|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Апологетика
|
||||||||
Сущность ветхозаветной религииИз книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Ветхозаветная религия представляет собой прежде всего чистый монотеизм. Это обстоятельство резко отличает несомненно богооткровенную ветхозаветную религию от всех других чисто естественных религий, имевших всегда в той или иной степени элементы политеизма, пантеизма и даже атеизма. Бог в Священном Писании Ветхого Завета изображается как единое (Втор. 4, 39; 32, 39) самобытное личное существо (Исх. 3, 14–15). Среди всех религиозных и философских определений Божества невозможно найти более полную и глубокую по содержанию и более краткую, сжатую и лапидарную по форме формулу, чем Божественное самоопределение, данное Моисею в откровении: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3, 14). Из этого откровения ясно, что Бог, вечный и приносящий, есть в то же время живая Личность, Промыслитель, посылающий Своих избранников на дело служения истине, добру и правде, на благо человеческого рода. Библейский монотеизм резко отличается от монотеизма абстрактного, в котором Божество отделяется непроходимой бездной от мира и человека и ставится в чисто внешнее, механическое отношение к ним (например, магометанский монотеизм). Будучи чистым теизмом (т. е. понимая Бога не только как Творца вселенной, но и как Промыслителя), библейский монотеизм резко отличается от всех деистических представлений о Боге, понимающих Бога только как Творца мира и его законов и не вмешивающегося в дальнейшую жизнь сотворенных Им существ. Библейский монотеизм носит глубоко жизненный и высоконравственный характер. Единый, живой, личный Бог, бесконечно возвышающийся над всем миром, всемогущий, всеведущий Творец всей вселенной, по библейскому учению, есть и всеблагой Промыслитель, праведный Судия и Мздовоздаятель. Ему приписываются не одни только абстрактные метафизические свойства: вечного бытия, всемогущества, всеведения, бесконечной премудрости, вездесущия и тому подобное, но и все наивысшие совершенства, которые Ветхий Завет соединяет в одном понятии святости. Через это понятие устранялось представление о Боге как виновнике зла, ибо в Нем невозможны были нравственные несовершенства. До истинного понятия о святости Божией не возвышалась ни одна из древних языческих религий; наоборот, понятие святости всегда отсутствовало в перечисленных и описанных свойствах Божества. Даже в персидской религии, наиболее нравственной по сравнению с другими, Ормузд, связанный до известной степени злым началом, не представлял собою существа, обладающего совершенством нравственной силы. Совершенно отсутствовало понятие святости и в безрелигиозной нравственной системе буддизма. Только в ветхозаветной религии понятие о святости Божией выявлено во всей чистоте. Откуда же эта чистота, глубина и возвышенность учения ветхозаветной религии о Боге? Все религиозные и философские представления о Боге других народов не были в состоянии оторваться от почвы натурализма или пантеизма. Как одинокая гора среди долины, стоит среди других религий ветхозаветная религия со своим возвышенным монотеизмом, говоря о святом, личном, живом, всесовершенном и всеблагом Боге, Творце и Промыслителе мира. Свободное от мифологических фантазий и проникнутое живой жизнью, ветхозаветное учение представляет собой несомненное чудо, явившееся на заре истории и тем самым уже свидетельствующее о своем Божественном происхождении. Особенно же замечательно то, что носителем этой, несомненно, богооткровенной религии было маленькое и незначительное племя, незаметное среди других великих и цивилизованных народов древнего мира. Племя это, окруженное со всех сторон язычеством и само имевшее склонность к последнему, как показывает вся его история, тем не менее выдвинулось на первое, ни с кем не сравнимое место по глубине, ясности, чистоте и совершенности своей религии. Ничем иным, как сверхъестественным Божественным откровением, нельзя объяснить этой исторической загадки, перед которой оказались бессильными все попытки рационалистического истолкования. Библейское учение о творении находится в тесной зависимости от возвышенного библейского учения о Творце мира и представляет собой также замечательные черты превосходства над всеми учениями других древних религий. Вопрос о мироздании не получил ни в одной из известных древних религий удовлетворительного разрешения. Природа принималась или как вечно существующая, причем человек считался лишь «цветком природы» (в религии Китая), или превращалась в призрак, причем всякая материя считалась злом (в религии Индии), или же во взглядах на мироздание преобладал антропоморфизм, приписывающий миротворение и мироуправление богам, отличающимся от человека только степенью совершенства (религии классического античного мира). Библейское же разрешение вопроса о мироздании резко отличается от всех этих крайностей. Мир в ветхозаветной религии рассматривается как творение единого, личного, всемогущего, премудрого, всеблагого и святого Творца. Человек определяется как разумно-свободное творение, созданное по образу и подобию Божиему, способное к развитию нравственного богоподобия и бессмертное по своему назначению. Учение о творении в ветхозаветной религии развивается более полно, чем учение о Боге. Священное Писание Ветхого Завета начинается с описания не существа Божиего, а с дел Его творения и промыслительной деятельности. Полное откровение относительно Существа Божиего не входит в задачу ветхозаветного откровения, ибо древнее человечество не было к этому приготовлено. Оно было сообщено позднее, в откровении новозаветном. Учение о Пресвятой Троице в ветхозаветной религии было лишь прикровенным (по словам отцов Церкви), чтобы не подать повода еврейскому народу думать, что есть много богов. Главные задачи ветхозаветного откровения заключались в твердом научении, что Бог един. Тогда как в новозаветном откровении самое существо единого личного Бога представлялось как Пресвятая Троица. «Прикровенное» учение о Пресвятой Троице можно видеть в упоминании о «Духе Божием» («Дух Божий носился над водою» – Быт. 1, 2) и о «Слове Господнем» («Словом Господа сотворены небеса» – Пс. 32, 6). Учение о творении, открытое в Ветхом Завете, было принято и в Новом Завете, ибо заключало в себе вечные и непреходящие истины Божественного откровения. Вопрос о происхождении мира есть вопрос, превышающий естественные познавательные способности человека, а потому и не получивший разрешения ни в одном философском или научном учении. Человек живет среди природы и ее законов. Он может изучать природу и открывать (но не создавать) уже существующие законы природы. Но знать, как создана природа и ее законы, человек естественными силами своих познавательных способностей не может. Этот вопрос или вовсе неразрешим, или может быть разрешен исключительно только через откровение. Такое откровение о мироздании и было дано в ветхозаветной религии.
08 / 08 / 2006 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |