|
Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода |
Часто
спрашивают: какая разница между осуждением и
обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении
Господь говорит: «Не судите, да не судимы
будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут
мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается
обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит
против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и
им одним… если же не послушает, возьми с собою
еще одного или двух, дабы устами двух или трех
свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не
послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не
послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь» (Мф. 18: 15–17).
А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной
из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как
отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение.
Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда
как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга.
В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает
любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой
любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед
окружающими и выявить свою осведомленность. Слова,
сказанные без любви, неизбежно оказываются личным
оскорблением человека как перед ним самим, так и перед
окружающими. Происходит отождествление личности
осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом,
абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю
личность и затмение добрых и положительных качеств
человека.
Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к
человеку, которого обличают. Целью обличения является
выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном
спасении.
Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном
Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он
хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с
Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу
о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого
ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда
разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой
поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан
ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у
Урии Хеттеянина единственное его богатство –
красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя
Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением
последовал и плод – искреннее раскаяние.
Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же
обличения, несмотря на то, что часто они справедливы,
из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер
осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым
говорим правду, но из этой правды остается исключенной
забота о спасении человека и искреннее желание вывести его
из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст
доброго плода, так как в это время предаются забвению
многие добродетели обличаемого человека.
Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны
помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь
после этого сказать слово, помня, что наша цель –
спасение человека, а не унижение. Так что истинное
обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия
и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину,
которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с
осуждением, что обязательно приведет к худшему. В
частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем
мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.
Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем
добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит,
что мы имеем разум Христов – имея в виду себя,
апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом
Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение
и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению
этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их
жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения,
тогда он будет защищен от осуждения других.
Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша
духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все
встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего
разговариваем и действуем механически, поверхностно.
Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда
выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь
каждому из нас посылает достаточно испытаний для того,
чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в
первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием
своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы
тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который
безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное
обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.
Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы
строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и
становимся более человеколюбивыми, благосклонными и
милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий
святых, но без переживания за собственные грехи и
полученного через это опыта не приобретем разума Христова
и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает,
что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза,
чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего,
– но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем
наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в
будущем. Это явление начинается в личности, а затем
распространяется на семью, общество и на весь народ.
Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем
освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно
будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.
Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни,
которая будто бы не дает возможности углубиться в самого
себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим
неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не
заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого
дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой
заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о
завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так
мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что
не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем
искусственно создавать эти основания, из-за чего и
происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то,
что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же
время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что
мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся
управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом
плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело,
поскольку экономически там больше делают и успевают, но
там в силу всего этого невидимо разрушается человек как
личность и разрушается семья, а где рушатся личность и
семья, там эта же участь ожидает и государство.
Экономические и политические успехи только тогда будут
твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они
будут иметь твердую нравственную основу.
Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами
ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что,
мол, не хватает времени для самопознания и духовного
развития. Причиной этого является и зависть, так как мы
постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении
материального богатства и земной славы.
В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но
это не означает, что отдельные личности не могут изменить
ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта,
образованности и стремления к благочестивой жизни они
могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум
Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему
Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не
достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую
очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас
любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и
избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения,
так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь
к ближнему.
09:54
Как хорошо, что нас так вразумляют наши архипастыри!
Но, может, они объяснят нам, как не осудить самих наших епископов, заигравшихся с экуменизмом?
15:30
Хорошее разъяснение. Но считаю, даже при обличении главное не поддаться чувствам, а то можно легко перейти на осуждение. А как это сделать? Думаю, тут надо чтобы мы сами и Бог хорошо поработали над нашим сердцем.
13:21
спаси Вас Господи за такое хорошее разъеснение!
02:13
братия,хорошо еще сказано у Феофана Затворника в "Письма о разных предметах веры и жизни"Часть1, п.9 О хороших и неисправных священниках.О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего.
прошу Ваших молитв.
20:25
Спасибо автору, что в статье подняты такие важные и животрепещущие вопросы. Насчет осуждения, обличения и рассуждения - в принципе, так и предполагала, но заметила, что многие верующие эту грани не чувствуют, а боятся даже рассуждать, не то чтобы обличать, считая все это осуждением. Спасибо, Ваша статья послужила подтверждением, что, в принципе, думаю я правильно...
Понравился комментарий Дмитрия, что не желают слышать люди обличение. Затворены уши, озлобляются. Кстати, не согласна с одним моментом в статье, что ненависть бывает, когда обличение перешло в осуждение. Не думаю (мне кажется, что сам факт обличения уже автоматически вызывает ненависть, вспомним библейские примеры, да собственно, Христос и фарисеи, Иоанн и Ирод... или Христос и Иоанн не умели обличать?! а результат...) так или... неправильно обличаю, в общем, приняла во внимание всю тонкость процесса обличение. Да, обличение это тяжкий труд и тонкий... Дай Бог все делать правильно, в том числе и выполнять обязанность свою обличать. Тут возникает ряд практических вопросов. Можно ли как-то задать их автору лично? Допустим, через электронную почту? У меня, к сожалению, нет духовного наставника. Почему - вопрос обширный и сложный.
21:51
Gramotno i lakonichno, dusha radujetsja.U gorjachego cheloveka cerdce naraspashku.SPASI VSEH GOSPODI.
06:05
Даа, статья веская!!! Главное теперь усвоить эти капли воды живой...
15:47
Спаси Господи за такие слова! Очень душеполезные и как хорошо сказано , про изменение Ритма Собственной жизни! Как это Важно для Христианина.
13:46
Спаси Господи !!! Со слезами прочитал , просто и разумно !! Слава Господу Богу за статью !
11:08
Замечательная статья! Всё очень ясно и просто написано. Спаси, Бог, за труды!
02:03
Огромное спасибо! Давно пыталась понять, но самостоятельно не пришла ни к какому выводу. Сейчас всё понятно.
07:10
Мiр вам!
14:47
Доброе зерно посеянное в наших сердцах даст росток, а может вырасти в крепкое дерево веры и любви. Спасибо.
20:38
Наставляет....
16:13
Очень полезно навсегда.
С праздниками Св.Трех Иерархов и Сретения Господнья
14:36
Спасибо, братья и сёстры, за высокую оценку содержания переведённого мной материала.Спаси Вас всех, Господь ! С Рождеством Христовым и новым годом ! С братской, христианской любовью !
18:03
Бог Вам в помощь. Вы несети в души людей искру спсения.Раб Божий Георгий.
11:40
Спаси Господи за такую замечательную статью!
Быть внимательным к себе, стараться разобраться в своих чувствах, увидеть свой грех - как это сложно, и как необходимо...
20:52
Спасибо за статью! Очень полезная - многое расставилось по местам. C Рождеством Христовым!
02:39
Верно все....и как трудно исполнить,обличать с любовью. И все ли хотят это слышать.Любви между людьми практически нет,даже между родными,ходишь а вокруг глухие немые и обозленные. Страх Божий лекарство,слезы и покаяние Простите меня архигрешника.
13:15
Наконец-то получил внятный ответ на вопрос - чем суждение отличается от осуждения?
17:30
Спасибо за статью!
Да, если имеем искреннюю любовь и терпение, то поймем, как правильно обличить человека. А если не имеем - любви, то нечего и трогать других.
00:44
Спасибо большое! Прошу Ваших молитв, отец Иоанн!
17:24
Спасибо за статью. Открывает глаза!
23:11
Почему не работает версия для печати? Причем на многих страницах