– Ваше Блаженство, многие
считают, что «Черный континент» и сегодня
продолжает оставаться в несправедливом положении, а его
народы эксплуатируются в угоду экономическим интересам
сильных мира сего. Насколько значима в таких условиях
миссионерская роль древнего Александрийского
Патриархата?
– Бог возжелал, чтобы я оставил свой родной остров
Крит и оказался в России, а потом в течение многих лет нес
миссионерское служение в Африке, на этом континенте
будущего, на континенте, где, по словам Патриарха
Парфения, решаются судьбы мира. Да, здесь имеют место
потрясающая несправедливость, нищета, голод и несчастья. И
где? На одном из богатейших континентов планеты Земля!
Александрийский Патриархат ведет миссионерскую
деятельность уже 60 лет, начиная с Патриарха Мелетия
(Метаксакиса), первого Предстоятеля Александрийской
Церкви, который понял, что у африканского континента есть
будущее. Так, при нем были основаны первые митрополии в
Южной Африке, а затем при следующих патриархах в
Дар-эс-Саламе в Танзании основывается Кенийская
митрополия. Я на личном опыте знаю, что такое трудности и
несправедливость, а потому всегда стараюсь помочь…
Очень важно, чтобы все знали: Африка – континент,
страдающий от несправедливости, поскольку сильные мира
сего не захотели помочь африканцам обрести свой путь.
– Несколько дней назад Вы, Ваше Блаженство,
вернулись из пастырской поездке по Йоханнесбургской
митрополии, которую посетили по случаю 100-летнего юбилея
греческой общины Йоханнесбурга и 80-летия основания
Йоханнесбургской митрополии. Расскажите нам об этом,
поделитесь теми чувствами, которые Вы пережили во время
Вашего визита в Южную Африку.
– В Южной Африке проживает большая часть нашей
паствы. Каждый год я непременно посещаю этот регион. Мы
праздновали 100-летие основания греческой общины святых
Константина и Елены на центральном приходе, а также
100-летие Благовещенского прихода в Претории. Потом я
посетил Дурбан, где мы освятили храм святителя Николая.
Затем я проехал две с половиной тысячи километров и
оказался в Порт-Элизабете, где мы праздновали 50 лет
открытия прихода и 40 лет основания Кейптаунской
митрополии. Во главе как Йоханнесбургской, так и
Кейптаунской епархий стоят замечательные архиереи
кипрского происхождения, насельники Киккского монастыря,
митрополиты Йоханнесбургский Серафим и Кейптаунский
Сергий. Мне было особенно радостно оказаться рядом с ними.
В этой поездке меня сопровождал митрополит Мемфисский
Павел, который на протяжении 30 лет окормлял
Йоханнесбургскую митрополию.
Южная Африка – прекрасная страна, утопающая в
зелени, богатая минеральными ресурсами, но, к сожалению,
сейчас возникла серьезная проблема, которой не
существовало ранее, – это межплеменные столкновения,
имевшие место, в частности, и во время моего визита.
– Как Вы оцениваете диалог с Католической
Церковью, исходя из того факта, что Александрийская
Церковь, основанная апостолом Марком, неоднократно играла
значительную роль в межхристианских отношениях, когда,
например, Ваш предшественник был приглашен рассудить спор
между патриархами Ветхого и Нового Рима?
– Разумеется, в титуле Александрийского Патриарха
содержится именование «Судья». Все мы уважаем
и любим наш Вселенский Патриархат, ведь Вселенский
Патриарх является Патриархом нации. Я очень рад, что между
грекоязычными Патриархатами существует единодушие. А для
меня это еще важно и потому, что я происхожу с острова
Крит, избранной дщери Вселенского Патриархата. Я верю в
диалог, Его Всесвятейшество как первый из епископов и
Предстоятель Нового Рима идет, чтобы дать целование любви
Предстоятелю Рима Ветхого. Как известно, в начале
христианской эры роль столпов играли Церкви Римская,
Александрийская и Антиохийская. По прошествии лет
Константинопольская и Иерусалимская Церкви также приобрели
статус Патриархата. И таким образом формируется институт
пентархии: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия,
Иерусалим. Сейчас осталось только четыре Патриархата, но я
верю, что диалог должен продолжаться. Мы должны
свидетельствовать о сокровище, которым обладаем и которое
называется Православием. Мы не предадим, не откажемся от
своих прав, но громко заявляем, что истина у нас, а потому
мы не боимся диалога. Но, ведя диалог, мы всегда
основываемся на вере в то, чему научили нас наши отцы,
повторяя слова святителя Марка Евгеника: «Не
отречемся от тебя, о любезное Православие».
– Ваше Блаженство, некоторое время назад Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II говорил о возрождении
Русской Православной Церкви. В частности, Его Святейшество
упомянул о сотнях монастырей, основанных в последние 15
лет, фондах, центрах и прочих значительных достижениях
Русской Православной Церкви. Думаю, что Вы, Ваше
Блаженство, имели бы право оценить тот путь, которым
шествует Русская Церковь, ведь в течение целых десяти лет
Вы несли там свое послушание в качестве епископа
Киринского.
– Действительно, часть своей жизни – целых
десять лет – я провел в России. Но кто стал тому
причиной? Мой любимый святой – преподобный Серафим
Саровский, которого я и молил познакомить меня со святой
русской землей. Я приехал в Одессу в 1985 году и жил там
до 1995 года. В то время я и познакомился с тогдашним
митрополитом Таллиннским и всей Эстонии, а ныне Патриархом
Московским и всея Руси Алексием. С тех пор нас связывает
духовная дружба, поэтому я люблю его, ценю, и недавно,
спустя двенадцать лет после нашей последней встречи,
посетил Его Святейшество с официальным визитом. Мне
представилась возможность поговорить с ним как раньше,
потому что я знаю русский язык, и увидеть вблизи
возрождение Русской Церкви. Но начиналось оно еще тогда,
когда я находился в Одессе, с празднования 1000-летия
Крещения Руси, и лишь потом постепенно стало набирать
силу. Только в одной Москве открылось 560 церквей. Я лично
пережил тот суровый период, очень трудные дни, но видел,
что свет Православия никогда не угасал, потому что
православная вера вошла в плоть и кровь русского народа. В
освященной русской земле, прославленной подвигами тысяч
новомучеников, поднимается из пепла живая Церковь,
воскрешает былые обычаи, неся миру евангельское
благовестие.
С давних пор у нашего Патриархата и Русской Православной
Церкви существует традиция обмена представителями. Так, в
Москве несет послушание епископ Киринский Афанасий, а в
Каире – игумен Леонид (Горбачев). Существование
подворий уже много сотен лет свидетельствует о дружеских
связях между Александрией и Москвой, особенно в
экономически трудные периоды нашей истории, когда
Патриархи приезжали в Россию просить помощи.
Я желаю всему русскому народу всегда сохранять в своих
сердцах благочестие и благоговение, которому они научись
от своих бабушек и дедушек.
– Ваше Блаженство, расскажите нам о Вашей поездке
в Западную Африку.
– Наша африканская паства насчитывает в Западной
Африке более 400 тысяч человек. Это мой первый визит в
этот регион. В программе – посещение Берега Слоновой
Кости, Либерии, соседних стран, таких как Сьерра-Леоне.
Приведу один пример. В этой стране действует небольшой
протезный завод, где изготавливают протезы рук и ног,
которые один клирик святой жизни, отец Фемистоклис
Адамопулос, проходящий свое служение в Либерии и
Сьерра-Леоне, раздает изувеченным в результате подрыва на
минах людям. Причем не только взрослым, но и искалеченным
детишкам, чтобы те смогли выучиться какому-нибудь ремеслу,
а не волочиться в буквальном смысле этого слова беспомощно
по земле. За то, что делает Церковь этим людям, мы не
ожидаем вознаграждения. Мы никогда не занимаемся
пропагандой, но находимся рядом с теми, кто нуждается в
нашей посильной помощи. Люди прекрасно знают, что наша
Церковь не располагает большими финансовыми ресурсами, но
когда они знакомятся с нами, то приходят к нам, потому что
находят у нас то, чего ищут их сердца: любовь, любовь,
любовь!!!