Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Вознесение Господне: толкование на новозаветные чтения

Четвероевангелие, XIV–XIX вв. Четвероевангелие, XIV–XIX вв.

Толкование на Деяния Апостолов (1:9–12)

«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».

Под «облаком», вероятно, следует понимать то же самое облако, которое скрыло Его из вида учеников ранее, на горе Преображения

Закончив последнюю в земной жизни беседу с учениками, Иисус «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Под «облаком», вероятно, следует понимать то же самое облако, которое скрыло Его из вида учеников ранее, на горе Преображения (Лк. 9:34), так что Иисус был принят туда, где Он пребывает в непосредственном Присутствии Отца. Так как в прошлый раз Христос снова появился из облака, ученики стояли и смотрели на небо, задаваясь вопросом, не появится ли Он вновь.

Внезапно (на что указывает слово «вдруг») предстали перед ними «два мужа в белой одежде» (Деян. 1:10), очевидно ангелы-посланники, подобные тем, что прислуживали Воскресению Христову. Они спросили «мужей Галилейских», зачем они еще остаются там. Иисус не явится снова перед ними, как тогда, когда облако в ночь Преображения исчезло (Лк. 9:36). Вместо того Он «придет таким же образом, как <они> видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11) – то есть спускаясь с неба, с места особенного Присутствия Отца. Больше не будет явлений Его по Воскресении. Следующий раз его увидят, когда Он вернется судить мир.

Вознесение Христа апостол Лука описывает без богословских комментариев. Но, прочитав Послание к Евреям о первосвященстве Христа (например, Евр. 7:26–8:2) и Послание к Ефесянам (например, Еф. 4:8 и далее), мы можем добавить, что Вознесение Христово было не просто перемещением от земли на небо. Это была кульминация Его возвышения, первым шагом которого было Его Воскресение и прославление Его Тела. При Вознесении Христос занял место одесную Отца на небесах, обладая общей с Ним силой и властью над вселенной, полностью преодолев ограничения пространства и времени, которые испытывал по плоти во время земного служения. Частью этого небесного правления является Его Первосвященническое служение ученикам. Будучи прославленным Главой Тела Своего, Он присутствует перед Богом как священный Агнец, вечное и действенное Приношение, присутствующее в евхаристическом богослужении Его Церкви.

Иногда спрашивают: «Какое отношение имеет славное освобождение от ограничений времени и пространства и восприятие Им[1] общей власти с Отцом к Его физическому подъему от поверхности земли?» Грубо говоря, если Царство Небесное находится не в нескольких километрах над облаками, почему Христос вознесся вертикально? Куда попало Его тело?

Прежде всего, полезно понять, как мало мы знаем о духовной, небесной реальности. Преставившиеся святые находятся с Богом, перед Его престолом (Откр. 4–5), но мы не можем иметь точного понятия, где это в пространственном измерении. Задавая вопрос «где», можно легко заблудиться в лабиринте непостижимости небесных реалий и силы Божией. Как духи праведников, достигших совершенства (Евр. 12:23), собираются вокруг Божия Присутствия, мы не можем узнать, а тем более – как по отношению к этому Присутствию помещено прославленное Тело Христово. Все, что мы можем сказать, – что где-то эти духи и это Тело присутствуют, полностью осознавая, что слово «где-то», описывающее пространство, не должно нас соблазнять примыслить к этому утверждению земное понимание пространства и времени. Это значит, что если мы всерьез отнесемся к нашему почти полному незнанию, то не можем утверждать, что вертикальный подъем Христа от земли не имеет отношения к Его освобождению от земных ограничений. Возможно, это пример того, что К.С. Льюис (в собрании сочинений под названием «They Asked for a Paper»[2]) назвал «транспозицией». По мысли Льюиса, транспозиция – процесс, в котором более сложная и богатая реальность связана с более простой, скудной.

Итак, если богатая реальность (например) музыки полного симфонического оркестра переносится на более скудную реальность партии для фортепиано, определенные вещи в этой скудной реальности должны иметь две функции. Ноты фортепиано отображают не только те ноты, которые фортепиано должно играть в полном оркестре, но и ноты струнных и духовых инструментов.

Вертикальное вознесение имеет два назначения: это и просто физическое перемещение, и отражение процесса прославления Христа

Вероятно, в каком-то подобном смысле, в нашем скудном физическом мире вертикальное вознесение имеет два назначения: оно является и просто физическим перемещением (как обычное восхождение на гору), и каким-то образом отражает процесс прославления Христа, связано с ним.

Те, кто знает только скудную реальность, никогда полностью не постигнут более богатую. Например, если бы мы знали только фортепианную музыку и никогда не слышали оркестр, мы бы никогда не поняли, как ноты пианино не только звучат сами по себе, но и подразумевают звуки других инструментов. Подобно тому, зная только физическую реальность, мы никак не можем увидеть, как физический подъем Христа также служит тому, что мы можем назвать «восхождением в трансцендентность». Только когда мы познаем реальность того, более богатого, мира, мы сможем понять, как явление вознесения может служить этой высшей цели[3].

Толкование на Евангелие от Луки (24:36–53)

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.

Аминь».

Для Его состояния по Воскресении запертые двери не были никаким препятствием

Двое, шедшие в Еммаус, пришли оттуда к апостолам и прочим в Иерусалим в вечер первого дня недели. Когда они взволнованно рассказывали друг другу о произошедшем, «Сам Иисус стал посреди них» (Лк. 24:36). Эти слова производят впечатление внезапного, сверхъестественного явления. (Иоанн, рассказывая о том же событии в Ин. 20:19–23, упоминает, что двери в комнате, где собирались ученики, были и вправду крепко заперты, так что Иисус явился сверхъестественно). Для Его состояния по Воскресении запертые двери не были никаким препятствием.

Впервые целая группа апостолов увидела воскресшего Господа, и их поразило такое явление. Так как, согласно Ин. 20:19, они уже были настолько нервны, что заперли двери из опасения перед иудеями, их ошеломление еще более объяснимо – они были тревожны еще до того, как Господь явился! «Они смутились и испугались» (греч. ἔμφοβος, что обозначает сильный страх), и первой их мыслью было, «что видят духа» (Лк. 24:37), привидение.

Христос тотчас же развеял их страх. Он мягко спросил, «для чего такие мысли» и сомнения «входят в сердца» (Лк. 24:38) их? Подумали ли они, что Он призрак? И тогда Он показал им Свои руки и ноги (Лк. 24:40), чтобы они своими глазами увидели, где гвозди пронзили Его святую Плоть – эти следы все же запечатлелись на Его воскресшем, прославленном Теле ради свидетельства вечной любви Бога к нам. Увидев их, они смогут понять, что это воистину Сам Иисус. Пусть они не ежатся от страха – пусть придут смело! Снисходя к их слабости, Христос предложил им осязать Его и посмотреть на Его раны близко – чтобы они поняли, что Он не призрак, ведь «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39), как у Него.

Словом «осязать» переведено греческое ψηλαφάω, щупать (ср.: Деян. 17:27). Христос призвал их не робко прикоснуться к Нему, а ухватиться за Него, чтобы они уверились, что Он реален. Ведь это было реальное, осязаемое Тело из плоти и костей. Он не был галлюцинацией – Он воистину воскрес!

Такой была их радость, что возлюбленный Господь вернулся, что на мгновение они не смогли сдержать неверия. Это было для них чересчур, слишком чудесно, чтобы они могли воспринять все это сразу. И когда они стояли и молча дивились, чуть-чуть дерзая допускать, что все это не более чем чудесный сон, «Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:41) И затем, чтобы доказать, что Он осязаем и реален, «взяв, ел пред ними часть печеной рыбы (Лк. 24:42–43), которая была в наличии и составляла часть их трапезы. Снова Лука показывает, как ученики, изначально не склонные верить, были убеждены неопровержимыми доказательствами (ср.: Деян. 1:3).

В повествовании Луки об этих явлений по Воскресении мы можем наблюдать, как доказательства становятся все более весомыми. В стихах 1–11 женщины видят Гроб Господень пустым, но еще не встречают Господа. Далее, в стихах 13–31, два ученика встречают Господа, но Он становится невидимым, когда они Его узнают. Наконец, здесь, в стихах 36 и далее, Господь открывается всем одиннадцати апостолам, доказывая через их органы чувств, что Он жив и телесен. Итак, доказательства Его Воскресения становятся все более определенными с течением времени.

Воскресшее тело Его все еще состоит из плоти и костей, но эта телесность подчиняется уже законам будущего века

Сделаем заключительное замечание о природе воскресшего тела Христа. Оно, как говорит апостол Павел в 1 Кор. 15:44, было «тело духовное», но это не значит, что оно призрачное или тонкое, как газ. Это означает иное: Его тело могло не подчиняться ограничениям времени и пространства, физическим законам. Теперь оно принадлежало иному, более великому миру – Царству Духа, и вот почему Христос мог являться на расстоянии многих километров и исчезать по Своему желанию, вот почему запертые двери и все им подобное не были Ему препятствием. Воскресшее тело Его все еще состоит из плоти и костей и по консистенции подобно обычному телу, но эта телесность подчиняется уже законам будущего века.

Далее Лука повествует о словах Христа, сказанных гораздо позднее, по другому случаю. Как обычно, Лука совмещает наставления Христа на протяжении сорока дней по Его Воскресении в один длинный рассказ (см. аналогичное совмещение продолжительных событий суда над Христом в 22:66–71). Мы знаем, что слова стихов 44–49 относятся к беседе при окончании сорока дней по Воскресении, ведь апостолы в течение этого времени побывали в Галилее (Мф. 28:16, Мк. 16:7), а здесь Христос повелевает им не отлучаться из Иерусалима (24:49); следовательно, путешествие в Галилею произошло ранее этого события. Даже не привлекая свидетельства других синоптических Евангелий, мы знаем, что стихи 44–49, должно быть, были произнесены в иной день, ведь явление в стихах 36 и далее произошло в первый день по Его Воскресении (ср. стихи 1, 13, 36). А сразу после настоящей беседы в стихах 44 и далее Господь довел учеников до Вифании и вознесся к Отцу (стихи 50 и далее), о чем Лука далее скажет, что это произошло по окончании сорока дней (Деян. 1:3 и далее). Итак, беседа в стихах 44 и далее не могла быть в то же время, что и другие беседы воскресшего Христа в Евангелии от Луки, но Лука совместил все беседы Христа с одиннадцатью апостолами по Воскресении в одну.

В настоящей беседе Христос открывает им, как это все было предсказано и случилось точно так, как изволил Бог. Он отсылает учеников к словам, которые Он им говорил, еще быв с ними по плоти (то есть во время общественного служения Его, ведь ныне Он с ними в новом состоянии как Воскресший). Ранее Он сказал им, что надлежит Ему пострадать и умереть, а лишь затем воскреснуть в славу (Лк. 9:22). Именно это и случилось, ведь «надлежало исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44) (т.е. псалмах и прочих писаниях трехчастной Библии; ср. с прологом к книге Иисуса, сына Сирахова, который говорит о Законе, Пророках и других книгах). После этого Он «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), объясняя отрывок за отрывком, как эти Писания в Нем исполнились. Из этого стиха следует, что еврейские Писания невозможно понимать в отрыве от их исполнения в Иисусе Христе.

Еврейские Писания невозможно понимать в отрыве от их исполнения в Иисусе Христе

Наконец, Он подытожил Свое учение, говоря, что так написано в различных местах Писаний, «и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46). Более того, Его ученикам также было место в плане Божием, о котором издревле возвещали пророки: «и проповедану быть <ими> во имя Его покаянию, <ведущему к> прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47). Мир лежит в узах греха, вины и смерти, но прощение грехов и избавление теперь возможны для всех. Итак, Царство теперь не только для иудеев, но и для всего мира. Пусть все покаются в грехах и уповают на спасительное Имя Иисуса (Деян. 4:12), и они получат прощение грехов и освобождение. Вот весть, которую ученики Иисуса были призваны нести по всей земле как глашатаи Божии.

Итак, Христос поручил им свидетельствовать «всему сему» (Лк. 24:48) о том, что они видели. Смысловое ударение стоит на слове «Вы» – это они видели, значит, это они призваны свидетельствовать. Но они не останутся без помощи в деле свидетельства. И се (драматизм отправления апостолов Иисусом выражен этим словом) Сам Иисус «пошлет обетование Отца» Своего на них, то есть Святого Духа. Этот Дух наделит их властью быть свидетелями Ему по всему миру (Деян. 1:8). Святой Дух назван «обетованием Отца» (Лк. 24:49), ведь Бог обещал в Писаниях излить Святого Духа на Его народ (см.: Иоил. 2:28–29, Деян. 2:15–18).

Многовековое пророчество вот-вот должно было исполниться, и ученики скоро будут посланы ко «всем народам, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47). Таким образом, они должны ждать в Иерусалиме, пока не придет Святой Дух, ведь именно из этого города они вскоре должны быть посланы. Время близко; пусть они больше не покинут город! Вместо этого они должны «остаться в городе Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше» (Лк. 24:49), ведь, получив эту силу, они смогут начать свое дело. Восприятие Святого Духа сравнивается с облечением в одежду, ведь это классический образ Ветхого Завета (ср. с тем, как Дух Святой облек Гедеона в Суд. 6:34). Как и древние святые, ученики получат силу с небес, чтобы творить великие деяния.

После сего Христос «вывел их вон до Вифании», на восточном склоне горы Елеонской. То есть Он вывел их не слишком далеко из города, в котором Он велел им оставаться, а лишь достаточно далеко, чтобы уединиться с ними перед Его убытием. Он «поднял руки Свои», как первосвященник поднимал руки для благословения (ср.: Сир. 50:20) и «благословил их» (Лк. 24:50) в последний раз во время Своего пребывания на земле. Во время этого последнего благословения Он «стал отдаляться от них», медленно «возносясь на небо» (Лк. 24:51). Постепенный характер Вознесения выражен имперфектом[4]: в церковнославянском тексте сказано, что Христос «возношашеся». Этим небесным благословением Христос показывает Церкви, как Он продолжает благословлять нас с неба, когда мы поклоняемся Ему на земле. Позволив ученикам наблюдать Его Вознесение (а не просто исчезнув и больше не являясь им), Христос открыл, что теперь Ему надлежит воссесть одесную Отца.

Лука довел Евангелие до момента Вознесения, так как желал подчеркнуть небесную природу Царства Христова

После этого они послушно возвратились «в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:52). «И пребывали всегда», приходя день за днем, «в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). Итак, Евангелие от Луки заканчивается там же, где и началось, в Храме Божием. Оно заканчивается на радостной ноте – ученики проводили дни, «благословляя Бога». Характерная черта Евангелия от Луки, его воздействие – оно побуждает людей благословлять Бога за Его благость и радость, которую Он дает.

То, что Лука довел Евангелие до момента Вознесения, – значимая деталь, ведь он желает подчеркнуть небесную природу Царства Христова. Царь Иисус – не земной революционер, угрожающий свергнуть политическую власть Рима. Он – Небесный Господь, и Царство Его не от мира сего.

Именно этим Вознесением на небеса Лука завершает Евангелие (первый том двухтомника из Евангелия и Деяний, см. Деян. 1:1–2). Христос пришел проповедовать благую весть бедным всего мира. По всей земле бедные и безнадежные искали Спасителя. Вскоре апостолам надлежало быть посланными с новостью, что Спаситель пришел[5].

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевел с английского Дмитрий Бурцев

29 мая 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 101 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] По человеческой природе.

[2] Не переведено на русский язык.

[3] Источник: Lawrence R. Farley. THE ACTS OF THE APOSTLES. Spreading the Word. One volume of The Orthodox Bible Study Companion Series. 2012.

[4] Форма прошедшего времени, означающая незавершенное, продолжительное или повторяющееся действие в прошлом. На русский язык обычно переводится глаголом несовершенного вида.

[5] Источник: Fr. Lawrence R. Farley. THE GOSPEL OF LUKE: GOOD NEWS FOR THE POOR. Ancient Faith Publishing, 2010. P. 423–430.

Смотри также
Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех
Иконописец Владимир Ермилов об иконографии праздника
Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех
Иконописец Владимир Ермилов об иконографии праздника
Учит студентов не столько преподаватель, сколько древняя икона, написанная иконописцем при содействии Святаго Духа.
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы» «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
Лариса Маршева, Иоанн Щербенко
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы» «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Вознесения Господня
Лариса Маршева, Иоанн Щербенко
Тропарь и кондак праздника Вознесения Господня напоминают о том, что мы по Вознесении Господнем были не оставлены, а объединены Им через стяжание Святого Духа.
Лекция 6. Вера в Вознесение Христово Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 6. Вера в Вознесение Христово Лекция 6. Вера в Вознесение Христово
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Вознесение Христово – это что такое и где об этом сказано? Как понимать слова «седяща одесную Отца»? Где Христос сейчас? Какое отношение Вознесение Христово имеет ко мне? А я так смогу?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Вознесение Господне Другие материалы сюжета:
Протоиерей Лаврентий Фарли

Новые материалы

Выбор читателей

×