|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Апологетика
|
||||||||
Православная апологетика. Часть II. Значение естественных религийИз книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. При общем обзоре языческих естественных религий мы приходим к выводу, что все эти религии представляют собой историю естественного развития религиозного сознания древнего человечества. Каждая отдельная религия зафиксировала какую-нибудь одну сторону этого развития, наиболее близкую духу своего народа. Полного же выражения истинной сущности религии не представляет не только ни одна из них, но и все они вместе взятые. Каждая отдельная религия имела свои истоки, расцвет и упадок. Истоки всех религий свидетельствуют о том, что прарелигия представляла собой идею монотеизма. Расцвет религии часто предварялся индивидуальностью реформатора (Конфуций, Лао-Тзе, Будда, Зороастр). Упадок же религии большей частью относился к позднейшим временам, когда каждая отдельная религиозная система древности изживала свое содержание. Отмирание религии (если не всего культа и обрядов, то самого духа, самой сущности) ярче всего свидетельствует об отсутствии в ней подлинного откровения. Если в китайской религии божество почти совсем не отличается от мира, в индийской религии оно представляется чем-то отличным от мира, хотя еще безличным и не вполне отдельным. В персидской религии уже имеются тенденции к идее личного божества. И наконец, в религии греков и римлян личность становится необходимым условием божества. У греков и римлян уже нет той подавляющей силы подчинения человека внешней природе, которая характерна для древнего Востока. Нет и кровавых культов древневосточного язычества. Ввиду этого нельзя видеть в древних языческих религиях только ряд сплошных заблуждений. Святые отцы считали, что языческий мир не был исключен Промыслом Божиим из круга Божественных забот. Не имея сверхъестественного откровения, языческий мир не лишен был откровения естественного. При правильном употреблении естественных способностей своего духа человек может иметь определенные знания и о Боге, и о мире, и о самом себе. При этом, имея врожденную идею о Боге в своем уме и врожденное знание о Божественной воле в своей совести, человек был способен осознать ограниченность своего знания и с самоотречением духовным обратиться за помощью свыше. Однако всех возможностей естественного религиозного развития язычество не использовало. Языческая религия могла быть значительно выше и чище. Со строго религиозной точки зрения языческие религии навсегда останутся памятниками, свидетельствующими не только о слабости человеческого ума и бедности духовного чувства, но и о наличии роковой порчи человеческой воли. Поэтому апостол Павел считает ответственными перед лицом Божественной правды не только иудеев, имевших закон, данный через сверхъестественное откровение, но и язычников, не имевших такого откровения. Доля истины, имевшаяся в каждой естественной религии, смешана с массой заблуждений. Все системы древних религий повинны в искажении и теоретических и практических начал истинной религии и нравственности. Мы не находим среди них ни одной, в которой правильно бы давалось понятие о Боге, о мире и о духовной природе человека. Религии язычества не возвышали своих последователей до разумного служения Богу. Между самыми выдающимися и гениальными мыслителями древности мы не видим никого, кто научил бы людей религиозной истине. Наиболее выдающиеся по уму и нравственным качествам мыслители открыто признавали свое полное бессилие выполнить такую задачу. Высшим и лучшим достижением древнего человечества можно признать заявление Сократа и Платона о том, что нет ничего важнее истинного познания о Боге, которое может дать только Сам Бог. На языке современной мысли это означало теоретическое признание безусловной ограниченности человека в деле познания истины и признание Божественного откровения как единственного возможного способа познать эту истину.
31 / 07 / 2006 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |