Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Проповеди
 

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Первый Вселенский Собор
Первый Вселенский Собор
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Спаситель совершил Свое Божественное дело  для того, чтобы даровать нам Жизнь Вечную. Что же Жизнь Вечная? Сам Христос Спаситель это объясняет. Он  говорит:  «Сия  же  есть  Жизнь  Вечная,  да  знают  Тебя,  единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Xриста»   (Ин. 17,3).  В  этом  заключается  Вечная  Жизнь.  В этом заключается религиозная жизнь. В этом заключается жизнь с Богом, и она выражается, прежде всего,   в  нашей вере.

Сперва  эта  вера  исповедуется  только  в  нескольких  словах. Так, например, святой Апостол Петр сказал Христу:  «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). И Христос немедленно подтверждает, что это вера истинная. На  исповедание  Петра  Он отвечает:  «...  не плоть и кровь открыли   тебе   это,   но   Отец   Мой, сущий на небесах» (Мф.16, 17).  И  святой Апостол  Петр  понял,  что он находится в живом общении с Отцом и Сыном. Постепенно  Христос Спаситель стал открывать своим ученикам Духа Святого.  Сперва образно, как бы в притче, Он сказал:  «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Живая вода  есть образ Святого Духа. Поэтому Евангелист объясняет дальше: «Сие сказал Он о Духе,  Которого  имели принять  верующие в Него» (Ин. 7, 39).

Христос Спаситель показывает, что Дух Святой уже видимо действует среди людей в чудесах, совершаемых Им,  в особенности — в исцелении бесноватых. Он говорит:  «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф. 12, 28).  А потом в прощальной беседе со своими учениками Он прямо, без притчи, обещает дать Духа Святого Своим ученикам. Он говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14, 16-17)  и  «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас  на всякую истину» (Ин. 16, 13). Поэтому святым Апостолам была уже совершенно понятна заповедь Господа, данная им перед Его Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Прошло только десять дней со дня Вознесения Господня, и Церковь получила изобильнейшие дары Святого Духа, Который сошел на Апостолов явно в тот момент, когда «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 2-3).

Далее пошли годы и годы. Веками продолжалась, и до сих пор идет, история Церкви. Апостольская вера пламенела в сердцах христиан. За нее они нередко и муки терпели и жизнь отдавали.

В то же время возникли и ереси, которые пытались исказить чистоту апостольской веры. Тогда, в 325 году по Рождестве Христовом, собрались отцы Церкви на Первый Вселенский Собор в городе Никее. В нем участвовал и Святитель Николай.

Память этих отцов мы совершаем в нынешнее воскре­сенье.

Они пространно и точно изложили веру в Господа Иисуса Христа как в Сына Божия. Они исповедали, что мы веруем  «...во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, Рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...».

Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий одного Существа с Богом Отцом. Такова наша вера в Господа нашего Иисуса Христа.

Вера дает радость. Сам Господь молится Богу Отцу за нас, чтобы мы имели радость. В этой молитве Он говорит: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 13).

В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами  Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душой наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны  встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах  наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних  своих и прославлять Бога. Аминь.

Митрополит Иоанн (Вендланд)

22 / 05 / 2004






 версия для печати

Также в этом разделе:

Святитель Агафангел. Часть 2

Святитель Агафангел. Часть 1

Святоотеческое отношение к болезни

Радуйся, земля Сиверская!

Под Покровом Божией Матери

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
Борьба за свободу Церкви


Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
Возвращение в Китай


Величие святой простоты. Часть 2

Величие святой простоты. Часть 1

«Христианину остается скорбеть и терпеть»

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
Начало Второй мировой войны


Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

Трансляция в формате RSS 2.0