|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||||
Апологетические беседы. О БогеИз книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Весь сотворенный мир мы исповедуем невечным, то есть когда-то, быть может эоны веков назад, несуществовавшим. По самому существу своему материальный мир не может быть вечным, он должен был получить начало от нематериальной причины. Но существует ли в мире что-нибудь нематериальное? Не материально ли всё, что в нас, и всё, что вокруг нас? Конечно, нет! Нематериальный мир мы знаем лучше материального, ибо знаем его непосредственным собственным опытом. В нашем разуме, в нашем чувстве и воле проявляется нематериальный — духовный мир. В противоположность материальному миру, подвергающемуся разложению и изменению, мир духовный не подвергается разложению, а изменению подвергается лишь когда он связан с телом. Значит, духовный мир может существовать бесконечно. И мы исповедуем, что дух наш бессмертен, то есть никогда не прекратит своего существования. Однако и дух наш нельзя назвать вечным, потому что было время, когда его не было, и он был призван к бытию иным Духом, той же творческой, духовной, внематериальной Личностью, Которой был сотворен и материальный мир — Богом. Мы исповедуем Бога совершенным, то есть совершенно мудрым, совершенно любящим, абсолютно милостивым, праведным и всемогущим. Всемогущество Божие не значит, что Бог все может сделать. Бог не может сделать зла, или греха, или неразумности. Но только потому, что, будучи благим и мудрым, Он не захочет всего такого сделать. А все, что Он захочет, Он сделать может: ничто внешнее не ограничивает Его. Бог сотворил мир, чтобы как можно большее число существ имело радость бытия, ту радость, которую Он Сам ощущает всегда в полной мере. Бог сотворил все доброе и ничего злого. Зло появилось от того, что некоторые из сотворенных Богом духоносных существ, Ангелов и людей, имея свободу выбора, избрали зло и отвергли Бога и Его добро. Знаменитый русский философ Владимир Соловьев в своих «Трех разговорах» возражает против такой концепции, говоря, что зло не есть только отрицание добра, но является активной злой силой. Это совершенно неверно. Для объяснения этого кажущегося противоречия надо помнить, что если само зло как таковое непервозданно и не имеет в себе бытия по существу, ибо Бог не творил зла, если само по себе зло является лишь отрицанием добра, то носителем зла является Богом сотворенная могучая личность, исперва добрая, но своей свободной волей отвергшая Всеблагого Бога и ставшая таким образом родоначальником зла. Этот первенец творения, сотворенный, как впоследствии и человек, по образу и подобию Божию, получил от Бога при своем создании максимально могучую силу на творение добра. Своих исконных даров Бог никогда не отнимает. И вот, свободно избрав отвержение Бога и Божиего добра, диавол всю свою мощь бросает на отторжение от Бога прочих разумных существ, сначала Ангелов, потом и человека. Почему Бог попускает это? Мы не знаем. Но мы веруем и исповедуем, что в конце веков, силою Божией любви и премудрости, все окажется во благо. Это не значит, что не надо бороться со злом. Наоборот, Господь Сам непрестанно ведет борьбу со злом и нас призывает к тому же. Господь хочет, чтобы мы любили добро и ненавидели зло и чтоб мы понимали, что всякое нападение на Божии свойства, то есть на любовь, на милосердие, на правду или на свободу, неизбежно вызывает также нападение на Бога — богоборчество, которое так развилось теперь именно потому, что люди отвергли добро и потянулись ко злу. Мы же, верующие православные христиане, будем молиться нашему милостивому Богу, чтобы и отступившим от Него и Его не ищущим явил Он Свою святую истину, дабы и они в познание истины пришли.
28 / 12 / 2006 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |