно любима и чтима насельниками јфона. «десь 60 чудотворных ≈е икон, храмы, соборы, часовни, протат, ≈е по€с. «десь, в этом недоступном дл€ женщин месте, все говорит о Ќей.

ѕрошло 36 лет с тех пор, как € переступил порог соседствующего с небом монастыр€ —имонопетра, и 25 лет с тех пор, как € пришел в каливу »оанна «латоуста. ј мне кажетс€, что прошло всего 36 дней.

я не думаю, что за эти годы јфон изменилс€ по существу. ћонастырский устав сохран€етс€ в том же виде уже тыс€чу и дажее более лет. » это очень важно дл€ монахов, ежедневно посв€щающих многие часы богослужению. ћолитва €вл€етс€ их главным деланием, и она дает благоухание их жизни.

ј увеличилось ли количество дорог и машин Ц это не имеет такого уж большого значени€. ’от€, конечно, нужно относитьс€ с большей внимательностью и уважением к этому месту, к его природе. » разрушение старых каменистых дорог было ошибкой.

  техническим достижени€м нужно подходить разумно. я не думаю, что использование солнечной энергии вместо другого топлива нарушает традицию.

Ќекоторые люди приезжают на јфон один раз в жизни с романтическим настроем и считают, что —в€та€ √ора Ц это окаменевший музей, что здесь нет жизни, нет развити€ и продолжени€ традиции. “акие люди Ц строгие судьи, без конца указывающие и обвин€ющие. Ќо при этом дл€ передвижени€ они прос€т хорошее транспортное средство, их раздражает пыль, и они желают удобств, словно бы они остановились в гостинице.

я полагаю, что если јфон и изменилс€, то только внешне, а не внутренне. ¬ последние годы были проведены важные реставрационные работы, которые были совершенно необходимы. ј дл€ща€с€ тыс€челетие монашеска€ жизнь, основанна€ на древних св€щенных установлени€х, сохран€ющих институт монашества, посв€щение своей жизни и себ€ Ѕогу и безмолвию, продолжаетс€.

Ц ≈сть ли сейчас на јфоне личности, подобные старцам ѕаисию, ѕорфирию, »осифу?

Ц «наете, как-то вечером мне позвонила одна женщина и спросила: Ђќтец ћоисей, теперь, после преставлени€ старца ѕаиси€, кто же будет вместо него?ї Ц Ђ¬аш духовный отецї. Ц Ђ¬ы его знаете?ї Ц ЂЌетї. Ц Ђ“огда почему же о нем так отзываетесь?ї Ц Ђѕотому что, дочь мо€, св€тость не переходит от человека к человеку, а достигаетс€ самим человеком. —в€тость не передаетс€, если сам человек не потрудитс€ с терпениемЕї Ц Ђ—пасибої.

—корее всего, этой женщине не понравилс€ мой ответ. —ейчас люди все врем€ ищут быстрых и легких решений. ‘астфуд проник из светской жизни уже и в духовную.

ƒаже верующие люди не хот€т потрудитьс€, потратить какое-то врем€. ќни хот€т моментальных решений своих проблем. ѕотому и ищут духоносных старцев, чтобы те тут же разрешили их проблемы. —ами они не хот€т углубл€тьс€ в молитву, смир€тьс€, терпеть. » если не наход€т старцев, то создают таковых сами. Ёто самое страшное заблуждение дл€ обеих сторон. Ќа јфоне говор€т: Ђ¬пасть в заблуждение легко, а выйти из заблуждени€ сложної.

—амое худшее Ц это думать о себе, что ты св€той. ѕсевдосв€тость Ц сама€ больша€ проблема. ƒа сохранит нас Ѕог от псевдосв€тых.

ѕокойный старец ѕаисий говорил: Ђ—амое худшее Ц это когда человек думает, что у него все хорошо, потому что такой человек никогда не пойдет к врачуї.

ѕоиск духоносных старцев в наши дни может принимать болезненные формы, и старца могут счесть за гуру, медиума или мага. “ребуетс€ больша€ осторожность с обеих сторон. ¬едь иной раз высказываютс€ и распростран€ютс€ очень субъективные мнени€ о конце мира, антихристе, войнах.

Ќам посчастливилось не раз лобызать руки покойных старцев ѕорфири€  авсокаливита (Ж 1991), ѕаиси€ —в€тогорца (Ж 1994), духовных чад »осифа —пилиота (Ж 1959) и многих других.

Ќесомненно, и сейчас на јфоне есть благодатные старцы, подобные названным мною усопшим, которых верующие называют св€тыми.

ѕока будет существовать ÷ерковь, будет совершатьс€ Ѕожественна€ литурги€, будут рождатьс€ и св€тые. —в€той ƒух не медлит, не спит, не перестает вдохновл€ть.

—в€тость не любит славы, она любит быть тайной и незаметной. “ам, где св€тость, там нет €рких надписей, указателей, громких объ€влений, прожекторов и рекламы. “от, кто скажет, что он св€т, перестает быть св€тым.

—ейчас на јфоне готовитс€ к изданию ѕатерик, в котором собраны около 500 жизнеописаний подвижников XX века.

—в€та€ √ора была названа так по св€тости отцов, живших на ней. јфонска€ лампада св€тости никогда не потухала. ќна не угасла и по сей день и привлекает к себе многих людей.

Ц Ќедавно премьер-министр √реции √еоргий ѕапандреу создал комиссию, состо€щую из политических де€телей, по защите —в€той √оры јфон. „то вы думаете об этом?

Ц —в€та€ √ора јфон, как мы уже говорили, находитс€ под защитой ѕресв€той Ѕогородицы. √осударственна€ защита тоже необходима. ќднако какую цель поставит перед собой эта нова€ комисси€, € не знаю.

ѕроблемы јфона лучше всех знают сами его насельники. ћногие правительства врем€ от времени каким-то образом отзывались на нужды —в€той √оры. Ќо, боюсь, что они не понимали истории, не осознавали ценности, значени€ и важной роли јфона.

¬о врем€ кризиса ни один политик не возвысил своего голоса, чтобы сказать: Ђ√оспода, у √реции есть јкрополь и јфон. ќтнеситесь с уважением к их св€щенной ценности. Ќельз€, чтобы не оставалось ничего св€того. Ќе используйте јфон дл€ достижени€ своих политических целейї.

Ѕыло бы хорошо, если бы эта вновь созданна€ комисси€ стала посто€нно сотрудничать со —в€щенным  инотом —в€той √оры на благо јфона.

¬сем бы хотелось, чтобы этой комиссии действительно удалось ответить на потребности јфона.

Ц Ќо, хот€ премьер-министр и создал  омиссию по защите —в€той √оры јфон, то же правительство отклонило за€вку —в€щенного  инота на участие в программе Ђ»нформационное обществої, в которой речь шла об оцифровке византийских реликвий —в€той √оры. –азве в этом нет грустной иронии?

Ц ƒа, это действительно очень грустно. ћы надеемс€, что это решение будет пересмотрено в скором времени.

Ц ќтец ћоисей, существует ли взаимодействие между монастыр€ми —в€той √оры? ≈сли да, то формальное оно или же действительное?

Ц я думаю, что взаимодействие между монастыр€ми —в€той √оры существует, главным образом, по вопросам решений заседаний —в€щенного  инота.

–ешени€, естественно, принимаютс€ большинством. Ёто сама€ стара€ демократи€ в мире, котора€ существует уже более дес€ти веков.

¬озможно, это взаимодействие могло бы быть еще более существенным ради общего блага.

ƒостойна€ уважени€ совместна€ жизнь в одном месте на прот€жении более тыс€чи лет людей, пришедших отовсюду, может многому научить разделенный и враждующий мир.

Ц ¬есной этого года вы написали резкую статью, направленную против взгл€дов профессора ’ристоса янараса, котора€ имела большой резонанс. „то послужило причиной дл€ по€влени€ этой статьи?

Ц ѕричина очевидна. √осподин ’ристос янарас Ц известный профессор и писатель, и € считаю, что он должен внимательнее относитьс€ к своим высказывани€м.

Ѕезусловно, у него есть право иметь любое мнение и суждение, но ему не делают чести его оскорбительные высказывани€ на €зыке улицы о многочисленной братии јфонской горы. я верю и надеюсь, что он раска€лс€ во всем том, что написал тогда так поспешно и необдуманно.

ћинистр обороны Ё. ¬енизелос и глава оппозиции ј. —амарас уже за€вили, что нет никакой Ђскандальнойї истории с ¬атопедским монастырем.

¬ течение двух лет средства массовой информации пытались убедить народ в том, что существует нека€ Ђскандальна€ї истори€, св€занна€ с ¬атопедским монастырем. ≈стественно, на многих людей это оказало сильное вли€ние. —оздалась гнусна€ ситуаци€. Ќекоторые получили в св€зи с этим высокие места, голоса избирателей, продвижение по службе и прочее. ќднако в ¬атопедском монастыре до сих пор не было обнаружено никаких Ђчерныхї денег, незаконных действий или злоупотреблений.

¬ создавшейс€ атмосфере трудно высказывать другое мнение. “ут же скажут, что теб€ подкупили.

¬ течение двух лет афонский монастырь со 110 монахами, с многолетней историей подвергалс€ нападкам, насмешкам и поруганию, и лишь немногие сумели выступить в защиту монастыр€, хот€ никаких незаконных действий доказано не было.

Ђ—кандальнымї дл€ мен€ €вл€етс€ отсутствие единства на —в€той √оре. Ќикто никогда не говорил, что нужно поддерживать произвол или не сообщать своего мнени€ в соответствующие инстанции, но насельникам јфона никак не подобает публично осуждать своих афонских братьев.

»гумен ≈фрем и старец »осиф (+2008)
»гумен ≈фрем и старец »осиф (+2008)
Ц  ак вы относитесь к игумену ≈фрему, насто€телю ¬атопеда?

Ц »гумен ≈фрем оказалс€ самым обвин€емым человеком последних дес€тилетий. Ќи на кого так не нападали: ни на военных преступников, ни на торговцев наркотиками, ни на торговцев людьми.

≈го вера, незлобие, терпение и всепрощение свидетельствуют о его внутренней силе, котора€ должна была бы дать пон€ть многое его обвинител€м.

я не знаю подробностей этого дела, но поведение игумена производит на мен€ положительное впечатление, в то врем€ как поведение его обвинителей, даже тех, кто носит р€су, мен€ огорчает.

Ќе хочу вас утомл€ть долгими речами. я молюсь и надеюсь, что истина восторжествует и что исчезнут враждебность и пристрастие.

≈сли есть какие-то ошибки, то, безусловно, они должны быть исправлены, однако не нужно никого осуждать преждевременно. Ќет сомнений, что правосудие свободно и беспристрастно совершит свое трудное дело.

Ц ѕоследние мес€цы √реци€ переживает большие трудности в св€зи с экономическим кризисом, так что случаетс€, что у людей часто нет даже необходимого.  уда мы движемс€? ≈сть ли надежда на спасение?

Ц Ёто правда, что сейчас серьезный экономический кризис, что многие наши соотечественники испытывают чрезвычайные трудности.

ќднако важно заметить, что уже давно в жизни современных греков стали происходить серьезные нарушени€. —реднестатистический современный грек зан€т обогащением, насыщением, расточительностью, развратом и развлечени€ми.

“еперь обожествл€ют любовь к деньгам, услаждение плоти, тщеславие и эгоизм. ƒеньгам, плоти и славе денно и нощно поклон€ютс€ и старые, и молодые. ≈динственна€ цель теперь благоденствие, благососто€ние, хорошее врем€препровождение, сосредоточенность на самом себе.

 омфорт принес скуку. «апад кричит: Ђћы устали от отдыхаї. ƒостоинство грека теперь заключаетс€ в деньгах, домах, земл€х и машинах. √осподствует матери€. ”меренность считаетс€ нищетой, простота Ц глупостью, нищета Ц прокл€тием, воздержанность Ц безумством. ’итрость считаетс€ деловитостью, обман Ц находчивостью, прелюбоде€ние Ц удалью, пор€дочность Ц легкомыслием.

 ризис[1] нас судит. Ётот кризис, конечно, экономический, но в большей степени Ц духовный.  ак бы то ни было, мы никогда не должны впадать в тоску, отчаиватьс€, ленитьс€ и оплакивать свою судьбу.

ƒавайте будем делать, что можем, и, может быть, из горького выйдет потом что-то сладкое. Ќадо в какой-то момент ощутить, что мы рождены не дл€ покупки шикарного автомобил€, что и не стоит жить ради чего-то подобного и что √осподь не дл€ этого нам дал жизньЕ

Ц ќтец ћоисей, хотелось бы услышать от вас и о таком историческом событии, как Ѕожественна€ литурги€, которую совершил ¬селенский ѕатриарх в Ѕогородичном монастыре —умела в “урции.

Ц ѕатриарша€ Ѕожественна€ литурги€ в удивительном Ѕогородичном монастыре —умела в ѕонте после 88 лет разорени€ стала трогательным и великим историческим событием.

Ёто событие принесло радость не только понтийскому народу, но и всему греческому миру. √ордость ѕонта, котора€ более тыс€чи лет была духовным, культурным и образовательным центром, пережила что-то подобное своей былой славе.

¬селенский ѕатриарх ¬арфоломей, глубоко растроганный, обратилс€ с речью к сердцам верующих. Ѕезусловно, эта Ѕожественна€ литурги€ станет важным этапом и на его жизненном пути.

ѕрисутствие митрополита ƒрамского ѕавла, у которого понтийское происхождение, его слова и его стихи вызвали гор€чие слезы у многих.

ѕресв€та€ Ѕогородица —умелийска€, Ѕогородица јфонска€, Ѕогородица √реческа€, Ѕогородица ¬селенска€ да заступаетс€ за нас всегда.

¬се мы очень нуждаемс€ в ≈е заступничестве. ѕусть смиренна€, чиста€, молчалива€, св€та€ ѕриснодева вдохновл€ет всех и не перестает распростирать покров над —воим излюбленным афонским уделом.

Ѕлагодарю вас за эту беседу, и простите мен€ за мою жесткую пр€моту.

ƒа укрепл€ет и вас всегда Ѕогородица в вашем деле объективной подачи информации.

С герондой Моисеем беседовал Эмилий Полигенис
Перевела с греческого Алевтина Волгина

22 декабр€ 2010 года

[1] Первое значение греческого слова κρίσις – Ђсудї. – Прим. пер.
     омментарии читателей
    2018-01-27
    09:58
    ирина:
    —паси вас √осподь...
    2012-11-08
    03:32
    јнна:
    —пасибо
    2012-03-15
    22:46
    ёли€:
    я верю, что мо€ дочь одержит победу в командном конкурсе "«ерно истины" и сможет побывать р€дом с этим, пропитанном св€тостью месте. ќчень бы этого хотелось. ƒа простит и хранит нас всех √осподь.
    2011-12-11
    20:08
    Ћюбовь:
    “рудно выразить словами то , о чем плачет душа , и какое счастье , когда находишь слова , которые выражают твои мысли , боль и надежду! —пасибо за это интервью.
    2011-04-19
    14:55
    Ќатали€:
    Ѕлагодарю ¬ас за интересное интервью.–аба Ѕожи€ Ќатали€.
    2011-01-19
    01:13
    —ветлана:
    —пасибо ¬ам большое!ƒа хранит ¬ас √осподь!ѕока јфон жив и его насельники мол€тс€ за нас грешных,жива и надежда в наших сердцах.
    2011-01-09
    11:20
    ƒмитрий:
    —пасибо вам большое за то,что публикуете такие интересные интервью со старцами. ѕобольше бы таких. —паси вас √осподь!
    2011-01-04
    02:55
    ƒмитрий:
    ¬се монастыри јфона это краски √оспода и ѕречистой Ѕогородицы а как может радуга быть без какой либо одной!? Ќикак а потуги тангалашек различных мастей на јфон были и будут и —лава Ѕогу!  репче в ¬ере будем!!!
    2010-12-30
    10:37
    ћаксим:
    "»ли кто вселитс€ во св€тую гору “вою? ’од€й непорочен и дела€й правду,глагол€й истину в сердце своем." ѕсалом 14:1,2.
    2010-12-26
    20:11
    ћаксим:
    —лышал на јфоне вроде бунты у монахов бывают, если пам€ть не измен€ет, что то страшновато туда ехать.
    2010-12-26
    14:38
    јлександр:
    я люблю јфон,хот€ никогда там не был.
    ’очу совершить паломничество на —в€тую гору.
    2010-12-24
    00:30
    јлександр:
    —лава в ¬ышних Ѕогу и на «емли мир, в человецех благоволение!!!
    2010-12-23
    10:51
    ≈лена:
    √еронда ћоисей, от всего сердца и души благодарю ¬ас за интервью, и клан€юсь ¬ам.
    2010-12-23
    00:57
    —ветлана:
    —лава Ѕогу,не всЄ так плохо,как мы думали!
    —лава “ебе Ѕоже!
    2010-12-22
    21:20
    ¬ладимир:
    ¬ ≈диной, —в€той и  афолической ÷еркви боль одна - не единство, не св€тость, не кафоличность, которые, как €звы на “еле ’ристовом, отпугивают маловерных,но укрепл€ют верных на еще большую, ревностную борьбу за единство, св€тость и кафоличность - это, собственно, афонский геронда ћоисей и имел сказать...
    2010-12-22
    15:31
    раиса:
    “удно что-то комментировать, ибо гласом монаха из каливы глаголет чистое слово и вдохновение св€того человека. ћир ¬ам, геронда ћоисей!Ѕудете смотеть на небо, будете молитьс€, вспомните,что чита€ ¬аше откровение, одна душа, недостойна€ раба Ѕожи€ –аиса заплакала. “ак сильно ¬аше откровение. лан€юсь ¬ам, всем насельникам јфонской горы.
    2010-12-22
    14:34
    јлександр:
    —лава “ебе Ѕогородица - чадолюбива€ горлице - Ќебесе и «емли - √осподствующа€ ÷арица !!!
    2010-12-22
    14:07
    ќЋ≈:
    —паси, √осподи!
    2010-12-22
    12:06
    —ветлана:
    Ѕлагодарим ¬ас за радость прочитать это интервью.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    Ёмилий ѕолигенис

    јлевтина ¬олгина