Грузинская

Осуждение, обличение и рассуждение

Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода
Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода
Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Перевел с грузинского Мераб Джикия

27 декабря 2010 года

    Комментарии читателей
    2017-06-22
    09:54
    Татьяна:

    Как хорошо, что нас так вразумляют наши архипастыри!
    Но, может, они объяснят нам, как не осудить самих наших епископов, заигравшихся с экуменизмом?
    2015-11-05
    15:30
    Денис:
    Хорошее разъяснение. Но считаю, даже при обличении главное не поддаться чувствам, а то можно легко перейти на осуждение. А как это сделать? Думаю, тут надо чтобы мы сами и Бог хорошо поработали над нашим сердцем.
    2015-08-21
    13:21
    Елена Жукова:
    спаси Вас Господи за такое хорошее разъеснение!
    2014-07-22
    02:13
    Виталий:
    братия,хорошо еще сказано у Феофана Затворника в "Письма о разных предметах веры и жизни"Часть1, п.9 О хороших и неисправных священниках.О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего.
    прошу Ваших молитв.
    2014-06-17
    20:25
    Любовь:
    Спасибо автору, что в статье подняты такие важные и животрепещущие вопросы. Насчет осуждения, обличения и рассуждения - в принципе, так и предполагала, но заметила, что многие верующие эту грани не чувствуют, а боятся даже рассуждать, не то чтобы обличать, считая все это осуждением. Спасибо, Ваша статья послужила подтверждением, что, в принципе, думаю я правильно...

    Понравился комментарий Дмитрия, что не желают слышать люди обличение. Затворены уши, озлобляются. Кстати, не согласна с одним моментом в статье, что ненависть бывает, когда обличение перешло в осуждение. Не думаю (мне кажется, что сам факт обличения уже автоматически вызывает ненависть, вспомним библейские примеры, да собственно, Христос и фарисеи, Иоанн и Ирод... или Христос и Иоанн не умели обличать?! а результат...) так или... неправильно обличаю, в общем, приняла во внимание всю тонкость процесса обличение. Да, обличение это тяжкий труд и тонкий... Дай Бог все делать правильно, в том числе и выполнять обязанность свою обличать. Тут возникает ряд практических вопросов. Можно ли как-то задать их автору лично? Допустим, через электронную почту? У меня, к сожалению, нет духовного наставника. Почему - вопрос обширный и сложный.



    2014-04-09
    21:51
    OLGA:
    Gramotno i lakonichno, dusha radujetsja.U gorjachego cheloveka cerdce naraspashku.SPASI VSEH GOSPODI.
    2013-10-31
    06:05
    Illia Kupalenko:
    Даа, статья веская!!! Главное теперь усвоить эти капли воды живой...
    2013-10-17
    15:47
    Аня:
    Спаси Господи за такие слова! Очень душеполезные и как хорошо сказано , про изменение Ритма Собственной жизни! Как это Важно для Христианина.
    2013-02-05
    13:46
    Олег Петров :
    Спаси Господи !!! Со слезами прочитал , просто и разумно !! Слава Господу Богу за статью !
    2013-01-12
    11:08
    Андрй:
    Замечательная статья! Всё очень ясно и просто написано. Спаси, Бог, за труды!
    2013-01-02
    02:03
    Людмила:
    Огромное спасибо! Давно пыталась понять, но самостоятельно не пришла ни к какому выводу. Сейчас всё понятно.
    2012-01-08
    07:10
    Георгий:
    Мiр вам!
    2011-09-14
    14:47
    Константин:
    Доброе зерно посеянное в наших сердцах даст росток, а может вырасти в крепкое дерево веры и любви. Спасибо.
    2011-02-15
    20:38
    tina santa:
    Наставляет....
    2011-02-09
    16:13
    Небойша:
    Очень полезно навсегда.
    С праздниками Св.Трех Иерархов и Сретения Господнья
    2011-01-17
    14:36
    Мераб:
    Спасибо, братья и сёстры, за высокую оценку содержания переведённого мной материала.Спаси Вас всех, Господь ! С Рождеством Христовым и новым годом ! С братской, христианской любовью !
    2011-01-16
    18:03
    Георгий:
    Бог Вам в помощь. Вы несети в души людей искру спсения.Раб Божий Георгий.
    2011-01-13
    11:40
    Вера:
    Спаси Господи за такую замечательную статью!
    Быть внимательным к себе, стараться разобраться в своих чувствах, увидеть свой грех - как это сложно, и как необходимо...
    2011-01-09
    20:52
    Елена:
    Спасибо за статью! Очень полезная - многое расставилось по местам. C Рождеством Христовым!
    2011-01-04
    02:39
    Дмитрий:
    Верно все....и как трудно исполнить,обличать с любовью. И все ли хотят это слышать.Любви между людьми практически нет,даже между родными,ходишь а вокруг глухие немые и обозленные. Страх Божий лекарство,слезы и покаяние Простите меня архигрешника.
    2011-01-02
    13:15
    Валерий65:
    Наконец-то получил внятный ответ на вопрос - чем суждение отличается от осуждения?
    2010-12-30
    17:30
    Вера:
    Спасибо за статью!
    Да, если имеем искреннюю любовь и терпение, то поймем, как правильно обличить человека. А если не имеем - любви, то нечего и трогать других.
    2010-12-30
    00:44
    Светлана:
    Спасибо большое! Прошу Ваших молитв, отец Иоанн!
    2010-12-29
    17:24
    марина:
    Спасибо за статью. Открывает глаза!
    2010-12-28
    23:11
    Григорий:
    Почему не работает версия для печати? Причем на многих страницах
    Ваш комментарий

    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

    Ваш комментарий:
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш e-mail:
    (опубликован не будет)
    Введите число,
    напечатанное
    на картинке: