Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Святые и святыни
 

Свет Евангелия в «Стране утренней свежести».
110-летию со дня основания Русской духовной миссии в Корее

Карта Кореи XVII века
Карта Кореи XVII века
На протяжении своей многовековой истории Русская Православная Церковь знала немало миссионеров-подвижников, чей подвиг оставался примером для следующих поколений христиан. Всем известны имена святителя Макария Невского, святителя Николая Японского, преподобного Германа Аляскинского. Эти миссионеры-просветители прославлены нашей Церковью в лике святых. Но сколько еще до сего времени осталось неизвестных для нас имен и жизненных подвигов служителей Церкви, все свои силы употребивших на распространение Евангельской проповеди в отдаленных странах и материках.

Корея… Энциклопедический словарь нам сообщит о том, что это не очень-то далекая от нас страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На востоке омывается Японским морем (в Корее оно называется Восточным), на западе – Желтым морем, на юге Корейский пролив отделяет Корею от Японии.

Когда-то это было маленькое и слабое во всех отношениях государство, испытывавшее на себе постоянное давление соседних Китая и Японии.

Русско-корейские связи стали особенно интенсивно развиваться в XIX веке. Для России отношения с Кореей имели два очень важных исторических последствия. Прежде всего, установление общих границ между Россией и Кореей в середине XIX века и активные контакты между двумя странами вызвали бурную корейскую иммиграцию в Россию и, таким образом, появление в ней еще одной национальности, численность которой к концу XX века достигла 450 тысяч человек. И, как считают большинство историков, именно борьба между Россией и Японией за сферы влияния в Корее явилась одной из причин русско-японской войны 1904–1905 годов.

Было и еще одно, не менее, если не более важное последствие интенсивного развития русско-корейских отношений, о котором в учебниках истории как правило не пишут.

Современные православные корейцы
Современные православные корейцы

В 1900 году в Сеуле была открыта Русская духовная миссия. Ее история оказалась не столь краткой, как история экономического, политического или военного проникновения России в Корею. Даже после революции 1917 года, после того, как в сентябре 1925 года старое российское Генеральное консульство было закрыто и его сменило Генеральное консульство СССР, миссия не прекратила своего существования, продолжая сеять пусть незначительные, но стойкие ростки Православия, которое живо в Республике Корея и по сей день.

Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский и Елабужский , начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский и Елабужский , начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Решение об открытии миссии было принято в 1897 году во время стремительного усиления российского влияния в Корее. Сначала разрешение дал лично император Николай II, после чего 2–4 июля 1897 года Святейшим Синодом был издан указ за № 2195, предписывавший открыть в Сеуле православную миссию в составе трех человек: архимандрита Амвросия (Гудко; ныне прославлен в лике новомучеников), иеродиакона Николая (Алексеева) и псаломщика А. Красина.

В начале 1898 года члены миссии отбыли из России к месту своего назначения. На постройку в Сеуле церкви и дома для причта было ассигновано из казны 25 тысяч рублей. Но правительство, выделив эту сумму, признавало, что она весьма незначительна даже для начала, особенно в сравнении с положением инославных миссий, действовавших в Корее. Поэтому архимандрит Амвросий накануне отъезда из России через церковную печать обратился к русским христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее.

Признавая заслуги католических миссионеров, которые к тому времени обратили в христианство свыше 30 тысяч корейцев, о. Амвросий свидетельствовал о том, что «вся остальная масса народа, числом свыше 13 миллионов душ, продолжает пребывать в вере Будды, Конфуция и в грубых формах идолопоклонства». «Пусть никого не смущает то обстоятельство, что мы просим пожертвований, еще не прибыв в Корею и не начав дела, – продолжал о. Амвросий, – ибо ожидающие нас там нужды нам и здесь известны, а затем ведь и для начала дела нужны средства, и большие средства».

И снова начальнику миссии приходилось обращаться к опыту инославных проповедников, миссионерствующих в Корее. «Католические миссионеры располагают многими сотнями тысяч; нам необходимы по крайней мере десятки, чтобы можно было в десятки лет потверже поставить то дело, из-за которого они хлопочут вот уже более сотни годов», – отмечал о. Амвросий.

У начальника Русской духовной миссии были большие планы. По прибытии в Сеул архимандрит Амвросий намеревался приступить к возведению церкви. «Первый православный храм в Корее мы намерены строить во имя святителя и чудотворца Николая, да будет он сильным хранителем в морях вокруг Кореи плавающих и в волнах язычества погибающих, – писал о. Амвросий. – Этого храма давно уже с нетерпением ждет проживающая там наша русская колония (всего около 100 человек), которая до сих пор мучилась там без церкви и священника. Благолепие этого храма должно бы сколько-нибудь соответствовать величию того угодника Божия, во имя которого он имеет быть построен и имя которого хорошо известно, вероятно, даже корейским язычникам».

Заканчивая свое обращение к благочестивым читателям, о. Амвросий приводил адреса, по которым можно было высылать пожертвования на нужды православной миссии: в Санкт-Петербурге – в хозяйственное управление при Святейшем Синоде, в канцелярию Санкт-Петербургского митрополита, священнику Александру Васильеву (Фонтанка, 154); в Москве – в Синодальную контору, в редакцию «Московских ведомостей», настоятелю Покровского монастыря архимандриту Амфилохию, в канцелярию Миссионерского общества (Сретенка, дом Спасской церкви); в Киеве – наместнику Свято-Успенской лавры.

Но на первых порах миссия встретилась с большими трудностями. Дело в том, что к этому времени русское влияние в Корее стало ослабевать, уступая место японскому. К тому же в то время, как члены миссии приближались к месту своего служения, в Корее произошел ряд политических событий, неблагоприятных для России. В силу этих обстоятельств русские подданные, жившие в Корее, стали уезжать из страны. Финансовый советник, дирекция и служащие русско-корейского банка также покинули Сеул. По предложению российского поверенного в делах в Корее, члены Русской духовной миссии должны были на время поселиться в Уссурийском крае в ожидании более благоприятных обстоятельств.

Архимандрит Амвросий остановился в г. Новокиевске, но вскоре был отозван в европейскую часть России, где получил новое назначение. Псаломщик Красин временно поступил на государственную службу, и только иеродиакон Николай продолжал терпеливо ждать перемены к лучшему. Наконец в начале 1899 года корейское правительство разрешило иеродиакону Николаю обосноваться в Сеуле. Прибыв в столицу Кореи, о. Николай устроился при Русской дипломатической миссии и в ожидании приезда из России своих будущих соработников стал присматриваться к корейцам и наставлять их истинам православной веры.

Хрисанф (Щетковский) (1869-1906), епископ Елисаветградский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Хрисанф (Щетковский) (1869-1906), епископ Елисаветградский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Указом Святейшего Синода от 7 сентября 1899 г. начальником Русской духовной миссии был назначен архимандрит Хрисанф (Щетковский), выпускник Казанской духовной академии, в течение пяти лет трудившийся миссионером среди донских калмыков.

Несколько лет, проведенных о. Хрисанфом в Корее, стали временем становления миссии. Архимандритом Хрисанфом была проделана огромная работа по организации школ, началу перевода Священного Писания и богослужебных текстов. Он переводит на корейский язык «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божиих» преосвященного Макария Томского.

Трудами о. Хрисанфа был воздвигнут первый в Корее православный храм. В Москве специально по заказу миссии были отлиты колокола. 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение храма в честь святителя и чудотворца Николая. Были выстроены дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. Корейской миссии большую поддержку оказал протоиерей Иоанн Кронштадтский, поддерживавший с о. Хрисанфом тесные связи. В знак своего благословения новому очагу Православия о. Иоанн прислал свое праздничное золотого цвета облачение, которое до сих пор хранится в Сеуле, в церкви преподобного Максима Грека, как драгоценная реликвия.

Благодаря трудам о. Хрисанфа, молодая православная община в Сеуле зажила полнокровной жизнью. Архимандрит Хрисанф предпринимает трудную миссионерскую поездку через всю страну, изучает жизнь и быт корейского народа, много проповедует, беседует с местным населением. За время миссионерской деятельности архимандрита Хрисанфа были крещены только 14 корейцев, но эта небольшая цифра – пример серьезной пастырской работы архимандрита Хрисанфа. «Если бы мы стремились побольше накрестить, то за три года своего существования в Корее мы могли бы накрестить десятки тысяч, ибо желающих принять “русскую веру” являлось очень много. Но по тщательным справкам и строгому испытанию всегда оказывалось, что… забота у них не о спасении души, а о том, чтобы приобрести в лице миссионера защитника для своих незаконных действий в отношении своих ближних или начальства… Все приходившие к нам за получением крещения с нечистыми побуждениями предсказывали нам, что если мы не будем делать так, как делают инославные миссионеры, то у нас не будет ни одного христианина, и я выражал им полную готовность лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели» (см.: Хрисанф, епископ. Из писем корейского миссионера. Казань, 1904).

Неутомимая проповедническая деятельность, пастырский подвиг милосердия и сострадания простым людям стяжали архимандриту Хрисанфу огромную любовь местного населения. В свою очередь ревностный миссионер горячо и искренно любил свою паству: «Надежда хоть чего-либо добиться заставляет нас жить и при такой обстановке. Уж больно хорошие люди, и жалко их оставлять. Есть у нас здесь всякого сорта прихожане, кроме чиновников: и земледельцы (большинство), и мастеровые, и купцы, и просто рабочие – всего наберется человек тридцать. Один, например, есть купец – как и полагается купцу, очень толстый господин, благодушнейшее существо; я им часто любуюсь… Есть один старец лет шестидесяти пяти – добрейшей души человек, и много, много таких… Конечно, есть и у них пороки, и немало; но что же мы бы и делали, если бы к нам все шли беспорочные; наше дело в том и состоит, чтобы очищать их от пороков и воспитывать в добре».

Уже через год после начала деятельности миссии обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев написал в своем отчете за 1900 год: «Успех православной миссии в Корее ныне можно считать вполне обеспеченным».

Однако политические события развивались в неблагоприятном для миссии направлении. В то время как архимандрит Хрисанф выезжает в Россию для поставления во епископы, начинается русско-японская война. Деятельность миссии сворачивается, имущество опечатывается, школы закрываются. С горечью переживал епископ Хрисанф разорение своего детища. Оставшись в России в качестве епископа Елизаветградского, викария Херсонской епархии, он умер в 1906 году, прожив всего 37 лет…

В ноябре 1906 года Корея была вынуждена подписать договор признания над собой японского протектората. Император Коджон безуспешно пытался склонить на свою сторону иностранных государственных деятелей во время Гаагской мирной конференции в 1907 году. В ответ на это проявление неповиновения японцы вынудили Коджона отречься от престола в пользу его сына Сунджона.

Павел (Ивановский), еп. Никольско-Уссурийский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Павел (Ивановский), еп. Никольско-Уссурийский, начальник Корейской духовной миссии в сане архимандрита
Новый период в истории Русской миссии в Сеуле наступил после нормализации отношений между Россией и Японией. Достойным преемником о. Хрисанфа стал архимандрит Павел (Ивановский). С четырьмя помощниками, прибывшими вместе с ним из России в Сеул, он энергично трудился на миссионерском поприще.

За шесть лет своего пребывания в Корее он широко развернул проповедническую деятельность и создал 5 миссионерских станов, 7 школ на 220 мест для корейских детей, а также ряд молитвенных домов. Ему удалось построить церковноприходскую школу даже во Владивостоке, где, как известно, с давних времен жили выходцы из Кореи. Значительное внимание архимандрит Павел уделял переводам текстов на корейский язык.

В 1912 году архимандрит Павел был отозван в Россию и возведен в сан епископа Никольско-Уссурийского. Период руководства архимандрита Павла корейской миссией стал самым ярким во всей ее истории до начала Второй мировой войны.

С 1912 по 1914 год Русской православной духовной миссией в Корее управлял архимандрит Иринарх (Шемановский), с 1914 по 1917 год – игумен Владимир (Скрижалин), с 1917 по 1927 год – иеромонах Палладий (Селецкий), архимандрит Феодосий (Перевалов).

После революции 1917 года миссия осталась без средств к существованию. Чтобы не прерывать предпринятой деятельности, глава ее принужден был сам изыскивать средства на ее поддержание.

Кроме Сеула, миссия имела в провинции пять миссионерских станов, или, вернее, приходов, с небольшим числом христиан-корейцев. При каждом из станов был молитвенный дом-фанза и небольшой клочок земли. Станы до 1918 года обслуживались священником, псаломщиком и пятью катехизаторами-корейцами. В 1918 году, когда иссякли все средства к существованию, служащие станов прекратили свою деятельность и селения остались без руководителей. После 1918 года роль катехизаторов исполняли местные старожилы-корейцы.

С 1927 года после отъезда начальника миссии архимандрита Феодосия в Японию деятельность миссии фактически прекратилась.

В 1930 году управление Корейской православной миссией взял на себя архиепископ (впоследствии митрополит) Японский Сергий (Тихомиров; † 1945). Также на севере Кореи трудились миссионеры из Харбина. Мирянин Павел Афанасьев за два года, с 1931 по 1933, обратил в православие 450 корейцев, живших в Пхеньяне. В 1936 году митрополит Сергий направил в Сеул иеромонаха Поликарпа (Приймака; 1912–1989). Архимандрит Поликарп окормлял православных верующих Корейского полуострова до середины 1949 года, когда его миссионерская деятельность была прервана незаконным арестом и высылкой за пределы Кореи.

С этого момента окормлением общины занимались иностранные миссионеры. Юридически миссия уже не была в подчинении Русской Православной Церкви. После архимандрита Поликарпа начальником миссии был о. Алексей (Ким Ли Хан), которого рукоположил епископ Японский Вениамин (Басалыгин). О. Алексей управлял миссией до 1950 года, в войну он был переселен на север Кореи. После Корейской войны 1950–1953 годов Корея была разделена на два государства по 38-й параллели.

Во время Корейской войны с войсками ООН прибыл в Корею и православный священник Греческой Церкви Андреос Халкиополос.

Съезд корейских православных христиан, состоявшийся 25 декабря 1955 года, принял решение присоединиться к Константинопольскому Патриархату (Греческая архиепископия в Америке).

Пхеньян. Храм св. Троицы
Пхеньян. Храм св. Троицы
С середины 1950-х годов основную тяжесть приходской деятельности в Сеуле нес священник-кореец Борис Мун, отдавший миссионерскому делу 21 год своей жизни. И только спустя два десятилетия православная миссия в Южной Корее активизировала свою деятельность благодаря трудам новых пастырей, прибывших сюда из Греции. В настоящее время в миссионерском центре Сеула имеется храм в честь Успения Богоматери. Уже в течение ряда лет выходит православный еженедельник «Ио Бо». В 1968 году для маленьких православных корейцев было построено здание воскресной школы, которую посещает около 500 детей. В распоряжении молодежи имеется летний лагерь «Фавор», где юноши и девушки, а также дети проводят каникулы. 1982 год был отмечен двумя новыми событиями в жизни корейских христиан. Был освящен новый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы во втором по величине городе страны Пусане, а также начала работу духовная семинария в Сеуле; ее первыми воспитанниками стали 12 человек. Лучшие из них могут продолжать образование на богословском факультете Афинского университета. Несколько выпускников семинарии проходили стажировку в Санкт-Петербургской духовной академии. Работа духовной семинарии в Сеуле проходит в тесном контакте с Ассоциацией православной молодежи Кореи. Активисты этой организации проводят тематические встречи, лекции, ведут работу с детьми. Одна из главных задач ассоциации – проведение миссионерских рейдов в школах, институтах, домах престарелых, приютах и на предприятиях. Корейская православная миссия поддерживает братские контакты с Поместными Православными и другими христианскими Церквями. Весьма символично, что в 1990 году верующие Кореи собрали 1,5 млн долларов для выпуска значительного тиража Библии на русском языке в рамках проекта гуманитарной помощи нашей стране.

Игумен Феофан (Ким)
Игумен Феофан (Ким)
В1993 году на корейскую кафедру был поставлен архимандрит Сатириус, который служит в Корее с 1975 года. В июне 2004 года он был возведен в сан митрополита.

С сентября 2000 года окормлением российской общины в Сеуле занимается священнослужитель Русской Православной Церкви иеромонах Феофан (Ким; с 6 июня 2006 года игумен). 6 мая 2006 года ему было присвоено звание «Почетный гражданин Сеула».

В нынешнем 2007 году исполняется 110 лет со дня основания Русской духовной миссии в Корее, пускай же не угасает и на корейской земле свет христианской веры, полученный нами от Господа нашего Иисуса Христа.


Юрий Кищук

24 / 04 / 2007





Смотри также:


     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Радуйся, земля Сиверская!

    Под Покровом Божией Матери

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Борьба за свободу Церкви


    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

    Трансляция в формате RSS 2.0