|
Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 9-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 74 зач., 18,
1–11
В то время ученики приступили
к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве
Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его
посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете
в Царство Небесное; итак, кто умалится, как
это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и
кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот
Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых
сих, верующих в Меня, тому лучше было бы,
если бы повесили ему мельничный жернов на шею и
потопили его во глубине морской. Горе миру от
соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе
тому человеку, через которого соблазн приходит.
Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя,
отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти
в жизнь без руки или без ноги, нежели
с двумя руками и с двумя ногами быть
ввержену в огонь вечный; и если глаз твой
соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше
тебе с одним глазом войти в жизнь,
нежели с двумя глазами быть ввержену
в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни
одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их
на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти
погибшее. Ученики спрашивают Господа:
кто больше в Царстве Небесном? Христос идет
ко Кресту, и вместо того, чтобы спрашивать,
как обрести им крепость и благодать, чтобы
пострадать с Ним, они спрашивают: кто будет
выше всех в царствовании с Ним.
«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди
них». Смирение – это то, чему
труднее всего научиться, и мы не должны
пренебрегать никакими возможностями для этого
научения. Когда мы смотрим на дитя, мы должны
смотреть на него взором Христовым. «Он
поставил его посреди них» – чтобы
они могли научиться от него. Взрослые люди должны
дорожить общением с маленькими детьми. Мы
можем не только учить их, но, глядя на них,
учиться у них.
«Истинно говорю вам, – говорит
Господь, – если не обратитесь и не
будете как дети, не войдете в Царство
Небесное». Всякий грех уводит нас от
истинного пути, и необходимо постоянное обращение
к Богу, чтобы душа вернулась
в первозданное состояние. Задавая свой
вопрос, ученики были уверены, что им принадлежит
Царство Небесное и что они будут первыми
в нем. Господь хочет показать им опасность
гордости и честолюбия. Гордость низвергла
согрешивших ангелов с небес, и нас поставит
вне Царства, если мы не покаемся.
«Кто умалится, как это дитя, тот и больше
в Царстве Небесном». Лучшие
христиане – те, кто смиренны. Они
уподобляются Самому Христу, к ним Его
наибольшее благоволение. Такие служители нужны
Богу в этом мире, с такими служителями
Он будет царствовать в вечности. И далее
мы слышим слово Спасителя, которое
следовало бы сегодня начертать на всех улицах
вместо растленных реклам, и во всех
телепередачах – вместо рекламных
заставок, а лучше всего – на сердцах
всех, кто еще называют себя людьми: «Кто
примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня
принимает» – это, прежде всего,
о непрерывно убиваемых прежде рождения детях.
«А кто соблазнит одного из малых сих,
верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы
повесили ему мельничный жернов на шею и потопили
его во глубине морской». Это, прежде
всего, о непрерывно убиваемых для вечности и
взрослых, и детях. Все, что мы делаем другому
человеку, Христос относит к Себе. Даже
принятие одного малого ребенка во имя
Христово есть принятие Христа. И чем меньше
те, к кому обращена наша любовь, тем большую
любовь являем мы ко Христу.
Грех соблазна столь ужасен, и вред от него
столь велик, что лучше было бы этим людям
претерпеть казни, которым подвергались худшие из
злодеев. «Горе миру от соблазнов, ибо
надобно придти соблазнам», –
говорит Христос. Мир лежит во зле.
И никто не может избежать искушений. Но,
будучи предупрежденными об опасности, мы
должны быть на страже. «Но горе тому
человеку, через которого соблазн приходит».
Праведный Бог взыщет с тех, кто губит
драгоценные души, искупленные Его Кровию. Мы
ответственны не только за наши дела, но и за плоды
наших дел. «Если же рука твоя или нога твоя
соблазняет тебя, отсеки их и брось от
себя», – говорит Господь. Мы уже
слышали ранее в Евангелии эти
апокалиптические образы. Но, видимо, Господу
необходимо снова и снова напоминать их нам. Мы
должны быть готовыми расстаться с глазом,
с рукой и ногой – со всем,
что дорого для нас, если это является соблазном
ко греху для нас. Что мы смотрим, что делаем,
куда идем – искушения, исходящие из
нашего сердца и внешние поводы для греха должны
быть беспощадно отсечены. Не может существовать
ничего и никого столь дорогого для нас, что мы не
решились бы оставить – ради
сохранения нашей совести чистой. Ибо «лучше
тебе войти в жизнь без руки или без ноги,
нежели с двумя руками и с двумя ногами
быть ввержену в огонь вечный». Но кто
Христовы, те плоть свою распяли со страстьми
и похотьми.
«Смотрите, не презирайте ни одного из
малых сих, – снова говорит
Господь, – страшитесь соблазнить
их». Малые сии – это прежде всего
в буквальном смысле дети. А также все
немощные в вере. Так легко подтолкнуть их
утратить невинность и направить по кривым путям
мира! Мы не должны смотреть свысока на них, как
если бы нам было совершенно безразлично, что
станет с ними. И мы должны быть
внимательны к тому, что мы делаем и что
говорим, чтобы не стать для них соблазном
ко греху. Для Бога нет ни одного
незначащего человека. Каждый человек
у Него – на вечном счету.
«Ибо говорю вам, – говорит
Господь, – что Ангелы их на небесах
всегда видят лице Отца Моего Небесного». Это
постоянное предстояние наших ангелов-хранителей
пред Богом дает каждому из нас великую надежду. Но
одновременно оттого что «Сын Человеческий
пришел взыскать и спасти погибшее», наша
ответственность за спасение других неизмеримо
возрастает.
Потому святые отцы говорят, что это Евангелие
относится не только к нашей личной жизни, но
и к жизни всей Церкви. Если в Церкви
кто-то оказывает дурное влияние на других, если он
подает плохой пример немощным в вере, если
неверность его учению Христову и сомнительный
образ жизни разрушают тело Церкви, этот человек
должен быть исторгнут из нее. Церковь –
тело Христово. И все то, что угрожает
перерасти в раковую опухоль, должно быть
хирургически удалено. То, что является соблазном
для Церкви, должно быть отсечено, сколь бы
болезненным это ни было. Потому и
анафематствует святая Церковь в день
торжества Православия всех еретиков, показывая,
что они находятся вне Церкви. И каждый из нас
этими словами Христа призывается к подвигу
личного самоотвержения, а также к безусловной
верности всем установлениям Христовой Церкви.
23 / 07 / 2007
Смотри также:
|