Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Православная библиотека
 

Великий пост

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь.
Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь.
Святая Православная Церковь еще со времен апостольских совершенно точно и ясно говорит: «Кто не постится в святую Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви» (Апостольское правило 69). А между тем кто теперь среди нас соблюдает пост? Даже в религиозных, даже в церковных семьях совсем забыли об этой краеугольной заповеди христианской.

И это не со вчерашнего дня. С того момента, когда двести лет назад в православную, крепко сколоченную, прочно обоснованную русскую жизнь ворвались чужие струи, первое, что поспешили нарушить наши соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте.

И преподобный Серафим Саровский сто с лишним лет назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, недвусмысленно говорил: «Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост».

«Просвещенные люди» XX века отнеслись к этим словам как к чудачеству праведного старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многие к этим словам любимого святого склонны относиться так же. А между тем они глубочайшим образом серьезны и совершенно истинны. Православная Россия не погибла бы, всего кровавого ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост.

Вдумаемся в смысл нашей жизни не с привычной земной, телесной точки зрения, а с Божией — вечной. Для чего мы живем? Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать.

Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дается пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели — служить величайшему процессу, для которого сотворена и существует вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небесного Царства, соцарем с Богом (см.: Откр 5, 10).

И вот весь этот Божий план, весь этот вселенский процесс нарушается, если иерархия переставляется, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нее кумира, ничем не ограничивая ее велений.

Пост же бережет правильность иерархии отношений. Даже самый грубый, самый примитивный пост, с объедением грибными пирогами, с осетринами и балыками в дни, когда рыба разрешена. Потому что тело, пресытившись одним родом пищи, начинает требовать другого, — а вот я, душа моя, не повинуется этому требованию тела, ставит его на подобающее ему подчиненное место, не по гигиеническим, не по экономическим соображениям, а по чисто духовным, по послушанию Церкви и Богу, отказываясь от того или другого рода пищи в определенные, Церковью установленные дни.

Многогранно значение поста. В нем некий дар, приносимый нами Богу от того, что Он дает нам, и таким образом постом благословляется, освящается, усваивается Богу вся наша телесная пища. В нем ограничение нашего тела и подчинение его духу. В нем упражнение в послушании Богу и Церкви.

И Сам Христос недаром говорит о темной сатанинской силе: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17, 21; Мк 9, 29). Потому в наше время и завладели бесовские силы так полно, так безраздельно миром, что человечество забыло, оставило пост.

Напрасно возражают некоторые: «Сейчас мы и без того голодаем. Это тот же пост». Нет, эта скудость пищи, этот голод по всей земле — не пост. Это Божие наказание за попрание поста. Для служения чреву, соблазненные угождением ему, люди попрали заповедь Божию, не захотели ничего приносить в дар Господу от Его дара, от своей пищи, сделали ее кумиром. И Божия рука без жалости сокрушает кумира. Кумиров Господь всегда безжалостно сокрушает, ибо Он ревнивой любовью любит нас, наши бессмертные души, сотворенные Им для Своей бесконечной любви и вечной радости, а кумиры делают нас неспособными к этой любви и радости.

Посмотрите: когда люди хранили пост, они — примитивные, технически слабые — тем не менее пищу свою имели всегда в изобилии. А теперь, гордые безмерным могуществом своей техники и богатством всех сил и даров почти до конца покоренной природы, они не имеют куска хлеба, чтобы насытить свое чрево, поставленное ими во главу угла.

Но эта скудость, эта голодность не заменяет поста. В посте самое дорогое и единственно нужное для Бога — его добровольность, свободное желание человеческого духа исполнить заповедь Божию и принести Ему дар, отказавшись во исполнение этой заповеди от того, к чему стремится его тело. А подневольный пост нравственной ценности не имеет.

Насколько важна заповедь о посте, показывает то, что первой заповедью, данной Богом людям, была именно заповедь о посте Адаму и Еве, и все многовидное, многогранное зло, проросшее с тех пор в человечестве, явилось последствием нарушения этой именно заповеди. Потому что, любя людей и желая, чтобы они любили Его, Господь знал, что любовь развивается от дел, от выполнения желаний любимого. Так и мы, когда постимся, оживляем этим свою душу, свои личные отношения с Богом, вводя в жизнь свою не теоретически, но практически выполнение Его повелений.

Если мы это хорошенько поймем и осознаем, для нас не будет уже казаться странным ни слово преподобного Серафима, ни апостольское правило, отлучающее от Церкви нарушителей поста.

И если в наше время по малодушию, по боязливости не звучит грозным торжественным прещением в храме такое отлучение, которое часто могло бы показаться лицемерием в устах архипастыря или пастыря, самого согрешающего против заповеди о посте, то Господень закон остается неизменным и неподкупным. И своими глазами мы видим, как люди, попирающие ту или другую заповедь Божию, за попрание которой уставы церковные полагают отлучение от Церкви, как будто сами отходят от церковной жизни, хотя официально и молчит отлучение. Это Божий Промысл лишает безграничного церковного счастья, неизмеримого церковного богатства тех, кто это счастье, это богатство не хочет, не умеет ценить.

Воспользуемся постом, оживим им наши души. «Постимся постом приятным, угодным Господеви. Истинный пост — удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, от злословия, ото лжи, от клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

И еще: «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем. Дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя (бесприютных) введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость» (стихира на вечерне в среду 1-й Недели поста).

 

Купить эту книгу можно
 

 

Архиепископ Нафанаил (Львов)

14 / 02 / 2007





Смотри также:

    Встреча с ПравославиемСретенский монастырь
     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Святитель Агафангел. Часть 2

    Святитель Агафангел. Часть 1

    Святоотеческое отношение к болезни

    Радуйся, земля Сиверская!

    Под Покровом Божией Матери

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Борьба за свободу Церкви


    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    Трансляция в формате RSS 2.0