|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Святые и святыни
|
|||
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Великий русский святой появился на свет на Украине, в то время фактически в другом государстве — Речи Посполитой. В этом польско-литовском государстве Украина была бесправна — у нее не было своего правительства; правда, была своя армия, командующий которой — гетман — и был главой страны. Со времени монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, отдельной от Московской Руси жизнью. Только во второй половине XVII века состоялось их объединение: в 1654 году на Переяславской раде украинские казаки присягнули московскому царю Алексею Михайловичу (1645–1676). Отметим такой поразительный факт — тогда украинцы и русские нуждались в переводчиках для общения, объединяла их только православная вера и язык богослужений. Начальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней будущий святитель всегда вспоминал с нежностью. В 1662 году, вскоре после переезда семьи в Киев, 11-летний Даниил был отдан в Братское училище при Богоявленском монастыре. В то время это была единственная школа на юге России, которая давала своим воспитанникам серьезное религиозное образование, готовя из них будущих служителей Православной Церкви. Здесь во всей полноте раскрылись дарования и незаурядные способности Даниила: он освоил польский язык (на нем вел впоследствии дневник и писал письма), греческий и латынь, которая открывала ему мир западного богословия. Полный курс обучения был рассчитан на 11 лет, но Даниил получил лишь начальное образование, так как при очередном нападении поляков на Киев училище было разрушено. 9 июля 1668 года, в 17-летнем возрасте, Даниил принял монашество с именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского в киевском Кирилловом монастыре. Почти восемь лет, до весны 1675-го, проходил здесь молодой монах иноческое послушание и продолжал свое самообразование. Здесь началась его проповедническая и литературная деятельность: вышла первая книга «Руно орошенное» — о чудесах, совершавшихся от образа Богоматери из черниговского Троицко-Ильинского монастыря. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен в иеромонаха архиепископом Лазарем Черниговским, «мужем высокой добродетели и учености, ревнителем православия в Малороссии», ректором Киевской духовной академии. Он же пригласил Димитрия к себе в Чернигов для проповедования там слова Божия и утверждения Православия в противовес католикам, которые всячески старались искоренить православную веру в южной России. На протяжении двух лет занимал Димитрий должность проповедника при Черниговской кафедре. Скоро по Малороссии и Литве стала распространяться молва о молодом блестящем проповеднике (ему было всего 26 лет!). Многие обители стали приглашать иеромонаха Димитрия к себе для назидания народа и утверждения его в Православии. В течение нескольких лет его проповеди можно было услышать в Слуцке — в Преображенском монастыре, в Вильно — в Свято-Духовском монастыре, в Пинске — в Новодворском Успенском монастыре, то есть в соседних государствах: Литве и Белоруссии. Только через два года, в начале 1679-го, вернулся иеромонах Димитрий на Украину. Некоторое время он был игуменом Максаковской обители близ города Борзны, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерский монастырь. Настоятель обители, архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовность, образованность и несомненное литературное дарование иеромонаха Димитрия, поручил ему составление житий святых, или Четиих Миней. (Церковнославянское слово «чьтии» происходит от глагола «чьсти», то есть читать; «минея» переводится с греческого как «месяц»; отсюда «Четия Минея» — назидательное чтение на каждый день месяца.) Казалось, что на это весьма ответственное дело определил именно Димитрия Божий Промысл. Уже в июне 1684 года, всего через несколько недель после приезда, он приступил к описанию житий святых X века, собранных Симеоном Метафрастом и выписанных со Святой горы Афонской Киевским митрополитом Петром Могилой (1596–1647). С этого времени вся дальнейшая жизнь Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда, который он усердно продолжал и в иноческой келье, и будучи настоятелем, и на кафедре святительской. Работа требовала огромного напряжения сил: нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета и одновременно доступным для всех верующих. По свидетельству самого святителя Димитрия, его душа наполнялась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Вот его дневниковая запись, как нельзя лучше иллюстрирующая духовную связь святителя со святыми, жизнь которых он описывал. «10 ноября 1685 года явился мне во сне святой мученик Орест, житие которого я только что написал, и сказал: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!” Показав большую рану в левом боку, святой добавил: “Это мне железом прожжено!” Потом показал перерезанные жилы правого и левого локтей: “Это мне перерезано!” Наклонясь, святой Орест обнажил ноги и, показав раны на сгибе колен, сказал: “Это мне косой пересечено!” Со словами: “Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал!” — мученик исчез». В 1686 году, в правление царевны Софьи (1682–1689), произошло знаменательное событие в жизни Малороссии — возвращение Киева России. Украинским гетманом стал Мазепа. Но внешние события не особенно волновали Димитрия — он работал день и ночь… Из Москвы ему были присланы Великие Четии Минеи митрополита Макария — громаднейшие сборники, содержащие «все книги чтомыя, которыя в Русской земле обретаются», написанные во времена Иоанна Грозного, 100 лет назад. Здесь были собраны все духовные сокровища Восточной Церкви — поучения святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина и других, жития древних святых, толкования на Евангелие и многое другое. Трудно перечислить все, что было записано в этих сборниках, содержащих более 27 тысяч страниц. Через пять лет после начала работы, в 1689 году, в Киево-Печерском монастыре были напечатаны первые шесть книг Житий святых. В августе того же года в составе большого посольства, которое возглавлял гетман Мазепа, 38-летний Димитрий прибыл в Москву. Эта поездка совпала со Стрелецким бунтом и последовавшим за тем падением царевны. Малороссы были представлены сначала царю Иоанну и его сестре Софье в столице, затем и царю Петру в Свято-Троицком монастыре. Святейший патриарх Иоаким благословил Димитрия продолжать столь успешно начатое дело и подарил ему образ Пресвятой Девы Марии в богатом окладе. Возвратившись на родину, Димитрий с еще большим усердием продолжил свой труд. Для более успешной работы он оставил должность настоятеля Батуринской обители и поселился в скромном скиту. Сюда из Гданьска Димитрию прислали давно заказанное им монументальное издание — «Деяния святых», в котором были записаны все древнейшие тексты житий и мученических «актов», собранные Католической Церковью. Святой Димитрий был и историком, и историософом, и беллетристом в лучшем смысле этого слова. Как историк, он старался избежать ошибок, сопоставляя и критически оценивая труды своих предшественников, тщательно объясняя читателям исторические реалии прошлого. Как историософ, он показывал в каждом житии источник каждого подвига и победы — веру, преображающую мир. Как литератор, он создал свой особый стиль, которым восхищаются и сегодня. Но его уединенная жизнь продолжалась всего три года — и опять настала для Димитрия череда переходов с места на место. Вначале его обязали принять управление обителью апостолов Петра и Павла в Глухове, а затем перевели на место его пострижения, в родную Кирилловскую обитель. Здесь он встретился со своим столетним отцом, который долгие годы был ктитором (старостой) монастыря. Димитрий пробыл в обители всего полгода. Отдав последний сыновний долг матери, которая преставилась на 70-м году жизни, он был назначен игуменом Елецко-Успенского монастыря в Чернигове (здесь его посвятили в сан архимандрита), еще через два года — Спасского монастыря Новгород-Северска. В 1695 году, через семь лет после первого, выходит вторая часть Житий, в 1700-м — третья, весенняя. Таким образом, за 12 лет было написано три четверти Миней — с сентября, когда начинается церковный год, по май. Патриарх Адриан благословляет Димитрия, шлет ему очередные книги, нужные для работы, да и вознаграждение — 20 золотых. В феврале 1701 года указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву. Через месяц, на 50-м году жизни, он был рукоположен в митрополита Сибирского и Тобольского. Лучшей кандидатуры для обращения в православную веру жителей Сибири трудно было себе представить. Но не по душе было Димитрию это назначение — он не отличался хорошим здоровьем, да и продолжать свое любимое дело в далекой Сибири не смог бы. От переживаний святитель Димитрий тяжело заболел. Тем временем скончался Иоасаф, митрополит Ростовский, и в 1702 году Петр I перевел митрополита Димитрия на Ростовскую кафедру, которую тот возглавлял последние семь лет своей жизни. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священнослужителей, митрополит Димитрий на собственные средства открыл при архиерейском доме второе в России (после московского) духовное училище, в трех классах которого обучалось 200 человек. Ученики осваивали русский и греческий языки, латынь и риторику, изучали церковное пение. Обращение святителя с юными воспитанниками было отечески строгое и теплое. И на новом месте назначения все свое свободное время посвящал митрополит Димитрий литературным занятиям. Едва этот «белокурый с проседью худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках» заканчивал один труд, как тут же у него возникал следующий замысел. Писать на духовную пользу христиан стало его насущной потребностью. В эти годы святителем Димитрием было сказано множество слов и поучений, написаны «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Каталог Российских митрополитов» и другие труды. А его сочинение «Об образе и подобии Божием», направленное против распространенного мнения, что обрившие бороду лишатся спасения, написанное просто и живо, по повелению государя было напечатано тремя тиражами — факт по тем временам редкостный! В наступившую эпоху всеобщей ломки и беспощадного отрицания родной старины святитель Димитрий Ростовский явился защитником и хранителем достояния русского народа, его православной веры. Он был противником реформ Петра, насаждавшегося повсеместно голландско-немецкого духа. Более того, святитель Димитрий открыто обличал священников, нарушавших тайну исповеди (по приказу царя они обязаны были доносить властям об антиправительственных настроениях). В 1705 году митрополитом Ростовским Димитрием была написана последняя, летняя, четвертая часть Житий святых и отправлена в Киев для печатания. С Божией помощью 20-летний главный труд его жизни был, наконец, завершен. Как писал он своему старому другу, иноку Феологу, в Москву: «Сорадуйтесь мне духовно, яко споспешеством ваших молитв, сподобил меня Господь августу месяцу написать “аминь”». Минеи святого Димитрия Ростовского как бы завершили собой весь многовековой путь древнерусской агиографии, став явлением общенационального масштаба. По словам протоиерея Александра Державина, они явились «одной из тех книг, по которым вырабатывались своеобразные духовные особенности русского православного человека». В последние годы своей жизни святитель Димитрий неусыпно заботился и об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленной к тому времени старообрядческим расколом. Он объезжал свою епархию из края в край и везде проповедовал о «неправости раскольничей веры и истине Православия», составлял письменные обличения раскольников, написал подробное исследование о главных раскольничьих сектах — «Розыск о брынской вере, или Полное обличение против раскольников». Это был его последний труд. А все написанное им могло бы составить томов 40! 10 ноября 1709 года, на 58-м году жизни, стоя коленопреклоненным на молитве, митрополит Димитрий Ростовский скончался. За год до этого он писал друзьям: «Мои недугования перо пишущее от руки отъемлют и писца на одр повергают, гроб же очам представляют, а к тому очи мало видят и очки не много помогают, и рука пишущая дрожит и вся храмина тела моего близ разорения». Он составил завещание, в котором, в частности, написал: «С тех пор, как принял на себя иноческий образ и обещал Богу нищету произвольную, даже до приближения ко гробу, не собирал я имения, кроме книг святых, ни злата, ни сребра, ни излишних одежд, кроме самых нужных, но старался соблюсти нестяжание и нищету иноческую духом и самым делом, полагаясь во всем на Промысл Божий, никогда меня не оставлявший». Причисление митрополита Димитрия к лику святых совершилось почти через 50 лет, в 1757 году, при императрице Елизавете Петровне. 10 / 11 / 2006 |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |