Ибо младенец родился нам (Ис. 9: 6)
Избавитель приходит в жестокий мир как Младенец, с самого
начала неся в него чистоту, воплощающую великую тайну и
бесчисленные возможности. В этой спокойной и бесстрашной
невинности воплощенное Слово Божие сталкивается с полной
лукавства и интриг развратной человеческой природой.
«Новорожденный Младенец есть символ незлобия, это
дитя есть как новая тварь», – говорит святой
Кирилл Александрийский. У Младенца есть красота,
обладающая первородной силой, но она такая хрупкая.
Избавитель мира требовал от Своих последователей чистоты
сердца, в котором рождаются желания и помыслы. Не внешнего
поверхностного благочестия, но чистоты глубинного бытия.
Позже, будучи в зрелом возрасте, когда Христос вел споры с
псевдобогобоязненными фарисеями и скептически настроенными
саддукеями, Он предупреждал: «Если не обратитесь и
не станете как дети, не войдете в Царствие
Небесное». Он благословил и обнял детей и сказал:
«Ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:
14). Оно тех, кто, как и они, живут в простоте и доброте:
«Оно есть тех, кому от природы присуще незлобие и
кто по своей воле стяжал простоту, которую дети имеют от
природы», – объясняет архиепископ Феофилакт. И
Христос настаивает: «Истинно говорю вам: кто не
примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в
него» (Мк. 10: 15; Лк. 18: 17).
В другой раз, обрисовывая дух, отношение к жизни тех, кого
Он признает Своими, Он утверждает: «Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).Те, у кого
чистое сердце, будут видеть лицом к лицу Бога и будут
поистине сопричастны Ему. Они действительно блаженны.
«Отроча родися нам». Невинность и чистота
Младенца, воплощенного Слова Божия, нового Адама, нового
Человека, вскоре сталкивается с жестокостью и лукавством
ветхого, падшего Адама, отраженного со всей силой в лице
Ирода. «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце,
– попросил мудрецов Востока, волхвов, хитрый
правитель, – и, когда найдете, известите меня, чтобы
и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2: 8).
Развращенный и безжалостный правитель намерен закончить
как можно скорее с угрозой, которую, как он чувствует,
таит для него новорожденный Иисус, воплощенная чистота.
Рождественская история ясно раскрывает этот конфликт:
развращенность против целомудрия. И целомудрие выступает
против развращенности большой или малой власти.
На первый взгляд результат столкновения как будто
предопределен. Сокрушение целомудрия и воцарение
развращенности кажется неизбежным. В долгосрочной
перспективе, однако, повсеместно воцаряется кристальная
чистота Иисуса, а развращенный облик Ирода покрывается
позором. Ибо этот рождающийся Младенец по Своей природе
есть Сын Божий, имеющий действительную власть: «...и
нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник,
Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности»
(Ис. 9: 6).
Чистота, целомудрие души Иисуса не имеет ничего общего с
простотой или слабостью. Напротив, она является смелой и
непреклонной. Иисус Христос клеймит лицемерие,
несправедливость, разврат. И Его порицание явственно
звучит во все времена, ниспровергая сильные и развращенные
слои общества.
Рождение Иисуса Христа раскрывает нам глаза, чтобы мы
могли сосредоточить внимание на невинности и чистоте
детских глаз во всех уголках нашей планеты, даже если они
только что впервые увидели свет Божий. Давайте смотреть на
них с уважением и любовью. И выражать ко всем детям, к
которым можем, неподдельный и деятельный интерес.
Но есть и еще одно: следует поискать внутри себя, в
глубине своей души Младенца – чистоту, преследуемую
эгоизмом, подобным развращенному Ироду. Несмотря на
изменения, которые несет сама жизнь, каждый человек
скрывает в каждом аспекте своей души нечто от
первоначальной детской невинности. Дадим же чистоте и
целомудрию мыслей, настроений и помыслов должное место в
нашей жизни.
Конечно, радуют сообщения и полезны принимаемые решения по
борьбе с развратом. Но необходимо найти новые методы и
меры для борьбы с ним. Однако, как это наглядно показывает
то, что ежедневно выплескивается наружу, способов и
вариантов избежать этих мер еще больше. Разврат истекает
из разума и сердца. И в долгосрочной перспективе именно
туда, наряду с немедленными техническими препятствиями
разврату, должно быть устремлено непосредственное лечение
нашего общества. Начинать следует с правильного воспитания
детей, больших и маленьких: надо заставить их любить
красоту целомудрия и честности. Чтобы они научились питать
отвращение к обману и не хвастаться им. Чтобы они
осознавали, что искренность, прямота и справедливость, все
эти формы чистоты, проявляемые в зрелом возрасте, не
являются слабостью, но это качества благородного,
«бриллиантового» характера, который в конечном
счете есть самое дорогое для семьи, общества и культуры.
«Младенец родился нам». В этот великий
праздник Рождества помолимся, чтобы воплощенное Слово
Божие нам даровало что-то от Его простой невинности и Его
бесстрашной чистоты. Чтобы Христос даровал нам чистоту
помыслов, чувств, побуждений, действий. Чтобы Он просветил
нас силою истины и любви, чтобы мы могли твердо стоять
против любой формы разврата – внешнего или
внутреннего.
Благословенно Рождество. Полон света и надежды Новый год.
Анастасий, Архиепископ Тиранский, Диррахийский
и всей Албании
Рождество Христово, 2010