|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Святые и святыни
|
|||||||||||||||||
Святой Колумба: путь на Восток
Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие — я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) — процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия.
Эти сведения о жизни св. Колумбы сохранились в моей памяти благодаря знаменательному событию в истории нашей семьи: в 1963 году, когда мне было всего четыре года, отец участвовал в особом проекте Англиканской Церкви — морском путешествии, повторившем путь св. Колумбы из Ирландии в Шотландию на небольшом деревянном парусно-гребном судне, которое ради такого случая постарались сделать максимально похожим на тот корабль, что был у св. Колумбы. На таких судах, обшитых кожей и холстом и промазанных смолой, рыбаки выходили в море еще и в XX веке.
Таким образом, я почел за великую честь возможность носить имя св. Колумбы, участвовать в таинствах под этим именем, призывать св. Колумбу в молитвах и каждый день просить его о небесном заступничестве. В дальнейшем, когда пыл, обычный для новообращенных, немного поостыл, я обнаружил, что в церковной жизни постоянно сталкиваюсь с одним затруднением. Вернее, даже с двумя трудностями, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Во-первых, оказалось, что в исконно православных странах — России, Грузии, на Балканах, — при первом знакомстве люди встречают меня скептически. Между нами сразу встает стена недоверия, и связано это с их сомнением в возможности давать крещаемым в Православие имена западных святых, даже живших до разделения Церквей. Я часто слышал в свой адрес: «Тут, должно быть, какая-то ошибка. Вас, наверное, неправильно крестили». В ответ я каждый раз повторял известный (и верный!) довод: Колумба и другие великие святые Запада времен раннего христианства принадлежат неразделенной Церкви и потому по праву являются достоянием православного мира. Но законные наследники Православия по понятным причинам не желали, чтобы новообращенные — без году неделя — чужестранцы учили их новым штукам, и потому не раз и не два меня довольно резко ставили на место. С другой стороны, возникли проблемы и в общении с западными христианами: «Мы знаем, что ранней кельтской Церковью интересуются католики, и не только они, но и шотландцы и англикане. Но что общего может быть у гэльских святых, таких как Колумба, с восточным христианством?»
Потом обнаружились связующие нити между европейским христианством и раннехристианским Востоком. Это было для меня очень важно. Например, мне попало в руки прекрасное гэльское песнопение — хвала св. Колумбе, — составленное сразу после его кончины. Автор называет св. Колумбу великим последователем свв. Василия Великого и Иоанна Кассиана. Последний, насколько я помню, принес монашескую традицию Египта и Палестины христианскому Западу. Вполне понятно, почему св. Колумба был его духовным сыном, пусть и не напрямую. Мне указывали на невероятное сходство между каменной резьбой и искусством орнамента у кельтов и искусством христианского Египта и Армении. Слышал я и о ссылках на «лозу, перенесенную из Египта», и о «семи египетских монахах» в дошедших до нас фрагментах литургических текстов раннехристианского периода в Ирландии. Кроме того, известно, что составитель жития св. Колумбы (его имя — Адомнан) был авторитетным знатоком священной географии христианского Востока. С помощью одного странствующего священника, побывавшего на Айоне, Адомнан записал замечательный отчет о жизни христианского Иерусалима в первые годы после завоевания его арабами. Адомнан — великолепный лингвист, латынь его приправлена словечками греческого происхождения. Учитывая все вышесказанное, мне показалось, что православный христианин может на вполне законных основаниях попытаться пройти, пусть и неумело, по следам такого исполина духа, как св. Колумба.
Мы видим, что внешние обстоятельства и условия жизни св. Колумбы бесконечно далеки от наших (даже если мы живем в одном из самых удаленных и диких уголков планеты), и вряд ли мы можем даже представить себе эти условия более или менее достоверно. Но прочтите заново его житие, и вы увидите, что там есть моменты, столь близкие нынешней православной традиции, — кажется, будто они произошли и записаны вчера, или в любой из периодов истории последних 2000 лет. Св. Колумба прежде всего обладал даром сострадания и вместе с тем духовного различения, в одно мгновение пронзающим толщу времени и пространства, преодолевающим барьеры жизни и смерти, и в этом он похож на современных греческих старцев, например, о. Порфирия и о. Иакова. Находясь у себя в келье на Айоне, св. Колумба видел и знал, что в сотне миль оттуда терпят бедствие на море его собратья-монахи. Знал, что в эти минуты страдает родовыми муками беременная женщина в далекой Ирландии. Видел, что именно происходит на поле духовной битвы за души новопреставленных. И это были не ясновидческие трюки и приемы, а дар, естественным образом проистекавший из его собственной духовной борьбы, результат его стараний освободить душу от грехов гордости и эгоцентризма и разделить беды и испытания других людей, близких и далеких. Св. Колумба был наделен прозорливостью, т. е. остро развитым чувством понимания духовного предназначения окружавших его людей — видел, каковы их отношения с Богом и что им нужно делать, чтобы эти отношения исправить. Плодом его духовных усилий были и всякого рода физические знаки, показавшиеся бы странными и невозможными западному христианину, но хорошо известные христианскому Востоку: божественный сияющий свет, окутывавший его тело, благоухание, связанное с его присутствием (люди порой чувствовали это благоухание даже когда физически он был совсем в другом месте). И, прежде всего, конечно же, ощутимая реальность его общения с ангелами, и при жизни его, и после смерти.
Что же, вот вам и ответ? Говоря просто, да, так и есть. Зеленые чествуют Колумбу защитника природы, пресвитериане называют его сторонником папы, а православные предъявляют права на Колумбу-святого, потому что в конечном итоге мы ничего не сможем по-настоящему понять в его жизни, кроме его святости. Святость Колумбы начинается с действия, продиктованного смирением — он отказывается от земной власти, не желает быть местным вождем в своей родной Ирландии, стремясь всего себя безоговорочно отдать во власть Христа. И мы, будучи православными, вероятно менее, чем кто-либо другой, имеем оправдание, если не видим этого. Наша традиция прозревает самые глубины природы святости, поэтому и спрос с нас больше. Будь мы истинно достойны носить имя св. Колумбы, вряд ли бы нам пришлось спорить с кем-либо по поводу его наследия и значения его личности. За нас говорило бы само наше свидетельство. Так я отвечаю друзьям из Сербии, Грузии или Ливана, когда они высказывают сомнения относительно моего святого покровителя. Перевод с английского Инны Беловой специально для Православие.Ru
Журнал «Road to Emmaus», №17 (весна 2004 г.) 08 / 11 / 2005 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |