|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Проповеди
|
|||||
Посланник БожийПохвальное слово святителю Киприану, основателю Сретенского монастыря
В сегодняшней евангельской притче (Мф., 89-е зач., 22, 1–14) Господь вновь и вновь зовет весь мир, всех нас в Царствие Небесное. Это Царство Он уподобляет прекрасному брачному пиру, на который созывает всех людей. Но мы видим и в притче и в жизни, что большая часть человечества не хочет слышать этот зов, не понимает своего истинного призвания. С горестью говорит Спаситель, что люди, ссылаясь на множество своих суетных, мелких по сравнению с величием Царствия Божия забот, лишают себя самого высокого, самого прекрасного и самого главного, ради чего рождается человек. Ежегодно мы с вами слышим эту притчу. Сегодня же давайте с благодарностью вспомним о тех незаметных рабах, которых посылает Господь исполнять Свою волю, посылает собирать всех нас в Царствие Небесное. Эти посланники Божии – очень верные и мужественные люди. Ведь в притче Господь говорит о них, Своих соратниках и посланцах к человечеству, что одних из них люди изгнали, других оскорбили, иных даже убили. И вот оставшихся в живых Господь вновь посылает к тем же самым людям с тем же самым словом, с той же самой проповедью, с тем же оповещением о воле Божией. И эти рабы вновь идут на крест, на непонимание, на тяжелые испытания и даже на смерть. Что же это за люди, с такой любовью и так мужественно творящие волю Божию? Кто они – служители Божии, призывающие нас, несмотря на наше упрямство, сопротивление и жестокосердие, к Богу? Одним из таких посланников Божиих, забытых нами, был основатель Сретенского монастыря святитель Киприан, он титуловался тогда митрополитом Киевским и всея Руси. 29 сентября нынешнего года мы будем отмечать 600-летие со дня его преставления. Кто из нас знает о нем? Наверное, очень немногие. А он был именно тем рабом Божиим, который был послан к нам на Русь собирать Церковь Христову в Царствие Небесное. По одним сведениям он был болгарин, по другим – серб, по третьим – грек, но известно, что он пришел на Русь в один из самых трагических переломных моментов в жизни христианского православного мира. Это была вторая половина XIV века, когда великая Византийская империя клонилась к упадку – еще немного и в 1453 году турки завоюют и разорят Константинополь, Второй Рим, православное царство, икону Божию на земле, ту мать-Церковь, от которой мы с вами восприняли Христову веру. Святитель Киприан от юности был монахом. Он был сподвижником и единомышленником мудрого патриарха Константинопольского Филофея и замечательного православного императора и богослова Иоанна Кантакузина, который, процарствовав восемь лет, оставил престол, передав его своему зятю, и принял монашество. Но обстоятельства вынудили его не оставлять управления государством: он еще двадцать лет фактически возглавлял Римскую империю – именно так называлось тогда то государство, которое мы теперь называем Византией. Если бы тогдашним жителям Константинополя сказали, что они византийцы, они бы очень удивились. Они считали себя римлянами, гражданами великой христианский Римской империи. И с этим христианским оплотом на земле – Римом, с непрерывной его историей они связывали и судьбы православия. Святитель Киприан прибыл на Русь, будучи еще епископом. В то время на Руси началось духовное возрождение. Такие наши замечательные подвижники, как преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский, святитель Алексий Московский и многие другие с радостью приняли молодого константинопольского посланника епископа Киприана, поскольку он был еще и провозвестником высокого духовного учения, которое сейчас известно как исихазм, – учение об умном делании, особом духовном восхождении к Богу. Признанным главной этой духовной школы был Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, которого хорошо знал святитель Киприан и духовными учениками которого были и патриарх Филофей, и император-богослов Иоанн Кантакузин. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский пытались сделать все, чтобы преемником святителя Алексия на русской митрополичьей кафедре стал именно Киприан. Но когда через несколько лет Константинопольский патриарх Филофей послал на Русь святителя Киприана во второй раз и уже как преемника умершего святителя Алексия, произошло то, о чем мы слышали в сегодняшней евангельской притче: его у нас не приняли. Более того, на подходе к Москве по приказу князя его схватили, оскорбили, избили его сподвижников, которые ехали с ним из Константинополя, а самого святителя Киприана заключили в темницу. И только заступлением преподобного Сергия Радонежского перед князем Дмитрием Донским, а именно он отдал это распоряжение (и среди святых людей бывали тяжкие непонимания и конфликты), святителя Киприана живым выпустили из тюрьмы. Святитель отправился в так и не оправившийся от татаро-монгольского разорения Киев, где официально находилась порученная ему кафедра. В то время Русь только собирала свои земли. Одним из немногих, кто трезво понимал, что Византия близится к закату, что великая православная империя скоро исчезнет, был святитель Киприан. Еще он понимал, что надо воспитать новое государство и новый народ, которые будут преемниками великой православной Римской империи. Святитель Киприан был митрополитом не только Москвы и Руси, но и нынешних малороссийских земель, был он и епископом Литовским, а Литва тогда занимала огромные пространства нынешних России, Украины и Литвы. Но святитель Киприан пророчески понимал, что именно Русь – тогда раздробленная, слабая, бесправная под ордынским гнетом, данница грубых монгольских ханов – именно Московская Русь станет вслед за Византией хранительницей на земле истинной веры, истинного богопочитания. Так вот, несмотря на ужасные и длительные конфликты (не буду сейчас подробно рассказывать о них), на порой очень неприглядные действия московских властей, на бесчисленные интриги, в том числе и Константинополя, святитель Киприан вновь и вновь, как верный раб в сегодняшней евангельской притче, посланный совершать волю Божию, возвращался в Москву, несмотря на непонимание, жестокость, опасность для жизни или возможного изгнания. В это время происходят особые события. 1380 год: Мамай идет на Москву, а святитель Киприан, законный Московский епископ, изгнанный, сидит в Литве. Святой князь Димитрий Донской, благословленный преподобным Сергием Радонежским, идет на брань, но промыслом Божиим, благодаря именно святителю Киприану, два литовских князя, ранее бывших близкими Мамаю, – Андрей и Дмитрий приходят на Куликово поле биться не за Мамая, а за обидевшего святителя Киприана великого князя Димитрия Донского, за Москву. А самый могущественный из литовских князей – Ягайло Ольгердович, союзник Мамая и враг Димитрия Донского, странным образом опаздывает на Куликово поле, благодаря чему нашими русскими войсками Мамай был разбит. Несомненно, что и это – дело убеждений, бесед и молитв святителя Киприана, находившегося, как мы уже знаем, тогда в Литве. После Куликовской битвы сам князь Дмитрий Донской, понимая, какую огромную услугу для Руси оказал святитель, посылает игумена Спасского монастыря к святителю Киприану и просит его вернуться в Москву. И вот этот раб и посланник Божий приходит в Москву и оттуда управляет всей Русской Церковью.
Напомню, что за десятилетие до нашествия Тамерлана святитель Киприан вновь был изгнан из Москвы. В 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву и разорил ее, и снова князь Дмитрий Донской и вся Русь стали данниками татар. Единственным из русских митрополитов, который никогда не ездил в Орду, был святитель Киприан. И поэтому, и во многих других отношениях он был неудобен во вновь сложившийся ситуации. На митрополичий престол был возведен ставленник татар Пимен, а святителя Киприана снова попросили уйти из Москвы. Изгнанный митрополит ушел и вернулся в Москву уже через восемь лет продолжать дело посланничества Божия по собиранию и укреплению Руси, для собирания в Царство Небесное своей паствы – своих неразумных порой духовных детей, о которых он с полным правом вслед за апостолом Павлом мог бы сказать: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Святитель прибыл в Москву – и вовремя! В 1395 году, в час смертельной опасности, молодой князь Василий Дмитриевич, сын умершего к тому времени Дмитрия Донского, и все москвичи уже беспрекословно принимают благословение святителя Киприана и, возложив все упование на Господа, идут во Владимир за чудотворным образом Царицы Небесной. Здесь, на Кучковом поле, на месте будущего Сретенского монастыря, встречает святитель Киприан эту икону и молится со всеми москвичами, да так, что непобедимый Тамерлан, который стоял всего в Молитва наших предков о спасении Руси была настолько сильной и действенной, что Тамерлан, вместо того чтобы стереть с лица земли Москву и всю Русь, пошел на юг и полностью разорил Золотую Орду, разгромив того самого Тохтамыша, который некогда сжег Москву и сделал Русское государство своим данником. С того времени Золотая Орда перестала существовать, Тохтамыш бежал в Литву, а Тамерлан, устрашенный явлением Божией Матери, никогда больше не возвращался на Русь. Дамоклов меч восточных варварских нашествий, столетиями висевший над Русью, предстательством Божией Матери и по молитвам святителя Киприана был сломан. Святитель Киприан, этот Божий посланник, почил в Москве в 1406 году в небольшом загородном монастырьке, который он для себя устроил, в месте, где сейчас проходит Мосфильмовская улица. Очень мало мы знаем об этом святителе еще и потому, что он был удивительно смиренным, кротким человеком, который в первую очередь, искал не своей славы, а славы Божией, единственно Ему предстоял и Ему служил. Остальное для него имело мало значения. Святитель Киприан и через столетия дает нам удивительный урок, каким должен быть христианин, истинный и мужественный раб Божий, посланник туда и к тем, к кому Промысл Божий посылает его с благой вестью, с послушанием исполнения воли Божией. Вот такие великие люди, избранники Божии, во множестве были посылаемы в Русскую Церковь нашим Спасителем. Аминь. *** 29 сентября 2006 года исполняется 600 лет со дня преставления этого великого святителя. По благословению Святейшего Патриарха Алексия в Московском Кремле, но не 29 сентября, а 1 октября, в воскресенье, в Успенском соборе будет совершаться праздничная служба святителю Киприану. Там он и лежит – похоронен у западной стены собора. И у нас здесь, в основанном им монастыре, память святителя Киприана тоже будет совершаться: 30 сентября – всенощное бдение и 1 октября – литургия. И 1-го же числа в храме Христа Спасителя состоится концерт, приедет болгарский хор, греческий хор, наш хор будет выступать. Мы тоже, кому сможем, раздадим в следующее воскресенье билеты на этот концерт. Надеемся, что к этому празднику у нас будет и несколько новонаписанных икон святителя Киприана. 4 / 17 сентября
18 / 09 / 2006 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |