Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Что есть борьба против зла

Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иеру­салимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с то­бою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Мф. 5, 33–41

Господь напоминает нам, что не нужно клясться, что между нами должно быть такое истиннолюбие, такое доверие, что достаточно сказать «да» — и это будет «да», или «нет» — и это будет «нет». Ко нечно, в важных случаях Церковь допускает клятвы ради выяснения истины, особенно на суде. Мы знаем и из Священного Писания, что Господь однажды «поклялся Собой». Речь идет не о том, что совсем никогда нельзя употреблять клятв, а о том, что нужно стараться быть истиннолюбивыми, ибо Бог — Истина, а диавол — ложь и отец лжи. В этом смысле надо любить Истину. И еще повторю. В старом законе Моисея сказано: око за око, зуб за зуб (Исх. 21, 24). Это более высокая степень законности, чем ей предшествовавшая. Ламех, имевший две жены, сказал, что убил мужа за язву и отрока за рану (см. Быт. 4, 23). И вот появляется закон Моисея, говорящий: око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх. 21, 24); сколько сделали тебе, столько можешь вернуть. И наконец, Господь велит нам сделать больше, чтобы инициатива от злого перешла к нам. Господь говорит: не противиться злу насилием. Не совсем не сопротивляться злу — это была бы пассивность, уничтожение различий между добром и злом; но не сопротивляться насилием, не отвечать злодейством на злодейство. И апостол Павел говорит:

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). В этом смысл речей Христа, но, повторяю, не буквальный. Потому что и Он, когда был на суде и когда слуга ударил Его, не подставил левую щеку, но произнес: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18, 23). Думаю, вы понимаете, о чем здесь речь. Мы должны быть готовы превзойти добром то, на что наводит нас зло, искать возможности исправления грешника, сделать все, чтобы он понял тяжесть своего греха. Во всяком случае, мы не должны быть пассивными, должны взять инициативу и повернуть ее в направлении добра. Сколько настоящих злодеев стало христианами потому, что христиане следовали этим словам Христа и любили врагов своих, старались привести их к покаянию.

Пусть Господь поможет установлению между нами истиннолюбия, чтобы любить даже своих неприятелей: молиться Богу, самой своей жизнью показать им, что они катятся в духовную пропасть, в вечные муки, что им нужно покаяться и спастись.

Благослови вас Бог!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×