—ербска€

Ђјвва »устин сказал мне служить в  оторе, где лежит голова змеиї

Ѕеседа со св€щенником —ербской ѕравославной ÷еркви ћомчило  ривокапичем

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич, наместник митрополита „ерногорско-ѕриморского јмфилохи€ (–адовича), насто€тель храма св€тител€ Ќикола€ в городе  отор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи Ђ—прашивайте св€щенникаї на радио —ветигора Ц один из самых известных и любимых св€щенников „ерногорско-ѕриморской митрополии.

ќтец ћомчило родилс€ в 1945 году в семье военного св€щенника. ∆елание продолжить служение отца по€вилось у него уже в детстве. —удьба семьи была трудной, но это только укрепило отца ћомчило в решении посв€тить свою жизнь ÷еркви.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
††††

ѕосле окончани€ богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы »устина (ѕоповича), он возвращаетс€ на родину, с которой была когда-то была изгнана его семь€, чтобы служить в  оторе, так как именно там, по словам отца »устина, Ђлежит голова змеиї. ќ том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории ÷еркви ’ристовой в годы безбожи€, о встречах с ѕатриархами √ерманом и ѕавлом, преподобным »устином и другими подвижниками благочести€ наших дней корреспонденту портала ѕравославие.Ru рассказывает отец ћомчило.

Ц ќтец ћомо, можно ли сказать, что вы родились верующим человеком?

Ц я сын св€щенника, значит человек, верующий с детства. ћой отец был военным св€щенником, после окончани€ ÷етиньской семинарии в 1937 году до 1941 года служил недалеко от –исно. ¬ праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы какой-то коммунист-фанатик ворвалс€ в алтарь, бросилс€ на него, но убийцу удалось остановить. ѕосле этого оставатьс€ там было опасно, и тогдашний Ѕоко- оторский наместник протоиерей ƒжордже —амарджич перевел отца к себе в  отор. ѕоскольку церковный устав позвол€ет архиерейскому наместнику иметь помощника, он использовал эту возможность, потому что дать ему приход он не мог.

Ц ѕочему?

Ц Ќе было свободного прихода, а наместник был слаб здоровьем, и отец помогал ему, помогал всем которским св€щенникам. ќни были пожилыми людьми, а отцу в 1941 году исполнилось тридцать. ¬  оторе он оставалс€ до 1944 года, и таким образом избежал преследований и со стороны коммунистов, и со стороны фашистских оккупантов. ¬ 1944 году в Ѕелой, недалеко от √ерцег-Ќови, понадобилс€ приходской св€щенник, и отец отправилс€ на новый приход, где в 1945 году € и родилс€. Ќо и там отец мешал коммунистам, ведь он был очень образованным, открытым человеком, люди т€нулись к нему. “огда, в 1945-м коммунисты убивали св€щенников, которые пытались эмигрировать. —то двадцать св€щенников, которые уходили с митрополитом »оанникием[1], были убиты по дороге. ќни шли по направлению к јвстрии через —ловению и были убиты в Ѕыстрице, у моста «идан. —ейчас о тех событи€х написана книга.

Ц ¬ –оссии, к сожалению, очень мало об этом известно.

Ц ѕосле войны митрополит »оанникий (Ћиповац), сейчас он канонизирован, колебалс€: бежать ли от коммунистов и потом, возможно, когда-нибудь вернутьс€ или остатьс€. ¬ладыка Ќиколай (¬елимирович) к этому моменту покинул страну и не он один. ћитрополит колебалс€, а профессор јджич, его близкий друг, уговаривал его остатьс€. ќн считал, что даже если коммунисты их арестуют, то отпуст€т, так как на них нет никакой вины. Ќо капитан ƒжуришич, четницкий воевода, настаивал на уходе.   сожалению, никто из них не вернулс€, митрополит »оанникий мученически погиб.

÷елью коммунистов было полное уничтожение сербского св€щенства, в то врем€ как католиков не трогали

Ѕока  оторска€ от ѕетровца до ƒубровника была Ѕоко- оторской епархией и в 1932 году вошла в состав „ерногорско-ѕриморской митрополии. ¬ Ѕоке по-другому смотрели на многие вещи, тут были италь€нцы, было спокойнее, не было таких крайних ситуаций, как на севере „ерногории. ¬ Ѕоке было достаточно св€щенников, никто не пострадал, хот€ целью коммунистов было полное уничтожение сербского св€щенства, в то врем€ как католиков не трогали.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
Ц ѕочему так?

Ц ѕотому что было сильное вли€ние «апада. —мотрите, кардинал —тепинац был преступником, он виновен в геноциде сербов, но “ито сначала предложил ему эмигрировать, и только когда тот не захотел, его судили. Ќо и после осуждени€ у него были максимально комфортные услови€, практически домашний арест.  оторский католический епископ ѕавао Ѕутворац был €вным усташем, но ему дали возможность уехать в ƒубровник, где он и осталс€, никто ему слова не сказал. ј наше св€щенство подвергалось гонени€м.

Ц „то произошло дальше с вашим отцом?

“ак случилось, что в 1947 году в Ѕоке было созвано общее собрание св€щенства, как римокатоликов, так и православных.   сожалению, € не смог найти точных данных, что именно там произошло, из-за чего возник конфликт, Ђдуэльї между моим отцом и одним католическим св€щенником. «наю лишь, что после этого все военные св€щенники (а вместе с моим отцом их было шестеро) вынуждены были покинуть Ѕоку. —пуст€ несколько дней в монастыре —авина они встретились с епископом «ворничко-“узланским Ќектарием ( рулем) и попросили благословени€ перейти в его епархию.  анонический отпуст от местного архиере€, ѕризренского епископа ¬ладимира, у них уже был. “ак они попали в Ѕоснию, где мой отец служил с 1947 года до самой смерти в 1964 году. ќтец умер молодым при странных обсто€тельствах: по официальной версии, у него был рак поджелудочной железы. »нтересно то, что еще несколько его друзей за короткое врем€ умерли от того же, но ничего не доказано, и € не могу ничего утверждать.

»так, отец продолжил св€щенническое служение в Ѕоснии. ќн был замечательным пастырем, и люди до сих пор помн€т его, хот€ он умер п€тьдес€т лет назад. ¬от так получилось, что €, в первый же год своей жизни ставший изгнанником, рос в окрестност€х ƒобо€, там, где служил отец. ¬ тех кра€х живет замечательный, благородный, очень приверженный ÷еркви народ. » мы, все шестеро детей, росли и воспитывались одинаково, в одном духе.

Ц ¬ы единственный св€щенник среди братьев?

Ц ƒа, и когда мен€ спрашивают, что повли€ло на мое решение, € отвечаю, что просто всегда знал, что буду св€щенником. ќтец ожидал, что св€щенником станет мой старший брат, и хот€ никогда не оказывал давлени€, не скрывал этой надежды. Ќо брат выбрал архитектуру, у него талант к этому, он выдающийс€ архитектор. ќтец был немного разочарован, что старший сын не пошел по его стопам и удивилс€, когда св€щенником решил стать €. —реди нас шестерых € был самым активным, неспокойным, считалось, что мне больше подойдет путь офицера, чем св€щенника.  огда отца спрашивали, почему из всех сыновей он именно мен€ послал учитьс€ в семинарию, он отвечал: Ђ«наете, он сам выбрал этот путь. Ќаверно, наступ€т времена, когда будут нужны такие св€щенники как Ђлюта€ трава на лютую рануї. ќтец был намного спокойней мен€, дл€ того времени так было лучше, иначе бы его просто убили. ћой сын физически похож на него, а характером пошел в мен€. Ѕог знает, что делает: видимо, времена борьбы еще впереди.

Ќа зан€ти€х по политпросвещению, где велась антирелигиозна€ пропаганда, € посто€нно задавал вопросы, отравл€€ жизнь преподавател€м...

я отправилс€ в семинарию в Ѕелград. ”чилс€ € очень хорошо, если не сказать отлично, а поскольку шестилетним пошел в школу, то в неполные дев€тнадцать лет закончил п€тилетнюю учебу в семинарии и поступил на богословский факультет. Ќа третьем курсе мен€ призвали в армию. ¬ коммунистической титовской ёгославии у нас, студентов-богословов, не было права, как у студентов других факультетов, на отсрочку и на сокращенный срок службы, и € отслужил полтора года вместе с теми, кто не училс€ нигде. √лупа€ логика власти, глупа€ попытка убедить нас отказатьс€ от нашего выбора, зан€тьс€ чем-то другим Ц ведь они были уверены, что скоро с ÷ерковью будет кончено. „асть, где € служил, была больше похожа на штрафную роту; кого там только не было, уголовные преступники, св€щенники (и католические, и православные), какие-то сектанты! Ќа зан€ти€х по политпросвещению, где велась антирелигиозна€ пропаганда, разрешали спрашивать, если что-то было не пон€тно, и € посто€нно задавал вопросы, изр€дно отравл€€ жизнь преподавател€м...

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
††††

Ц ќ чем же вы спрашивали?

Ц √оворили они, естественно, о том, что Ѕога нет, доказывали это как-тоЕ ј € на факультете изучал апологетику, поэтому всегда находилось, что спросить, в зависимости от того, о чем шла речь. ”пражн€лс€ в остроумии, сослуживцы сме€лись, в общем, € был ночным кошмаром докладчиков.  онечно, были и репрессии, но это уже друга€ темаЕ

„естно говор€, € не люблю говорить о тех временах. Ёто был насто€щий ужас. я служил в Ќови-—аде.  огда однажды € рассказал одну историю, человек, которому € это рассказывал, мне не поверил, а ведь это была, может быть, лишь дес€та€ часть того, что мне пришлось пережить. ѕотом больше не хотел рисковать, не рассказывал, что с нами делали армейские власти. — уголовниками, которые с нами служили, больших проблем не было, они видели, что со мной лучше не св€зыватьс€, € сразу реагирую, без дипломатии. я сильный был, насто€щий черногорец, хот€, конечно, не признаю Ђчерногорскую нациюї.

ѕравда, профессор психологии –адмило ¬учич считал, что у мен€ талант к зан€ти€м психологией. ќни вместе с профессором ≈ротичем готовили мен€ к изучению психологии в ќксфорде, был у них такой план...

Ц ј как же рукоположение?

Ц я был студентом богословского факультета, и было неизвестно, что будет после получени€ диплома, очень уж молод € был. ќбразование свое, включа€ срок службы в армии, € закончил в неполные двадцать четыре года, так что с рукоположением никто не торопил.

ѕо стечению неверо€тных обсто€тельств, мен€ перевели служить в Ѕелград, мне и приснитьс€ такое не могло! Ќова€ военна€ часть радикально отличалась от прежней, и мен€ поставили заведовать армейским клубом и библиотекой.   тому же € был в Ѕелграде! —начала ко мне относились с подозрением, потому что в характеристике, которую € увидел позже, было написано: Ђќпасенї. —ледили, провер€ли, но потом успокоились, и € пон€л, что могу вернутьс€ к учебе и сдать оставшиес€ за четвертый курс экзамены. ќ призыве € узнал в июне, и декан помог мне со сдачей экзаменов раньше срока, так что осенью € ушел служить, сдав почти все экзамены за четвертый курс. я снова начал интенсивно заниматьс€, но это был 1968 год, тогда возник конфликт между —оветским —оюзом и „ехословакией. ѕоследние мес€цы мы были в состо€нии боевой готовности, на учебу времени оставалось мало. —рок закончилс€ в феврале, оставалось не так много, но € нарочно что-то оставил на июнь, чтобы получить диплом в июне, потому что немного бо€лс€, что митрополит будет настаивать на рукоположении.

Ц  то тогда был митрополитом?

Ц ≈пископ Ћонгин «ворничко-“узланский. я получил диплом как представитель «ворничко-“узланской епархии. ћой владыка знал об ќксфордской стипендии и сказал, что € должен ехать, но это был наш человеческий план.  огда € был еще на третьем курсе, к владыке Ћонгину обратились с просьбой люди из  отора. ќни просили, чтобы мен€ поставили служить в  оторе.  онечно, это было не просто так, а по договоренности с аввой »устином (ѕоповичем). я часто бывал у аввы »устина, имел эту честь и привилегию. »гумени€ даже спрашивала мен€: Ђѕочему авва оставл€ет все дела и сидит с тобой?ї я отвечал: ЂЌе знаю, но дл€ мен€ это больша€ честьї.

јвва »устин говорил: Ђ√олова змеи лежит в  отореї

ѕредлага€ мен€ в качестве служащего св€щенника в  отор, авва старалс€ исполнить желание которского св€щенника, который когда-то мен€ крестил, отца Ѕоголюба ћилошевича, но делал это так, чтобы его инициатива была незаметна, потому что он был под слежкой и все мы, кто бывал у него, состо€ли на учете в полиции. я спросил его: Ђќтче, почему не √ерцег-Ќови? я люблю этот город, а  отор не люблюї. јвва ответил: Ђ√олова змеи лежит в  отореї.  онечно, € и тогда понимал, о чем речь, но не чувствовал всей глубины его слов, а сейчас, спуст€ сорок четыре года, € могу это документально подвердить.

Ц „то имеетс€ ввиду?

¬се антиправославные действи€ и манифестации, которые организуютс€ в „ерногории, рождаютс€ в  оторе

Ц ƒело в том, что в  оторе гнезд€тс€ римокатолики, их не так много, но у них огромные средства. ¬се антиправославные действи€ и манифестации, которые организуютс€ в „ерногории, рождаютс€ в  оторе.

—орок лет назад, когда черногорец говорил, что он Ђгордый черногорецї, он подразумевал, что он серб, а сейчас часто подразумеваетс€ другое

¬ 1971 году они финансировали разрушение Ћовченской церкви Ц символа сербства и ѕравослави€ (место захоронени€ ѕетра Ќегоша[2]. Ц ѕрим.пер.) в „ерногории, они же внедрили Ђчерногорствої. ѕросто раньше, сорок лет назад, когда черногорец говорил, что он Ђгордый черногорецї, он подразумевал, что он серб, а сейчас, к сожалению, часто подразумеваетс€ другое. ѕоэтому € ранее подчеркнул, что € черногорец, но не признаю, что существует така€ наци€, € серб. ќб этом необходимо говорить, потому что теперь в „ерногории смысл такого утверждени€ изменилс€. Ђћонтегринизаци€ї Ц это непосредственно ватиканский проект. ” нас есть письмо известного ‘ранциска ѕалавенти€, которое он в 1969 году направил митрополиту ƒаниилу, в нем излагаетс€ вс€ эта программа, он даже митрополита ƒаниила пыталс€ вербовать.

ћесто захоронени€ ѕетра Ќегоша ћесто захоронени€ ѕетра Ќегоша
††††

я был готов к такой борьбе. я Ц сын св€щенника, который умел защищать веру и у мен€ было благословение и молитвенна€ помощь аввы »устина.

Ц  огда вы впервые приехали к авве »устину?

Ц  огда поступил на богословский факультет. ѕока € училс€ в семинарии, ездить к нему было нельз€, такой был пор€док, это была закрыта€ семинари€. Ќа каникулы € уезжал домой, и у мен€ не было денег на другие поездки, хот€ € очень хотел поехать к отцу »устину. Ќо поступив на факультет, первым делом отправилс€ за благословением к авве. Ёто было в 1964 году. — тех пор € часто бывал у него, и один, и с друзь€ми, и с моим будущим кумом, преподавателем английского. » после рукоположени€, конечно же, сразу поехал к отцу »устину.  огда € поделилс€ с ним своей радостью, увидел, кака€ радость вспыхнула в его глазах. ƒумаю, что тогда € пон€л, почему он удел€л мне столько внимани€, ведь только от него € услышал то, что больше нигде не мог слышать, и часто это были весьма деликатные темы.

Ц ¬ы могли бы что-нибудь рассказать о нем?

Ц ќднажды был такой случай. ∆урналист ¬ел€ ѕавлович, автор программы Ђƒуховникиї, зна€ о моих близких отношени€х с аввой »устином, спросил мен€, не пришло ли врем€ поделитьс€ воспоминани€ми о встречах и беседах с ним. я согласилс€. ћы записали передачу, но отказала техника! ј мы даже не заметили, когда это произошло. ¬ел€ потом позвонил мне: Ђ”жасно! —амые интересные вещи не записались!ї

 онечно, € пишу воспоминани€, записки, берегу их, мен€ часто об этом прос€т. ¬прочем, об этом и напоминать не надо, мои дети часто настаивают, чтобы € писал.

Ц „ем занимаютс€ ваши дети?

—тарша€ дочь Ц преподаватель «акона Ѕожи€ в «рен€нине, сын Ц св€щенник и преподаватель в ÷етиньской семинарии.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
††††

Ц ѕродолжают семейную традицию?

Ц ƒа. —мотрите, мой отец училс€ в ÷етиньской семинарии, € четыре года был ректором восстановленной семинарии в ÷етине. ћитрополит јмфилохий назначил мен€ на эту должность, хот€ € не хотел этим заниматьс€, отказывалс€.

Ц ќтказывались?

Ц ƒа.  огда € получил указ владыки, то сказал патриарху ѕавлу, что не могу этого исполнить, потому что у мен€ есть задание от аввы »устина, что € должен быть здесь, на страже в  оторе. » мы договорились, что € буду ректором временно, пока семинари€ не встанет на ноги. „етыре года € занимал эту должность, и когда на одной конференции у ѕатриарха вырвались слова, что ÷етиньска€ семинари€ стала лучшей, € подошел к нему и сказал: Ђ¬аше —в€тейшество, если мо€ работа выполнена, благословите мен€ в июне оставить должность ректораї. Ђѕочему?ї Ц спросил —в€тейший. Ђ¬ы сказали, что ÷етиньска€ семинари€ стала лучшей, а если так, кто-то может прийти на мое местої, Ц ответил €. Ќа вопрос, кто может мен€ заменить, € сказал: Ђћен€ может заменить отец »оанникий, ведь дл€ мен€ ректорство Ц это путь к инфаркту, а дл€ него Ц путь к епископству. ћне инфаркт не нуженї.

Ц Ќеужели было так сложно?

ћне было поручено создавать ÷етиньскую семинарию, и первый удар черногорских националистов был направлен именно на нас

Ц ћне приходилось делать два дела сразу, искушений было даже больше, чем в армии, но тогда € был молод и мог выдержать, а сейчас, конечно, труднее. ѕроблема в том, что ÷етиньска€ семинари€ создавалась заново, и создавать ее было поручено мне, а первый удар черногорских националистов был направлен именно на нас. Ќо наша семинари€, в самом деле, одна из лучших в —ербской ÷еркви. —ейчас должность ректора занимает отец √ойко ѕерович, думаю, что он лучший кандидат на это место, просто исключительный. я был ректором в экстремальных обсто€тельствах, когда был необходим особый вид дипломатии. ћен€ бо€лись. я был известен тем, что говорил в лицо самые нелицепри€тные вещи, а власть не хотела конфликта. ѕоэтому они пугались, когда € приходил в парламент. —кажем, когда не исполн€лись данные обещани€, € говорил, что завтра же соберу пресс-конференцию и закрою семинарию, так как условий дл€ работы нет.  онечно, € все обдумывал заранее, выбирал нужный момент, и они понимали, что это не театр, так и будет.

  тому же, на месте ректора должен быть человек, который может и умеет работать на этой должности. я не мог быть насто€щим ректором, € вел себ€ с учениками слишком снисходительно, по-родительски. √оворили даже, что € порчу учеников, но € рад, что так говорили. ƒа, € был снисходителен, но у мен€ были ученики из –епублики —ербской, чьи родители гибли на войне, у двоих погибли отцы, у другого отец получил ранени€, осталс€ без ноги. ћного было гор€, и € вел себ€ нетипично дл€ ректора, € их утешал и поддерживал.

Ц –азве любовь не лучший метод воспитани€?

Ц  онечно, но есть и дисциплина, и она необходима дет€м. ≈сли ее нет, они этим злоупотребл€ют. —ейчас € духовник этих детей, а мой сын, св€щенник и профессор, говорит мне: ЂЌе верь всем этим истори€м, потому что они надеютс€, что ты повли€ешь на мен€. »споведь Ц это одно, а истории и разговоры Ц другое, тем более, что рассказывать они умеют. Ќе верь имї.

«наете, это семинаристы, а в семинарии нужна дисциплина. » было бы неправильно, если бы € осталс€. ¬ладыка »оанникий был строже, а сейчас у них отец √ойко, он очень хороший. ќн и наказать умеет, но за дело. —ейчас легче, у семинаристов нет таких внешних проблем, как были у моих учеников. “ех, бывало, и камн€ми закидывали.

Ц  то? Ќационалисты, последователи ћираша ƒедеича?

Ц ƒа, но только тогда был јнтоний јврамович. ћираш[3] в так называемой Ђ„ерногорской церквиї был следующим. ќни создали эту Ђцерковьї в 1993 году.

Ц „то преподает ваш сын?

¬ладыка јмфилохий рассме€лс€: ЂЌу, наконец-то слышу, что ты чего-то боишьс€!ї

Ц ƒогматику и патрологию. ќднажды был забавный случай.  огда возникла необходимость в преподавател€х, митрополит јмфилохий сказал: Ђќтец ћомчило будет преподавать догматикуї. ј € ответил: ЂЌет, нет, € боюсьї. ¬ладыка рассме€лс€: ЂЌу, наконец-то слышу, что ты чего-то боишьс€!ї ј € в самом деле переживал.  онечно, € знаю догматику, но не умею преподавать. ќдно дело знать, а преподавать Ц это совсем другое, нужно все подтверждать цитатами, куда мне снова заучивать цитаты? “ак что решили, что владыка будет преподавать догматику, а € Ц гомилетику и литургику, и этим € просто наслаждалс€, но преподавал не совсем типично.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
Ц ¬ чем это выражалось?

Ц я преподавал не совсем по программе, € не начинал лекцию словами: Ђ—егодн€ € буду вам рассказывать, скажем, о литургической литературеї. я говорил: Ђя расскажу вам то, что вы не сможете услышать от других, расскажу о тех практических вещах, с которыми € столкнулс€ как св€щенникї. » до сих пор мои ученики обращаютс€ ко мне с практическими вопросами: Ђ ак бы вы поступили в такой-то ситуации?ї

я часто говорю, что св€тость заключаетс€ не в количестве знаний, наоборот. —колько образованных церковных людей, но испорченных, грешных!  онечно, есть и такие, как наш митрополит јмфилохий, он блест€ще образован, он великий богослов, но живет по-монашески, в гармонии, он на пр€мом пути к св€тости.

Ц ќтец ћомчило, расскажите о ваших встречах с ѕатриархами √ерманом и ѕавлом.

Ц “ут много воспоминаний, целыми дн€ми можно рассказывать. ¬се было важно. —мотрите, между ѕатриархом √ерманом и отцом »устином были разногласи€. » вс€кий раз, когда служил ѕатриарх, отец »устин не хотел служить, а ведь авва »устин был св€тым, великим человеком, а не понимал миссии ѕатриарха √ермана. ƒа, это действительно факт, что ѕатриарха √ермана поставили коммунисты, а уже избранного ѕатриарха сместили. Ёто был человек св€той жизни, но он не смог бы сделать того, что смог ѕатриарх √ерман.

Ц –асскажите, кто был избранным ѕатриархом.

Ц Ёто был владыка ’ризостом, епископ Ѕраничевский, один из самых образованных архиереев нашей ÷еркви. ” него было слабое здоровье, а ѕатриарх √ерман был физически крепким человеком и прекрасным дипломатом.  онечно, его большим промахом было то, что он согласилс€ на создание ћакедонской церкви. ѕатриарх ¬икентий был из-за этого отравлен. ¬ 1958 году, когда было получено распор€жение о македонской автономии, ѕатриарх ¬икентий обратилс€ к собору: Ђя получил такую команду, но € против этогої, Ц сказал он. ќн подн€л голос против и через семь дней был мертв, такие были времена.

ћне приходилось балансировать: перед отцом »устином не упоминать о ѕатриархе √ермане, а при —в€тейшем не упоминать об отце »устине

”же после смерти ѕатриарха √ермана по€вилась очень хороша€ публикаци€ Ђя и коммунистыї. ≈е редактировал его сын, замечательный человек, св€щенник ¬ласто ƒжорич. —егодн€ €сно, сколько правильного и хорошего сделал ѕатриарх √ерман. ћне посчастливилось находитьс€ р€дом с ним, € был его чтецом. » когда € пришел сюда, у мен€ была духовна€ защита отца »устина и физическа€ защита ѕатриарха √ермана. », что делать, приходилось балансировать между ними: перед отцом »устином не упоминать о ѕатриархе √ермане, а при —в€тейшем не упоминать об отце »устине.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
††††

Ц  ак складывались отношени€?

ѕатриарх √ерман с каждым студентом-дипломником разговаривал с глазу на глаз. ѕозвал он на разговор и мен€. ѕатриарх знал о том, что € собираюсь продолжить обучение в јнглии, но сказал: Ђя должен тебе кое-что предложить: если ты решишь прин€ть постриг, то в тридцать лет станешь епископомї. я ответил: Ђ—пасибо, но € люблю одну кареглазую красавицу и буду св€щенником в  отореї. ќн стал расспрашивать о моей девушке, и € рассказал, что она дочь его друга и моего преподавател€. ѕатриарх обрадовалс€, а потом неожиданно спросил: Ђј почему  отор?ї Ќа что € ответил вопросом: Ђ–азве вы не считаете, что в  оторе должен служить дипломированный богослов?ї » он благословил: Ђћолодец, поддерживаю!ї ѕотом дал мне свой номер телефона, который знали только его сын и два епископа, и пошутил: Ђћы называем его “красный телефон”. Ќе злоупотребл€й, но если будет нужда, звони в любое врем€ Ц € буду знать, что дело серьезноеї.

Ц ѕриходилось звонить?

Ц ƒа, два раза. ƒважды мне грозил арест: первый раз Ц в 1972 году, когда начали строить церковь, котора€ должна была архитектурно повтор€ть разрушенную церковь ѕетра Ќегоша на горе Ћовчен. ѕроектировал ее мой брат, архитектор, но это не была просто копи€. Ѕрат Ц отличный архитектор и сын св€щенника, и мы хотели показать этим слепцам, которые думали, что могут разрушить св€тыню, что уничтожить ее невозможно. Ќе всем было €сно, о чем речь, пока не выросло здание церкви. » тогда начались проблемы, хот€, благодар€ помощи Ѕожией и одному храброму человеку из городского управлени€, мы уже получили все необходимые документы. ¬едь что такое было в 1972 году получить разрешение на строительство церкви? Ёто скандал. “огда и понадобилась помощь ѕатриарха √ермана, и он очень помог. ¬ 1976 году один начальник-коммунист пыталс€ отобрать строительное разрешение, а € ему сказал: ЂЌе отберешь! «а нами весь сербский народ, от кресть€нина до ѕатриархаї. ј он мне на это: ЂЌет, ѕатриарх наш!ї » так мы с ним спорили, € ему говорил ЂЌет!ї, а он мне Ђƒа!ї, а € оп€ть ЂЌет!ї, а он оп€ть за свое... “огда € сказал ему: ЂЌу хорошо, вот увидишь, скоро он приедет в монастырь —авина, а потом будет служить здесь!ї

я обратилс€ к ѕатриарху, объ€снил, в чем дело. ѕатриарх ответил, что приедет об€зательно, но служить будет владыка ƒаниил: он не сможет, не выдержит жары (тогда у него уже были большие проблемы со здоровьем). Ќо нам было важно, чтобы по€вилс€ ѕатриарх в белом клобуке. ѕо поводу его приезда профессор ≈ротич подарил нам колокол, чтобы ѕатриарха приветствовал не католический колокол, а православный. ѕатриарх прибыл, служил владыка ƒаниил, —в€тейший сидел на горнем месте и вышел на Ђ¬еруюї, высокий, красивыйЕ ј в храме все хором поют, вместе, радостно! ¬се были потр€сены.

ѕозже снова возникли осложнени€. ¬ 1982 году нужно было осв€щать церковь.  огда коммунисты пон€ли, что € хочу осв€тить храм на 10-летие разрушени€ Ћовченской церкви, они сделали все возможное, чтобы нам помешать.   сожалению, тогда —в€тейший не смог приехать, но служил владыка ƒаниил ( рстич). ѕатриарх нашел способ нас защитить.

¬ тот день скоропостижно скончалс€ бывший титовский министр здравоохранени€ ѕетрович, он наш земл€к, прин€вший католичество, который чинил много преп€тствий строительству церкви. ≈го дочь потом рассказывала, что перед смертью он говорил о возмездии, ведь церковь посв€щена св€тому ѕетру ÷етиньскому ѕетровичу. «десь живет часть ѕетровичей, перешедших в католичество, сейчас они Ђвеликие хорватыї, усташи.

Ц ¬  оторе?

ѕосмотрите, что творитс€ на ”краине, что делает «апад! я разговаривал с людьми, это тот же самый сценарий

Ц ƒа, да, и это особый сегмент моей работы. ќни считают себ€ хорватами и убеждают других, что и мы, черногорцы Ц хорваты.  то угодно, хорваты, шиптары, только не сербы. ѕосмотрите, что творитс€ на ”краине, что делает «апад! я разговаривал с людьми, это тот же самый сценарий.

Ц — чем приходилось сталкиватьс€?

Ц «наете, у мен€ были большие полномочи€, и € с отцом »устином советовалс€: Ђќтче, бывает, что на улице вслед выкрикивают оскорблени€, сквернослов€т, а у мен€ такой темперамент, что € не могу гарантировать безопасность. ¬ армии € научилс€ некоторым приемам, могу уложить одним ударом. ” мен€ хватает смирени€ терпеть личные оскорблени€, но когда унижают св€щенство, отцаЕ „то делать?ї ј он говорит: Ђј как св€титель Ќиколай поступил с безбожным јриемї? » сделал жест рукой, не сказал ничего, но показал.

ѕротоиерей ћомчило  ривокапич ѕротоиерей ћомчило  ривокапич
ќднажды € шел по улице. » какой-то человек выкрикнул: Ђѕоп, а можешь мнеЕї я остановилс€, подошел и Ђѕууф!ї, он упал. Ќарод собралс€, € им говорю: Ђ—лушайте мен€, мен€ зовут ћомчило  ривокапич, тот, что лежит, не мен€ оскорбил, он сказалЕ (€ повторил его слова со всеми вульгарност€ми), он это каждому св€щеннику сказал и моему покойному отцу, но они не могут защититьс€, а € как видите, могу!  то следующий?ї “от смутилс€, и все вокруг начали извин€тьс€ за него. я только и сказал: Ђ¬ставай, и марш отсюда!ї  онечно, потом поехал к отцу »устину: п€тнадцать дней поста, сухо€дение. ќн часто потом пересказывал этот эпизод, особенно владыке ƒаниилу, который был небольшого роста. ¬с€кое бывало. ѕро мен€ после этого стали говорить, что у мен€ есть черный по€с. » еще много чего говорили, а € молчал, пусть.

Ц  огда обстановка начала мен€тьс€?

ќдним из заданий отца »устина нам с супругой, она красива€, образованна€ женщина, были прогулки по городу. Ќеобходимо было разрушить представлени€ о жирных попах и их забитых женах

Ц ѕотом власти изменили свою тактику по отношению к св€щенству. —тарались скомпрометировать св€щенников, показать, что все попы толстые, неухоженные, дремучие. ќдним из заданий отца »устина нам с супругой, она красива€, образованна€ женщина, были прогулки по городу, когда гул€ть выходит молодежь.  онечно, € всегда хожу в р€се. «наете, что это было? «наете, что такое Ђтопли зецї?  огда осужденного посылали на √олый ќстров, сначала его пропускали сквозь строй, его били, пинали, плевали на него. ¬от нечто подобное переживали и мы (морально): взгл€ды, гримасы, комментарииЕ ћне было легче, € привык, € мужчина. ∆ена возвращалась в холодном поту, но это был наш крест. Ќеобходимо было разрушить представлени€ о жирных попах и их забитых женах. », в конце концов, мы привлекли большое количество молодежи в храм. јвва »устин был нашим прибежищем. ѕатриарх ѕавел был одним из первых Ђиустиновцевї, первых чад отца »устина, вместе с владыкой ∆ичским ¬асилием ( остичем), владыкой √ригорием (он в јмерике), владыкой ’ризостомом, который был избран ѕатриархом.

я хорошо понимаю, что все могу лишь в √осподе ’ристе »исусе, без ’риста мы ноль, € первый был бы убийцей и блудником, если бы не стал тем, кем стал.  онечно, мне это в голову не приходило, но не дай Ѕог, если бы стал коммунистом, представьте себе, такой темперамент поместить в извращенную идеологию.

ћен€ считают очень строгим, но € совсем не строгий, только к себе.  ак архиерейский наместник € никогда не делал замечани€, если видел кого-то без мантии, никогда не сообщал митрополиту. ≈сли приходилось кого-то судить, чаще всего судил м€гко, но когда речь идет о канонах, принимаю канонические меры. ≈сли женитс€ монах, что с ним делать? ќн сам себе вынес приговор, а за нами остаетс€ только техническа€ работа. ”шел монах из монастыр€, посылали к нему трижды старого монаха, чтобы убедил его, но тот отказалс€.  ончено дело.

Ц ќтец ћомо, вы восстановили монастырь, расскажите немного о нем.

ќснову любви к Ѕогу, к ÷еркви, основу готовности отдать за нее жизнь, бесстраши€ перед смертью заложил во мне мой отец

Ц ƒа, это больша€ радость. –аньше мне не приходилось восстанавливать монастыри, но митрополит благословил, и мы, с помощью одного доброго человека, который финансировал работы, восстановили ∆аницкий монастырь. ќчень опасно думать: Ђя могу! я сделаю!ї ƒа, могу, но в »исусе ’ристе, в Ѕоге,  оторый мне дает. » все вокруг этого вращаетс€. Ётому € не у преподавателей научилс€, а у одного библиотекар€. ќн был русский, звали его √еоргий —вищев. ќн приехал из ѕарижа, эмигрант, работал библиотекарем на богословском факультете в Ѕелграде. –азговорчивый был, вс€кое говорил, но умел сказать так, что суммировал все богословие. я обратил внимание, что он часто повтор€л слова: ЂЅез ћен€ не можете творити ничесожеї и Ђ¬се могу во ’ристе, который мне дает силуї. ј € только начал учитьс€, надо было все синтезировать, делать выводы и примен€ть их в жизни, и эти слова стали моей жизненной аксиомой. √еоргий научил мен€ тому, чему не учили преподаватели: они давали фрагменты, а мы еще не умели соедин€ть их в целое. ќн научил мен€ этому евангельскому девизу, научил и тому, что человек должен приложить все свои усили€, весь свой труд, само по себе ничего не получитс€. Ќо, конечно, основу любви к Ѕогу, к ÷еркви, основу готовности отдать за нее жизнь, бесстраши€ перед смертью заложил во мне мой отец.

ѕоследнее, чем хочу поделитьс€ из своего здешнего опыта. —в€той —авва, спаса€ народ от €зычества, сделал очень важную вещь: он вместо €зыческих домашних богов дал нам  рестную —лаву. ѕри коммунизме € спрашивал атеистов: Ђ огда тво€ —лава?ї ј он отвечал: Ђ—в€титель Ќиколайї. Ђ ак же св€титель Ќиколай, Ц говорю, Ц если не веришь в Ѕога?ї Ц Ђј так, мои предки праздновали, с древних временї. » никто не отказалс€ от —лавы. ƒаже прин€вшие католицизм, сохран€ют —лаву! ѕредставьте, римокатолик, сейчас уже хорват и усташ, а празднует —лаву. ј те, кто на севере, кто отуречилс€, все равно помн€т, когда у них была —лава, хоть и сменилось много поколений. ¬ этом феномен наших краев.

Ќаша обща€ истори€ говорит о том, что попыток убить Ѕога в люд€х было много. Ќе только у нас. » в –оссии были гонени€, тюрьмы, но вера возродилась. ’риста никто не может победить. ќн дает нам —вою Ћюбовь и нам нужно только ответить на нее, восклица€: Ђ ресту “воему поклан€емс€, ¬ладыко, и —в€тое ¬оскресение “вое славим!ї

протоиереем ћомчило  ривокапичем беседовала —ветлана Ћуганска€
‘ото и автоперевод с сербского —ветланы Ћуганской

20 окт€бр€ 2014 года

[1]¬ но€бре 1944 года, накануне прихода ёгославской Ќародно-освободительной армии, митрополит »оанникий (Ћиповац) с 70-ю св€щенниками покинули „ерногорию. ѕо дороге к ним присоединилось ещЄ несколько дес€тков св€щеннослужителей. ѕроизошел фактический исход сербского духовенства из „ерногории.¬ начале декабр€ колонна беженцев, числом около 5Ц6 тыс€ч человек, среди них, кроме св€щенства, большое количество стариков, женщин и детей направилась на запад через —анджак и Ѕоснию, но, добравшись до —ловении, попала в плен к част€м Ќќјё. ѕрактически все пленные были убиты. ћитрополит »оанникий был депортирован в Ѕелград на допрос, после чего отправлен в јрнджеловац, где убит в середине ма€ 1945 года. ћесто его захоронени€ неизвестно.

[2] ѕетр II ѕетрович Ќегош (1813Ц1851) Ц правитель „ерногории в 1830Ц1851 гг. и митрополит „ерногорский и Ѕердский. ѕлем€нник ѕетра I ѕетровича Ќегоша. ¬ыдающийс€ сербский поэт, автор многих поэм и стихотворений.

[3] Ђћитрополитї ћихаил (в миру ћираш ƒедеич, род. 8 но€бр€ 1938 г.). ¬ сент€бре 1965 г. поступил на богословский факультет Ѕелградского университета, затем был направлен на обучение в –им. ѕо окончании обучени€ поступил в аспирантуру при ћƒј. ѕерейд€ в юрисдикцию  онстантинопольского ѕатриархата, прин€л монашество с именем ћихаил. ¬ начале 1997 г. присоединилс€ к неканонической Ђ„ерногорской православной церквиї, котора€ находитс€ в Ђевхаристическом общенииї с раскольничьей Ђ”краинской православной церковью  иевского патриархатаї. –аскольническа€ де€тельность архимандрита ћихаила (ƒедеича) привела к тому, что 9 апрел€ 1997 г., после согласовани€ с епископатом —ербской ѕравославной ÷еркви, —в€тейший ѕатриарх  онстантинопольский ¬арфоломей издал постановление о его низложении.

—мотри также:
 омментарии читателей
2016-01-01
18:16
р.б.≈лена :
—лава тебе, √осподи за все и даруй мир и добра земле –осси€, Ѕелорусси€, ”краина, √рузи€, јрмени€, ћолдави€, –умыни€, —ерби€, √реци€, Ѕолгари€, —ловени€, —ловаки€, „ерногори€, ћакедони€, ѕалестина, еретри€, Ёфиопи€, —ири€, Ќигери€.
јмин.
2015-02-14
08:51
р.Ѕ.»рина:
—паси √осподи!ћолитвами —в€тых отцов,и Ќовомучеников,за ¬еру ’ристову пострадавших.
2014-10-27
20:45
валерий:
здравствуйте мен€ в 1965 году в черногории крестил сельский св€щенник поп мин€ жарич. он ещЄ в 1905 году училс€ в киевской семинарии.тогда ему было уже за 80.прошло 50 лет это на всю оставшуюс€ .
2014-10-21
16:01
ќльга:
јвва »устин говорил: Ђ√олова змеи лежит в  отореї —в€той —пиридон “римифунтский превращал змею в золото. Ќиколае —ербский обратил ко ’ристу бесчисленное множество разобщенных заблудших. —в€титель »оанн Ўанхайскийи и —ан-‘ранцизский сотворил чудес не меньше, чем —в€тители ѕервого —обора. —ерби€ - воистину благодатна€ почва дл€ —е€тел€. √осподи! и нас ѕосети и к нам ѕосли ѕажитников на времена, ¬ладыко всех!
2014-10-21
13:53
ƒионисий:
—пасибо автору за замечательное интервью. ќтче ћомчиле, ¬ам Ѕожией помощи; помолитесь о нас.
2014-10-21
03:24
“ать€на:
огромна€ благодарность автору - —ветлане Ћуганской за возможность узнать о подвижниках нашего времени, за правду об истории многострадальной сербской ÷еркви,за ее проникнутые любовью рассказы о братской —ербии!
2014-10-20
21:24
≈лена:
ћне стало стыдно - живем спокойно,лениво,на литургию в воскресенье встать - чуть ли не подвиг.ј там такие люди, такие испытани€!—паси √осподи нас!
2014-10-20
21:05
Ѕорис:
„ерногорска€ и ѕриморска€ епархи€ как неотъемлема€ часть —ербской православной церкви крепко верою стоит в очень сложных услови€х и растит таких духовных богатырей как митрополит јмфилохий (–адович)или вот протоиерей ћомчило  ривокапич. » по их же молитвам одухотвор€етс€.
»звестны и другие, которые перед √осподом ход€т в ÷етиньском, ƒайбабском и других монастыр€х, да и на приходах.
Ќам есть чему поучитьс€, и есть чем по христианской любви поделитьс€ с черногорскими православными брать€ми и сестрами.
јминь. » Ѕогу слава.
2014-10-20
20:43
јлександр :
ƒай Ѕог здоровь€ отцу ћомчило. ќн венчал нас в  оторе. ѕосле чего у нас родилс€ сын, которого мы назвали в честь преподобного —аввы —ербского. –оссии не хватает таких пастырей как отец ћомчило. Ќа столько огненно люб€щих Ѕога и неустанно проповедающих веру православную.
2014-10-20
16:33
јлена:
 рестна€ слава- это праздник в честь какого-нибудь св€того или двунадес€тый праздник, который празднуют широко и всей семьей, передаетс€ по мужской линии, сербска€ традици€. ќчень хороша€ стать€, € лично знакома с батюшкой) очень-очень хороший человек!
2014-10-20
14:06
р.Ѕ. Ќатали€:
Ѕлагодарю за статью. “олько одно не пон€ла, что за  рестна€ —лава. ќпишите, если не трудно.
2014-10-20
12:47
светлана чернышова:
—паси √осподи! ј мы и не знали, сколько бедствий выпало на долю сербского православи€...
2014-10-20
12:44
роман:
—паси ’ристос!Ѕрать€м нашим —ербам поклон и любовь!ѕомощи Ѕожьей и “ерпени€!Ќе приведи ’ристос и ныне нам такое испытать как брать€м-—ербам на их родине.—в€тые «емли —ербской молите Ѕога о нас!!!!
2014-10-20
10:52
ћихаил ќзмитель:
—паси √осподи!
Ѕольше таких интервью! нам необходимо, жизненно необходимо собирать и восстанавливать историю ѕравослави€.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: