Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мф. 5, 33–41
Господь напоминает нам, что не нужно клясться, что между нами должно быть такое истиннолюбие, такое доверие, что достаточно сказать «да» — и это будет «да», или «нет» — и это будет «нет». Ко нечно, в важных случаях Церковь допускает клятвы ради выяснения истины, особенно на суде. Мы знаем и из Священного Писания, что Господь однажды «поклялся Собой». Речь идет не о том, что совсем никогда нельзя употреблять клятв, а о том, что нужно стараться быть истиннолюбивыми, ибо Бог — Истина, а диавол — ложь и отец лжи. В этом смысле надо любить Истину. И еще повторю. В старом законе Моисея сказано: око за око, зуб за зуб (Исх. 21, 24). Это более высокая степень законности, чем ей предшествовавшая. Ламех, имевший две жены, сказал, что убил мужа за язву и отрока за рану (см. Быт. 4, 23). И вот появляется закон Моисея, говорящий: око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх. 21, 24); сколько сделали тебе, столько можешь вернуть. И наконец, Господь велит нам сделать больше, чтобы инициатива от злого перешла к нам. Господь говорит: не противиться злу насилием. Не совсем не сопротивляться злу — это была бы пассивность, уничтожение различий между добром и злом; но не сопротивляться насилием, не отвечать злодейством на злодейство. И апостол Павел говорит:
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). В этом смысл речей Христа, но, повторяю, не буквальный. Потому что и Он, когда был на суде и когда слуга ударил Его, не подставил левую щеку, но произнес: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18, 23). Думаю, вы понимаете, о чем здесь речь. Мы должны быть готовы превзойти добром то, на что наводит нас зло, искать возможности исправления грешника, сделать все, чтобы он понял тяжесть своего греха. Во всяком случае, мы не должны быть пассивными, должны взять инициативу и повернуть ее в направлении добра. Сколько настоящих злодеев стало христианами потому, что христиане следовали этим словам Христа и любили врагов своих, старались привести их к покаянию.
Пусть Господь поможет установлению между нами истиннолюбия, чтобы любить даже своих неприятелей: молиться Богу, самой своей жизнью показать им, что они катятся в духовную пропасть, в вечные муки, что им нужно покаяться и спастись.
Благослови вас Бог!