Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
* * *
В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его.
Мф. 22, 23–33
Саддукеи были рационалистами, то есть они опирались только на свой разум, не понимая, что Бог в Священном Писании открыл нам столько, сколько мы можем понять и сколько нам нужно для спасения, что есть истины, которые превосходят возможности нашего ограниченного ума. Желая унизить Христа и показать народу Его «неправоту», они придумали эту историю, опираясь на закон Моисея, где сказано, что если человек был женат и умер бездетным, то его брат обязан жениться на его вдове, а ребенок из этого брака будет записан на имя умершего брата. Так делали, чтобы род умершего не пресекся и чтобы потомки его, когда придет Мессия, тоже участвовали в Его славе. Из рассказа саддукеев ясно, что женщина не могла иметь детей после первого и второго браков — было бесполезно выдавать ее замуж за каждого следующего брата. Но саддукеи это придумали. Моисеев закон гласит, что один человек мог иметь и несколько жен. В сущности, так было тогда потому, что многие мужчины погибали на войне, а женщины оставались, и что бы с этими женщинами было? Но это другое дело. Бог через Моисея явил решение, что один мужчина может иметь несколько жен. Но того, чтобы у одной женщины было несколько мужей, быть не могло. Понятно, что если у женщины несколько мужей, то нельзя было бы узнать, кто отец ребенка, — тот или другой муж. Христос говорит, что они (саддукеи) не знают ни Священного Писания, ни силы Божией, потому что после воскресения не женятся и не выходят замуж.
То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила.
Рождение и брак связаны с этим миром. На том свете люди не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам. То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила.
Саддукеи не верили в ангелов. А Христос, говоря с ними, говорит и об ангелах, хотя они Его об этом и не спрашивали. Помните, когда Моисей, сбежав из Египта, пас стадо своего тестя, он увидел купину, которая горела, но не сгорала, и подошел посмотреть, что это. И Господь обратился к нему из огня и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 5–6). В этом смысле Бог Моисея утешил: народ еврейский не погибнет в египетском рабстве, он горит, как в огне, но не сгорит. И еще чудо неопалимой купины — символ, знак Святой Богородицы, Которая приняла Сына Божиего и родила, символ того, что Она — Купина, Которая не сгорела от огня Божиего.
Нужно иметь в виду: Бог — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бога не называют Богом миллионов, но Богом каждого из них, в каждом поколении — целого человечества: в одном поколении — Богом святого Авраама, в другом — Богом святого Исаака, в третьем — Богом святого Иакова. Будем же стараться, братья и сестры, чтобы Бога можно было назвать и Богом нашим, потому что мы — Его искренние сыны и дочери.
Да благословит вас Бог!