|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Святые и святыни
|
|||||||||||
Православие в Албании
Площадь: 28 748 км2. Численность населения: 3 581 655 человек (по состоянию на июль 2005 г.). Официальный язык: албанский. Краткая история страны. Территория современной Албании в древности составляла часть Римской империи, затем – Византии, позднее – Болгарского царства, Сербского королевства, Венецианской республики и Эпирского деспотата. Первое независимое государство появилось здесь в 1272 году: король Неаполитанский Карл I провозгласил создание королевства Албания со столицей в Дурресе, но оно просуществовало недолго. В следующем столетии Албания снова входит в состав православной Византии.
В 1878–1881 годах возникло общенациональное движение за автономию Албании, известное под названием Албанская Лига. Добившаяся фактической автономии Северной Албании и Косова, Лига впоследствии была разгромлена Турцией. Попытка возродить движение в 1899–1900 годах (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909–1912 годов стало, наконец, возможным освобождение. 28 ноября 1912 года в г. Влера была провозглашена независимость Албании и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали. Всего два года просуществовало это государство: во время первой мировой войны часть ее оккупировали итальянцы, часть – греки, австрийцы и сербы. Итальянские войска оставались в Албании до 1920 года, пока упорная борьба населения не вынудила их отступить. Какое-то время Албанией управлял регентский совет, правительства сменялись одно за другим. Наконец в июне 1924 года, свергнув правительство Ахмета Зогу, к власти пришли прогрессисты во главе с православным епископом Феофаном Нолу. Однако свергнутый Зогу уже через несколько месяцев вернул себе власть. В 1925 году он провозгласил себя пожизненным президентом, а в 1928 году – «королем всех албанцев». В апреле 1939 года Албания была вновь оккупирована итальянскими войсками. Король бежал из страны, но народ продолжал сопротивление. После свержения Муссолини в 1943 году итальянцев сменили немцы. К осени 1944 года Национально-освободительной армии, руководимой коммунистами, удалось самостоятельно освободить всю страну от оккупантов. В январе 1946 года было объявлено создание Народной Республики Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Энвером Ходжи (1908–1985). В 1992 году в стране были провозглашены свобода и демократия. В 1997 году прошло короткое народное восстание, которое привело к смене лидера страны. Религия: мусульмане – 45–50 %, православные – 40–45 %, католики – 10 % (указано со слов представителей Албанской Православной Церкви[1]. Данные приблизительные: с довоенного времени переписи и статистические опросы в стране не проводились. До второй мировой войны положение было таково: мусульмане – 70 %, православные – 20 %, католики – 10 %; обычно в справочниках приводят именно эти, устаревшие на 70 лет данные).
Албанские епископы участвовали в III, IV, V и VII Вселенских соборах. В начале XI века недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой князь Иоанн-Владимир (22 мая 1015 г.), мощи которого сохранились в одноименном монастыре. Родом из Диррахия был византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV веке на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот. В XI веке большая часть епархий современной Албании переподчиняется Охридской архиепископии, остальные остаются в юрисдикции Константинопольского Патриархата. После захвата Константинополя латинянами в 1204 году в северных районах Албании усиливается католическое влияние. В 1273 году вместо погибшего православного митрополита на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. В 1392 году князья из рода Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 года. После завоевания остальной части Албании турками в 1479 году начался период османского владычества, ознаменовавшийся массовым отпадением албанцев в ислам. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. С другой стороны, в приморских областях активно действовали римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII века возводились новые монастыри, которые становились центрами противостояния иноверию, писались вероучительные сочинения, строились храмы: например, Дриинупольскому епископу Досифею (1760–1799) в эпоху «туркократии» удалось воздвигнуть около 70 храмов. Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая «Новая академия», при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться «тайными христианами». Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).
После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства. Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10–12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.
При итальянской оккупации Албании в 1939 году католические миссионеры пытались навязать православным унию и подчинить их папе Римскому. С установлением же коммунистического режима начались репрессии против верующих. 4 апреля 1967 года было запрещено любое отправление культа, а Албания объявлена атеистическим государством. Были разрушены сотни храмов и монастырей, клириков сажали в тюрьму или отправляли в ссылку, многие приняли мученическую смерть, в том числе архиепископ Виссарион и викарный епископ Аполлонийский Ириней[2]. По закону за совершение литургии священника расстреливали. Мирян сажали в тюрьмы за то, что те осмеливались крестить детей. Люди подвергались репрессиям даже за хранение дома икон. Из-за десятилетий жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена. Поэтому в январе 1991 года Константинопольский патриарх назначил митрополита Анастасия (Янулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 года Священным Синодом Албанской Православной Церкви он был избран архиепископом Тираны и всей Албании. За 15 лет владыке Анастасию, хотя и с большим трудом и опасностью (власти долгое время не признавали владыку, а экстремисты на него даже покушались, обстреляв его резиденцию), удалось возродить Албанскую Церковь. До второй мировой войны здесь насчитывалось 354 храма и 300 часовен, 370 приходских священников, две семинарии и 28 монастырей. Когда владыка Анастасий прибыл в страну, из священников выжило лишь 15, все они были старыми и больными. Ни одного монастыря. В первые месяцы после приезда архиепископа литургия совершалась под открытым небом, поскольку не было ни одного храма с целой крышей. Сейчас рукоположены 4 архиерея, 144 священника и диакона, действует 5 монастырей, построено 85 новых храмов, 75 восстановлено и 150 отремонтировано, открыты 12 православных детских садов в разных городах, православная школа в Гирокастре и богословская академия в Дурресе, диагностический центр в Тиране, церковная радиостанция с круглосуточным вещанием, газеты и журналы, издательство, в котором, помимо прочего, переведена и издана Библия, созданы иконописная и реставрационная мастерские и другие церковные службы. Следствием этого стало массовое обращение и возвращение албанцев к Православию. Хотя по понятным причинам в Албанской Церкви это предпочитают не афишировать, но, благодаря трудам архиепископа Анастасия и его многочисленных помощников, десятки тысяч не только неверующих, но и мусульман пришли ко Христовой вере. Число православных растет здесь с каждым годом. И даже нынешний президент Албании Альфред Мойсю – православный. Богослужение совершается на албанском, греческом и румынском (влахском) языках. В стране пока что нет подворья Русской Православной Церкви и нет ни одного храма, где богослужение совершалось бы на церковнославянском языке, поэтому русскому паломнику, посещающему страну, следует это учитывать. [1] См. журнал «Нескучный сад», 2006, № 3 (20). Нам доводилось слышать даже утверждения, что к настоящему моменту православных в Албании уже большинство, но столь оптимистические сведения мы не решились вносить в раздел без достаточных для того подтверждений. [2] При работе над этим разделом использованы материалы Православной энциклопедии (М., 2000. Т. 1).
05 / 03 / 2007 Смотри также: |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |