|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
|
|||
Почаевская икона Божией Матери
Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году. В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника. Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев. Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь. Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский. После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь. С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами. Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы. Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства. Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве. И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи. Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места. Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской). В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений. Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:
05 / 08 / 2005 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Божественная Литургия на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Храм великомученика Никиты на Старой Басманной Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 2 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |