Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, а во время работы. Об иконографии Вознесения рассказывает Владимир Ермилов – иконописец, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии (теперь иконописного факультета).
Вознесение Христово, икона преподобного Андрея Рублева – Разговор про иконографию «Вознесения Христова», наверное, лучше начать с иконы преподобного Андрея Рублева начала XV в. из праздничного чина Успенского собора во Владимире, которая хранится в Третьяковской галерее.
– Я думаю, это классический, наиболее глубокий и точный вариант иконографии, где все продумано до малейших деталей.
Вознесение Господне – это завершение искупительного подвига Спасителя. Икона Праздника очень важна, ведь на ней показан последний момент, когда Господь был здесь, на земле, телесно. Вообще, любую икону нужно рассматривать как историческую и богословскую трактовку Евангельского события, и только таким образом можно осмыслить и то, как она написана, и как построена композиция. Для того чтобы войти в какую-либо дверь, нужен ключ, – так же и к иконе нужен свой ключ. Чтобы правильно рассмотреть икону, прикоснуться к ее глубине, необходимо ее изучать через сюжеты, построение и композицию, открыть смысл всего построения конкретной иконы.
– В чем особенность композиции этой иконы?
– Вся композиция иконы разделяется на две части горкой по горизонтали, аналогичных горок нет в других композициях. Данная горка подчеркивает, что действие происходит одновременно в двух сферах: в Небесной, Горней части, где изображен Спаситель в сиянии славы с двумя ангелами, и в нижней, земной части, где остались Богородица и двенадцать апостолов.
Вознесение Господне – это завершение искупительного подвига Спасителя
Рассмотрим, как все построение иконы идет вверх, туда, где расположен Христос, оправдывая название иконы – Вознесение. Как правило, всякая композиция начинается в левом нижнем углу и заканчивается в правом верхнем. Посмотрите в нижний левый угол, где изображена ступня апостола, от нее мысленно можно провести линию по краям одежд между хитоном и гиматием апостола, которая точно входит в кисть апостола Петра. Далее линия движется по направлению к лику Богородицы, а от него переходит к лику правого нижнего ангела и заканчивается ножкой правого верхнего ангела. Таким образом, можно проследить четкое направление от нижнего левого угла к правому верхнему.
В центре иконы изображена фигура стоящей Божьей Матери и двух ангелов за Ее спиной, у которых руки воздеты вверх. Это создает мощное движение, похожее на поток воздуха, по направлению к Спасителю и ангелам.
Помните, мы разбирали композицию иконы Воздвижение Креста Господня, где также изображены два архидиакона, поддерживающих Крест, с воздетыми вверх руками, что также создает ощущение движения Креста. Здесь аналогичный прием. Апостолы, стоящие с левой стороны, – на ликах читается выражение грусти от расставания с Учителем, – обращены в сторону Спасителя, у некоторых фигур головы запрокинуты вверх, такое изображение тоже создает впечатление движения. Из этого следует, что в нижней части композиции образуется сильный поток энергии, который не только удерживает верхнюю часть иконы, но и создает впечатление движения за ее границы.
В противовес движению вверх, за которым мы проследили и которое поддерживает тему Вознесения, есть другое движение, определяющее смысл всей композиции.
– Смысл композиции – это благословляющая рука Господня. Что подтверждает и праздничный тропарь:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, /
радость сотворивый учеником /
обетованием Святаго Духа, /
извещенным им бывшим благословением, /
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Можно проанализировать, как иконописец изобразил движение Божественной энергии от благословляющей руки Спасителя. Эта энергия прослеживается в образе линии: она начинается от руки Благословляющего, затем через силуэт Его, ноги и голову Богородицы направляется в центр фигуры, где находится Ее кисть. В этой точке расположена центральная часть всей нижней композиции. Далее движение линии резко меняет направление и уходит к фигуре первоверховного апостола Петра. Затем линия проходит по дуге через головы всех апостолов и ангелов, образно покрывая фигуры омофором. И, наконец, линия переходит на левую сторону композиции и заканчивается на лике первоверховного апостола Павла, обращенном к возносящемуся Спасу.
Иконописец изобразил движение Божественной энергии от благословляющей руки Спасителя
– Во многих изводах Богородица в иконе «Вознесения Христова» изображается в позе оранты, со вскинутыми в молении двумя руками. Меняются акценты?
– Конечно, если Богородица написана в позе оранты, то получается диалог между Спасителем и Богородицей. Она поднимает руки вверх, обращаясь к Спасителю, а Спаситель благословляет Ее. Апостолы будто не участвуют в общении. В иконе Андрея Рублева наиболее полная и глубокая композиция.
Вознесение Господне (XVI век, Новгород) – Какую роль в иконе играет цветовое решение?
– Доминирующим цветом в этой композиции является синий цвет. Лазурит – пигмент, из которого производится данный цвет – является символом неба, Богородицы, а также ангелов. Такой же небесный цвет присутствует в иконе Троицы и в тунике Богородицы. На иконе Вознесения большое синее цветовое пятно в нижней части иконы – туника Богородицы. В верхней части – сияние славы вокруг Спасителя. Это два больших цветовых акцента, которые доминируют во всей иконе. Однако надо заметить, что на всех фигурах, кроме двух белых ангелов, присутствует синий цвет в хитонах апостолов.
Мафорий Божьей Матери всегда гематитовый (гематит – пигмент, цвет которого варьируется от красно-коричневого до насыщенно-вишнёвого). Гематитовый цвет – сакральный, он присутствует только у Спасителя (но не в данной иконе, здесь Его одежды охристо-золотые) и у Богородицы. Иногда мантии преподобных делают гематитовыми, что нельзя назвать каноничным.
У апостолов гиматии разных цветов, но среди всех выделяется желтый гиматий апостола Петра. Больше нигде не встречается желтый цвет в иконе Вознесения, и это не случайно. Желтый цвет в одеждах апостола Петра встречается и на других иконах. Повседневное облачение священства в храмах во время совершения богослужения – желтого цвета. Для чего молящийся приходит в храм? – Чтобы покаяться. Особое чувство покаяния было и у апостола Петра, ведь он совершил грех, который оплакивал всю дальнейшую жизнь, каждое утро. Слыша крик петуха, он вспоминал свое предательство... И цвет одеяний первоверховного апостола, которому Господь вручил ключи от Рая, напоминает нам, что мы всегда, на любом богослужении, каждый день должны вспоминать не наши подвиги, а наши греховные состояния.
У апостола Павла, который до своего обращения был гонителем христиан, гиматий сложного фиолетового цвета – символ мученичества.
– Движения первоверховных апостолов различаются. Почему?
– Да, фигура апостола Петра статична, а фигура апостола Павла – в движении, он словно шагает. Чтобы ответить на вопрос, почему он так изображается, нужно вспомнить Евангельскую историю: в момент Вознесения Павла не было среди апостолов, в отличие от Петра. Поэтому-то фигура Петра статична на иконе, как и фигура Богородицы, а Павел словно подходит к ним.
Важный момент, что по всей иконе можно проследить число три, которое имеет большое значение в христианстве: три Ипостаси Бога, три элемента природы человека (дух, душа, тело).
Посмотрите, как число три прослеживается в рассматриваемой иконе. В верхней части три лика – Спаситель и два ангела. Ниже снова три лика – Богородицы и двух ангелов. Справа и слева расположено по шесть апостолов, но они делятся на две группы по три фигуры.
И даже композиция иконы в нижнем левом углу начинается с трех ступеней, на которых стоят группы апостолов.
– Все, о чем вы говорите, основано на тридцатилетнем опыте преподавания в иконописной школе?
– Конечно, на опыте преподавания. На уроках мы тщательно изучаем композиции древних икон, с тем чтобы студенты могли глубоко проанализировать все аспекты для написания своих будущих работ. Студенты должны усвоить композицию на таком уровне, чтобы могли без образца, самостоятельно ее изобразить.
За все время своего преподавания я понял, что учит студентов не столько преподаватель, сколько древняя икона, написанная иконописцем при содействии Святаго Духа. А преподаватель помогает осознать то, чему икона может научить.
Вдумчивое, внимательное изучение древней иконы необходимо не только иконописцам, но и всем верующим, ведь иначе не понять ее смысл, не увидеть всю ее глубину. Икона «Вознесение Христово» Андрея Рублева – яркий пример того, какие богословские глубины может раскрыть нам икона.