|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||
Апологетические беседы. О борьбе за религиюИз книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Большая, напряженная, многогранная борьба за религию и против нее ведется сейчас в мире. Но что такое религия? «Религия» по-латински значит «связь», связь Бога с людьми и людей с Богом. Связь эта многосторонняя. Прежде всего это связь веры. Всеми силами своей души, то есть разумом, чувством и волей, человек утверждает бытие Божие и основные свойства Его, хотя и не видел Бога телесными очами, не слышал телесными ушами. Поэтому в вере наиболее явно проявляется торжество духовной стороны человека. Духом своим: разумом, чувством и волей — постигает человек Бога, устанавливая связь с Ним. Это основа религии. Поверив в Бога, утвердив Его бытие всеми тремя гранями своего духа, человек обращается к Богу с молитвой. Молитва есть беседа с Богом. Это второе проявление религии, связи человека с Богом. О, молитва это совсем не то выспрашивание себе чего-то у Бога, какой ее представляют люди, не знающие веры. Просительная молитва занимает значительное место только у примитивных людей. Главное, основное содержание молитвы — это беседа любящего сердца к Любимому. Письма влюбленных, разговоры искренних друзей, обращение любящих детей к любимым родителям — вот что из внерелигиозной жизни больше всего похоже на настоящую молитву. Радость в Боге, благодарность Ему за Его снисхождение, восхваление Его, восторг пред Его мудростью, пред благостью, и силой, и красотой, и правдой Божией — вот что в наибольшей степени наполняет все молитвы, чем полны чины и основных наших богослужений, и самых простых молитвенников. Сознание своей ничтожности, своей греховности-виновности перед Богом является следующим важным элементом христианской молитвы. Просить о прощении грехов, об укреплении веры, о том, чтобы, несмотря на нашу греховность, Господь не отнял бы от нас Своей любви — вот еще один важный элемент молитвы. Итак, молитва — это второй вид связи человека с Богом. Третьим видом связи человека с Богом является его жизнь по Богу. Поверив в Бога, утвердив для себя Его бытие всеми сторонами своей души, укрепив связь с Ним в молитве, человек ощущает присутствие Божие в каждом мгновении своей жизни и хочет, чтобы каждое это мгновение было бы угодным, приятным Богу. Так религия, то есть связь с Богом, проникает во всю жизнь человека, просветляя ее всю и всю ее делая ценной и осмысленной. Религиозный человек — это значит человек, связанный с Богом. Как любящий муж, не с огорчением, не рабски, по принуждению, но свободно, светло и радостно сознает, что во всем, во все минуты жизни связан он с той, кого любит, и радостно пользуется каждой минутой, чтобы, беседуя с нею, рассказывать ей все, что делается в его душе, и выражать ей свою любовь, стараясь при том не сделать ничего, что может огорчить ее, — так истинно верующий человек всегда радостно ощущает свою свободную, по собственной своей воле принятую на себя связь свою с Богом, стремится всегда быть мысленно с Ним, рассказывать Ему обо всех движениях своей души, выражать свою любовь к Нему и старается никогда ничего не сделать, не сказать и не подумать такого, что могло бы огорчить любящего Бога, быть неугодным Ему и нарушить связь с Ним. Святитель Василий Великий, в жизни своей осуществивший этот идеал, пишет: «Ни глаз да не действует вне Бога, ни рука да не движется без Него, ни сердце да не помышляет неугодное Богу» (Свт. Василий Великий. Творения. — Спб., 1911. Т. 1. С. 147). Недаром единение человека с Богом, нашу связь с Ним, то есть религию, Священное Писание уподобляет браку, браку Агнца, Сына Божия, с каждой человеческой душой, а Церковь называет Господа «Женихом душ и сердец наших». Вот что такое религия, вот почему за свою религию, за свою связь с Богом всякий верующий человек будет бороться до последнего вздоха, всеми своими силами, в мере большей, чем самый любящий человек будет бороться за того, кого он любит больше всех.
11 / 01 / 2007 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |