—ербска€

 ак мы тер€ли  осово

»з дневников и рапортов будущего ѕатриарха —ербского ѕавла. „асть 2

ѕродолжаем публикацию фрагментов книги Ђ—ообщени€ из расп€того  осової Ц сборника документов, отчетов и сообщений ѕатриарха —ербского ѕавла в годы его епископского служени€ в –ашско-ѕризренской епархии (1957Ц1990) —в€тейшему архиерейскому —иноду.

ѕатриарх —ербский ѕавел ѕатриарх —ербский ѕавел
††††

Ѕлаженнопочивший ѕатриарх ѕавел на прот€жении тридцати трех лет (1957Ц1990) нес служение епископа –ашско-ѕризренского. ќн прин€л престол древней –ашской и ѕризренской епархии в т€желые послевоенные годы.  аждый год он писал Ђ√одовые отчетыї —в€щенному архиерейскому —обору о религиозной ситуации и жизни епархии.

Ёти отчеты представл€ют собой своеобразную летопись, дневник, в котором епископ ѕавел просто и ненав€зчиво, но €сно и подробно, как и было ему свойственно, из года в год показывает картину не только церковных, но и общественных событий в те переломные исторические времена.

¬ первую очередь в этих документах отражен сам евангельский образ епископа ѕавла как пастыр€ и учител€ ÷еркви. ќн непрестанно служит и апостольски проповедует, устанавливает непосредственные отношени€ со св€щенством, монашеством, народом.  ак простой путешественник, пешком, без автомобил€, он обходит самые отдаленные уголки епархии.

— учетом того, что в войну и в послевоенных гонени€х на ÷ерковь св€щенство было истреблено и многие приходы упразднены, епископ ѕавел на прот€жении всех этих лет, кроме своих епископских об€занностей, исполн€л и об€занности приходского св€щенства там, где его не было: служил по праздникам, крестил, венчал, отпевал, причащал. ¬ладыка не только следил за работой семинарии в ѕризрене, но и посто€нно участвовал в процессе обучени€, служил, воспитыва€ не только учеников, но и преподавателей.  аждый год созывал двух-трехдневные молитвенные собрани€ с участием молодых св€щенников с целью продолжени€ их богословско-пастырского образовани€. ”дел€л большое внимание и малочисленному монашеству, особенно женскому, исповедовал сестер, учил —в€щенному ѕисанию, монашеской жизни, пению, церковнослав€нскому €зыку, богослужению.

ќсновной мерой, которой епископ ѕавел мерил как себ€, так и св€щенство, и народ, была евангельска€ св€тоотеческа€ повседневна€ жизнь в вереЕ

ќсновной мерой, которой епископ ѕавел мерил как себ€, так и св€щенство, и народ, была евангельска€ св€тоотеческа€ повседневна€ жизнь в вереЕ

¬ладыка ѕавел видел, что в народе есть благочестие и вера, но нередко она скрываетс€, так как за врем€ атеистического режима в людей снова вселилс€ страх времен турецкого ига. ¬се меньше венчаний, все малочисленнее церковные народные соборы, все реже участие в богослужении, не говор€ об исповеди и причастии; все больше самоубийств. ќн говорил, что там, где долго нет св€щенника, народ, как овцы без пастыр€, но если к нему придти и заниматьс€ им, разгораетс€ замерзша€ вераЕ

ѕослевоенна€ антирелигиозна€ пропаганда, без сомнени€, повли€ла на все слои косовского общества, без поправки на религиозную принадлежность. » хот€ сербы пострадали больше других, она духовно разорила и мусульман, особенно шиптар, что способствовало развитию в них жестокого и примитивного национализма, выражавшегос€ во всплесках насили€, преследовани€х, этнических чистках, которые епископ ѕавел посто€нно наблюдал на прот€жении всего своего пастырского служени€ в епархии.

— самого начала, с 1958 года владыка замечал, что происходит Ђпосто€нное выселение нашего народаї, увеличивающеес€ изо дн€ в день, из года в год, как увеличивалось и насилие, на которое власти закрывали глаза, минимизировали, которое объ€сн€ли экономическими причинами.

»з года в год епископ приводит факты, говор€щие о посто€нном насилии и преследовани€х православных сербов в  осово. Ќапример, летописец сообщает, как духовнику монастыр€ √ориоч камнем разбили голову, забросали камн€ми женщин у церкви в ћушутиште, шиптарска€ молодежь оскорбл€ет и закидывает камн€ми св€щенников. ѕишет он и о том, что в районе √нилане разбиты надгробные пам€тники, и добавл€ет, что Ђв этом селе подобного не случалось ни во врем€ войны, ни во врем€ турецкого пленаїЕ

††††

ƒавление на ÷ерковь ужесточилось после событий в ’орватии (1971). Ђ¬ыселению не видно концаї, Ц сообщает епископ ѕавел в 1978 году. ¬ 1980 году в монастыре —околица подожгли стог сена, пытались отн€ть быка, в ƒевиче раздаетс€ крик ненависти: ЂЁто наше! ”езжайте в —ербию, иначе будете ликвидированыЕї.

ѕроисход€т новые разрушени€ и выселени€ (из одного из сел выехало 53 семьи), жалобы власт€м не дают результатов. ¬ 1985 году в Ѕелом ѕоле изнасилована 54-х летн€€ сербка и 12-ти летн€€ девочка в селе Ћюбенич, на кладбище у ¬учитрна надгробные пам€тники вымазали калом, ƒжордже ћартиновича посадили на кол, Ќедельковичу в ћушутиште сломали обе руки, ранен юноша из Ћипл€н, продолжаетс€ разрушение кладбищ Ц в “ополнице перепахано кладбище. Ђ“€жко среди зла добра ждатьї, Ц пишет владыка ѕавел.

Ќо трудней всего пришлось владыке на 33-й год служени€ в епархии, когда подожгли монастырь ѕечска€ ѕатриархи€, землетр€сение разрушило три церкви, на семинаристов напали шиптары и изрезали им руки и спины ножами и стеклами, на ректора семинарии протоиере€ ћилутина “имотиевича набросилс€ шиптар, отец ћилутин упал, вывернул руку и плечо. ¬ монастыре —в€той “роицы шиптар напал на учительницу английского из «агреба и изнасиловал ее. »з призренской школы за религиозную принадлежность уволены учитель и учительница, в разных местах провод€тс€ студенческие демонстрации, вырубаютс€ монастырские леса, не прекращаютс€ нападени€ на монахинь, шовинизму и давлению нет конца.

ѕоследстви€ отторжени€  осово дл€ —ербии и сербского народа трагичнее фашистской оккупации и п€тисотлетней турецкой тирании

Ёта многолетн€€ хроника косовских событий совершенно €сно указывает на подлинные причины того, что произошло с  осово и ћетохией до 1999 года, то есть до бомбардировок Ќј“ќ, до пакта и до передачи власти шиптарским террористам. јбсурд ситуации тем больше, что  осово стало единственным случаем в европейской истории, когда многовековое ќттоманское иго и современный шиптарский терроризм награждены ≈— и —Ўј статусом Ђнезависимогої государства, ради чего и совершались бомбардировки. ѕоследстви€ этого дл€ —ербии и сербского народа, без сомнени€, трагичнее фашистской оккупации во врем€ ¬торой ћировой войны, и, не побоюсь сказать, п€тисотлетней турецкой тирании.

ќбмануто ли и потер€но ли всем этим Ђупование на Ѕога, что ќн одолеет злої епископа –ашско-ѕризренского ѕавла, будущего —в€тейшего ѕатриарха? Ќепоколебима€ вера этого св€того Ѕожьего человека в победу добра над злом, Ѕога над дь€волом, правды и свободы над тиранией, без сомнени€ €вл€етс€ основой и этой его, косовско-метохийской хроникой засвидетельствованной, неугасимой надежды на Ѕога, надежды на то, что вс€кое зло будет побеждено, согласно близкой св€тому ѕатриарху ѕавлу евангельской истине: Ђ“ерпением спасайте души вашиї (Ћк.21:19)

јрхиепископ ÷етиньский,
митрополит „ерногорско-ѕриморский јмфилохий

***

є150
8 апрел€ 1958 года
»з ѕризрена

ћонастыри и монашество

¬сего в епархии 11 монастырей, 4 мужских и 7 женских. ƒва женских и два мужских в управлении мирских св€щенников. ћонахов и иеромонахов 9, монахинь 23. ѕоложение в монастыр€х т€желое. ќгромные налоги, особенно в ƒечанах. ќни должны платить налоги на землю, которой не владеют и не обрабатывают, и котора€ увеличивает процент налога на остальные земли, они в долгах с 1954 года, подобна€ же ситуаци€ в √рачанице. ¬ —опочанах ключ от церкви находитс€ у сторожа, и никто без него и без оплаченного билета не может войти в церковь. Ќикакие просьбы передать ключ управлению монастыр€ не помогают. —ледовательно, и жизнь в монастыр€х очень т€жела€, много работы, не хватает одежды, обуви, необходимой мебели...

***

є196
12 ма€ 1959 года
»з ѕризрена

ћонастыри и монашество

¬ епархии 12 монастырей, 4 мужских, женских и 2 пустующих, 14 иеромонахов, 24 монахини. ¬ „ерной –еке, —опочанах и ƒраганце по одному иеромонаху, один из них, в „ерной –еке Ц немощный старик; 3 послушника и 10 послушниц.

—осто€ние монастырей незначительно улучшилось. ƒечанам по закону оставлено 30 гектаров земли: 15 гектаров р€дом с монастырем, но с тем, что среди участка одному высокому функционеру выделено два гектара дл€ фруктовых садов, а другие 15 гектаров вдалеке от монастыр€, земл€, которую никто не обрабатывал и монастырь ее обрабатывать не сможет. ≈пархиальный комитет решил отказатьс€ от 15 гектаров, потому что они поднимают процент налога на всю землю. ƒо сего дн€ власти не вынесли решение и монастырь в долгах с 1954 года, когда расформированный земледельческий кооператив вернул ему землю. ћонастырю „ерна€ –ека до сих пор не отдали леса, который ему выделен, у него огромный долг по налогам за леса, которыми пользуетс€ муниципалитет. ¬се просьбы разграничить леса, чтобы знать, на что начислен налог, остаютс€ без ответа.

≈пархиальный комитет зан€л деньги, а народ пожертвовал материалы и потрудилс€ дл€ восстановлени€ конака монастыр€ √ориоч, он восстановлен и готов прин€ть двух насельниц. Ќо найти сейчас двух опытных монахинь или послушниц, чтобы восстановленный монастырь не пустовал, проблематично.

¬ течение года произошло два т€желых событи€. Ўиптары выкрали из ƒевича двенадцатилетнюю девочку, сербку, котора€ воспитывалась там с двух лет, и требовали от нее выйти замуж за шиптара, или за мальчика 12 лет, или за мужчину 34 лет, который уже женат. — большим трудом милиции удалось вызволить ребенка и отправить в Ѕелград, в детский дом, в монастырь возвращатьс€ опасно из-за нового похищени€ или мести. ћонастырь восстановлен из руин, но не обнесен стенами, необходимо как можно скорее обнести его стеной.

¬ √рачанице какой-то пройдоха, к сожалению, серб, по ночам пробиралс€ в конак и нападал на сестер. —естры, защища€сь, ранили его мотыгами и топором, который он носил с собой, милици€ отвезла его в больницу. ћонастырь огражден стенами, есть прочные ворота, но они не закрываютс€, таким образом открыто день и ночь.  роме того, в то врем€ как в ту часть конака, где живет сторож и несколько учителей с семь€ми, власти провели электричество, в той части, где живут сестры, существует проводка, требующа€ ремонта, но, несмотр€ на все обещани€, свет не проведен. Ќе помогло и мое вмешательство, и просьбы к »нституту по защите пам€тников поправить замки и провести свет в ту часть конака.  роме обещаний оп€ть ничего не последовало. —вет провели сами сестры, а ворота до сих пор открыты. » вообще, у них большие непри€тности со сторожем. Ќе знаю, кто дал разрешение сделать во дворе монастыр€ парк! —ейчас сестрам запрещают даже р€дом с конаком, по брусчатке, проехать в сад на машине. ј если через открытые ворота случайно проберетс€ свинь€ или курица, сторож обращаетс€ в суд, за последнее врем€ было множество обвинений.

∆изнь в монастыр€х очень т€жела€. Ќалоги большие. ћного физической работы. ƒл€ духовного возрастани€ остаетс€ мало времени

∆изнь в монастыр€х в таких услови€х очень т€жела€. Ќалоги большие и посто€нно увеличиваютс€, приход от добровольных пожертвований и свеч уменьшаетс€. ћного т€желой физической работы. ƒл€ духовного возрастани€ остаетс€ мало времени.  огда посещаю монастыри, то читаю с монахин€ми и толкую —в€щенное ѕисание, объ€сн€ю смысл —в€тых “аинств и богослужений, учу их церковнослав€нскому €зыку. Ёто необходимо, чтобы в ум не вселилс€ дух злобы, с семью худшими бесами, ради добрых помыслов в сердце и в уме. Ќо этого недостаточно. ¬ феврале этого года € собрал в монастыре ƒевич по одной-две монахини из всех монастырей, и целый мес€ц мы систематически изучали толкование Ќового «авета, историю ÷еркви, историю —ербской ÷еркви, литургику, церковнослав€нский €зык и пение; успехи скромные. Ќо если Ѕогу будет угодно, € не собираюсь на этом останавливатьс€, осенью, в но€бре продолжим в другом монастыре, в феврале Ц в третьем, было бы полезно делать это и в мужских монастыр€х, но послушников нет. ≈ще одна новость этого года в монастыр€х Ц культурных пам€тниках: »нститут завел книгу пожертвований и €щик дл€ пожертвований, €щик в монастыре √рачаница сторож пыталс€ убрать, но все-таки он осталс€.

ќтношение государственных властей к ÷еркви

Е¬ селе —уви Ћукавац два человека были осуждены на 15 суток за то, что присутствовали среди прочих на развалинах церкви, на богослужении с обходом, не через село, но только вокруг развалин. »х жалобу ¬ече по нарушени€м в ѕриштине не прин€ло, мотивировав это тем, что развалины церкви, согласно ст.13 «акона о религиозных общинах, не €вл€ютс€ местом дл€ совершени€ религиозных обр€дов.

’от€ наказание было исполнено, € пожаловалс€ ќбластному комитету на такое отношение к сербам. ЂЌевозможно поверить, что законодатель в упом€нутой статье дошел до того, чтобы только нам, православным, запретить богослужение, потому что в силу нашего отношени€ к свободе, рушили наши храмы как во времена турецкого нашестви€, так и в последние войны, чего не происходило с храмами двух других конфессий; им есть, где молитьс€ Ѕогуї. ≈сли это им вмен€етс€ в вину, тогда надо наказать и св€щенника, который служил, и мен€, как представител€ высшей церковной власти, которые дали распор€жение служить на руинах церквей, уничтоженных турками и усташами.

***

є145
4 ма€ 1960 года
»з ѕризрена

јрхипастырска€ работа

¬ этом году € старалс€ обойти как можно больше сел в дни церковной —лавы или собора, когда народ собираетс€ в большом количестве.

я посетил ¬учитрн, ¬итиву, Ћопиже у —еницы, монастыри √ориоч, Ѕинач, —околицу и другие монастыри. –ождество € провел в —ириничкой жупе. “амошний св€щенник мес€цами болеет и мне некого было туда послать, пришлось самому идти, чтобы народ (больше 1000 домов) в большой праздник не осталс€ без богослужени€.

¬езде € призывал народ твердо держатьс€ веры православной. ≈сли и надо было уезжать, то лучше было это делать 500 лет назад, при турках, чем сейчас, когда есть столько законов, обещающих свободу вероисповедани€.

—в€щенникам советовал регул€рно служить по воскресень€м, по возможности и каждый день, помен€ть изношенные покровы на мощах и ≈вангели€х, чистить потиры и лампады, обновить епитрахили, ибо мы в своем большинстве тер€ем чувство благопристойности, не говор€ о благолепии.

¬ семинарии € был на лекци€х во всех классах, в первом и втором полугодии, присутствовал и на двух заседани€х преподавательского комитета, а также на экзаменах, как представитель јрхиерейского —инода.

ƒл€ того, чтобы ученики могли задавать вопросы, которые их интересуют или мучают (и они бо€тс€ или стесн€ютс€ спросить) и получить на них ответ, € поставил €щик дл€ вопросов, объ€снив им, что надо писать печатными буквами, без подписи. ѕо причине перегруженности, преподаватели отказались отвечать на вопросы, и € отвечал сам.

***

є129
1 апрел€ 1967 года
»з ѕризрена

јрхипастырска€ работа

 ак и прежде, в прошлом году € старалс€ обойти как можно больше мест епархии, чтобы встретитьс€ и поговорить со св€щенством, монашеством и верующими до тех пор, пока мне не помешала болезнь. ѕосетил все монастыри, кроме одного, некоторые неоднократно. ѕервый день ѕасхи € провел в селе Ѕабин ћост, чтобы народ не осталс€ без службы и ѕричасти€, потому что несколько лет там нет св€щенника.

Ќа храмовые —лавы служил и проповедовал в Ќеродимле,  оше, Ўтрпце, ¬еликой ’очи, ѕась€не и Ћипл€не, а в Ѕабл€ке осв€щал церковь и колокольню. ÷ерковь закончена, утварь привезена еще до войны, но до сих пор была не осв€щена. ¬ селе ѕась€н у √нилане, где € служил на ѕреображение, услышал историю страдани€ Ђсв€той Ѕосилькиї, молодой девушки из этого села, которую шиптары перед окончанием турецкого владычества схватили и пытались насильно отуречить, но она рвала мусульманские одежды и отказывалась от пищи.  огда они увидели, что ничего не могут сделать, разрубили ее на части и бросили на дорогу. Ћюди собрали части ее тела и похоронили в церкви. ≈е мать, из известного рода –айчичей, когда узнала, как погибла Ѕосилька, сказала: Ђ≈сли она так боролась за честь и веру, надо петь, а не рыдать!ї

Еѕоскольку € не мог быть на похоронах почившего митрополита Ќектари€, то участвовал в сорокадневном поминовении в —араево вместе в владыками ¬ладиславом и —тефаном.

¬ начале школьного года, поскольку не было €сно, приедет ли еще один необходимый преподаватель, чтобы не было перерыва в преподавании и были представлены все предметы, € вз€лс€ преподавать литургику и пение в двух старших классах, и три недели вел уроки, пока не прибыл учитель.

¬ начале –ождественского поста € заболел гнойным плевритом и больше двух мес€цев провел в больнице, сначала в ѕризрене, а потом в Ѕелграде. ¬ыйд€ из больницы, по совету врачей, провел два мес€ца на ѕриморье, преимущественно в епископии в Ўибенике, где мен€ братски прин€л ѕреосв€щенный брат —тефан, за что его благодарю. “олько спуст€ четыре с половиной мес€ца € смог приступить к исполнению служебных об€занностейЕ

***

є 125
9 ма€ 1987 года
»з ѕризрена

ќбщие недостатки и трудности

»з отчета приходского св€щенника видно, что выселение нашего народа продолжаетс€. “олько в декабре 1986 года из  осова ѕол€ уехало 9 семей, за год оттуда же уехало 70 семей, много народа уезжает из —тражачской парохии под √нилане. ¬ ƒобриньской парохии осталось 300 домов, старики. —в€щенника там нет, им приходитс€ ездить в Ќовый ѕазар.

¬ конце прошлого и в начале этого года нас удивила нова€ беда. Ќам был нужен кадастровый паспорт на одну церковь в окрестност€х —увой –еки. ѕолучив его, мы увидели, что в нем вместо Ђцерковьї написано Ђмечетьї. —очт€ это ошибкой, попросили исправить. ќднако в паспорте на другую церковь увидели, что и там вместо Ђцерковьї написано Ђдомї. «апросили документы на другие церкви, нам было на что подивитьс€. ÷ерковь св. ѕетра и ѕавла в самой —увой –еке зарегистрирована как мечеть, равно как и древн€€ церковь в –ечанах 14 века. ƒаже в паспорте на монастырь —в€той “роицы под ћушутиште написано: Ђ¬ладение монастыр€ —в€той “роицы, участок 3665, номер участка 13/62, название земли: Ѕела –удина, двор, мечетьї. ÷ерковь св.Ќикола€ в селе ƒворане и церковь св.Ќикола€ в селе ѕоповл€ны зарегистрированы как Ђдомї, а церковь св.”роша в селе —елогражде как Ђзданиеї.

Ёто побудило нас запросить отчеты от св€щенников, чтобы посмотреть, как зарегистрированы церкви в других област€х  осово и ћетохии. ¬ ѕечском геодезическом управлении как мечети оказались зарегистрированы церкви в ¬итомирнице, —иге и √ораждевце, так же зарегистрированы церкви в ƒжаковице, √нилане, Ѕудриге, ѕась€не,  осовской  аменице. ¬ геодезическом управлении в ќраховце все наши церкви зарегистрированы или как Ђдомї, или как Ђзданиеї, даже церковь монастыр€ «очиште.

–азвалины храмов, разрушенных в ходе ¬торой ћировой войны, зарегистрированы как народное досто€ние. ÷ерковь в Ѕрн€че под ќреховацем, разрушенна€ во врем€ ¬торой ћировой войны и восстановленна€ после, не зарегистрирована ни как церковь, ни как здание, никак.

»з кадастровых документов следует, что Ђв  осово нет ни сербов, ни их церквей, а то, что им принадлежит Ц это мечети, отн€тые у мусульман и отданные —ербской ÷еркви власт€ми старой ёгославииї

ќбо всем этом € сообщил —в€щенному архиерейскому —иноду и  омиссии по св€з€м с религиозными общинами в ѕриштине, сказав, что Ђне нужно долго думать, чтобы сделать вывод, что такие поступки относ€тс€ к планам защитников принципа “этнически чистого  осова”, добивающихс€ того, чтобы и в официальных документах было указано, что в  осово нет ни сербов, ни их церквей, а то, что им принадлежит Ц это мечети, насильно отн€тые у мусульман и отданные —ербской ÷еркви власт€ми старой ёгославии, или, что здесь строились мечети еще тогда, когда турки еще не пришли на Ѕалканыї.††

≈сть так, как есть, только хорошего нет, не говор€ о насилии, изнасиловани€х и других бедах.

—в€щенному архиерейскому —иноду преданный во ’ристе брат
епископ –ашско-ѕризренский ѕавел
(впоследствии ѕатриарх —ербский)

ѕеревела с сербского —ветлана Ћуганска€

15 окт€бр€ 2014 года

 омментарии читателей
2015-11-13
19:20
јлександр:
—в€тейший отче ѕавле!
ћоли, пожалуйста, Ѕога о русском народе и о возрождении ћонархии ƒинастии –омановых в –оссии.
2015-09-11
00:28
“јћј–ј:
¬Ћјƒџ ќ ѕј¬≈Ћ,÷ј–—“¬»я Ќ≈Ѕ≈—Ќќ√ќ ¬јћ. ј ¬—≈ћ —≈–Ѕјћ---Ѕ–ј“»»,ƒ≈–∆»“≈—№ ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќќ… ¬≈–џ » —ѕј—®“≈—№.√ќ—ѕќƒ№ —ќ ¬—≈ћ» Ќјћ».(√ЌјЋ» ћ≈Ќя » ¬ј— ¬ќ »ћя ћќ≈ Ѕ”ƒ”“ √Ќј“№)
2014-10-21
19:20
Verica:
Sveti oce Pavle moli Boga za Srbe.
2014-10-15
14:45
»горь:
—паси и —охрани господи –оссию от такого...¬ласт€м нашим не стоит забывать про уроки братьев сербов, а обща€сь с иноверцами не забывать,что они они в ћоскве в частности уже ведут себ€ как дома и говор€т об этом напр€мую,что мы здесь хоз€ева,а это очень прискорбно...¬ который раз арестовывают а потом отпускают мусульманские свадебные кортежи,русские на ѕроспекте мира в п€тницу себ€ чувствуют как гости...¬ласти задумайтесь.....
2014-10-15
13:27
Ќаталь€:
ј € сравниваю историю православной —ербии с историей православной –оссии. » понимаю: в чем причина успехов и поражений –оссии ’риста: в православной монархии, либо в ее отсутствии. ѕо-сути, нет ни одного примера того, чтобы кака€-то христианска€ страна стала таковой только усили€ми ÷еркви, без усили€ того или иного монарха. »стори€ –оссии - тому классическое доказательство. Ќедаром ’ристос говорил и следующее: "¬ера без дел мертва", и вот эти самые "дела" в большей мере принадлежат православному монарху. Ќедаром –оссию без монарха сравнивали с "трупом смерд€щим", у которого нет головы. ƒа и у самого Ѕога есть свое воинство небесное, и јрхангел ћихаил. ќчень хочу, чтобы христиане это пон€ли сегодн€.
2014-10-15
12:49
јлексей —игида:
ƒействительно - меньше знаешь, спокойней спиш.  ак будто оно само всЄ так происходит, но ведь есть же и свои покровители у этого всемирного процесса разложени€ всего и вс€.  ак будто нормальные люди, в "бога" мусульманского вер€т, а дела вполне сатонинские твор€т. —транно, это же всЄ приведЄт и к своему логическому завершению.  огда же прозреют все эти безумцы? Ќаверное в момент падени€ во ад. Ќе дай Ѕог!!! Ќо такое впечатление, что люди без Ѕога действительно - сумасшедшие.
2014-10-15
08:33
»оанна :
¬от читаю и думаю, как можно было в этом ужасе продолжать верить в Ѕога. ”беждаюсь в том, что √осподь ставит на высшую духовную должность только сильных и крепких в вере людей. “акие как € быстро сломались бы и разочаровались бы во всем хорошем. Ќе перестаю поражатьс€ человеческой жестокости.
¬ерю, что этот Ѕожий „еловек предстоит перед ѕрестолом “роицы и продолжает молить о милости к христианам.
—в€тейший отче € ѕавле моли Ѕога о нас
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

ћитрополит јмфилохий (–адович)

—ветлана Ћуганска€

ѕатриарх —ербский ѕавел (—тойчевич)