Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU 
Святые и святыни
 

Великорецкие святыни «под звездой Богородицы»

Икона Николы Великорецкого
Список с иконы Николы Великорецкого
Вот уже полгода шествуют по России крестные ходы Владивосток–Москва и Якутск–Москва – два из восьми, которые пройдут в течение 2007–2008 годов в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви. И как в большие реки вливаются малые речки и ручейки, так и к идущим через всю страну крестным ходам программы «Под звездой Богородицы» присоединяются местные, городские, сельские крестные ходы, участники которых передают Богородичным крестоходцам святыни своих земель. Эту духовную преемственность, связь с крестными ходами России организаторы программы «Под звездой Богородицы» – фонд «Андреевский флаг» и Русское Афонское общество – считают чрезвычайно важной.

26 ноября организаторам программы передали свои святыни – список чудотворной иконы Николы Великорецкого и икону преподобного Серафима Саровского из кельи приснопамятного протоиерея Николая Гурьянова († 2002) – участники Великорецкого крестного хода.

Великорецкий крестный ход – старейший в России: более шести веков назад он впервые прошел по вятской земле. Связан он с чудесным явлением близ реки Великой образа святителя Николая. Произошло это в 1383 году, когда «некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути, свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Божиим Промыслом явленный образ святителя Николая был принесен в деревню Крутицы, и там произошло первое чудо: приложившись к образу, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Узнав о творящихся от иконы чудесах, местные жители захотели побывать на месте ее явления, чтобы возблагодарить Бога за дарованную им святыню. Так началось почитание места явления иконы.

Люди шли «к Николе на Великую» получить от святого образа духовное утешение и исцеление. На берегу реки Великой построили деревянную часовню. Позже был выстроен храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая до перенесения ее в Хлынов. У сосны, где явился чудотворный образ, забил источник, вода из которого исцеляла страждущих.

Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы вятского края – града Хлынова. «По времени же довольне града Хлынова начальствуемые от священного чина слышаху чудеса много бываху от образа Николая Чудотворца, советовавше со всем освященным собором, еже бы такое драгоценное богатство, чудотворный образ, принести во град Хлынов ради многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берег реки Великой к месту его славного явления. Так зародилась традиция Великорецкого крестного хода.

Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход
Свое первое «путешествие» в Москву Никола Великорецкий начал в 1554 году: по приказу Ивана Грозного и благословению патриарха Макария Великорецкую икону святителя Николая несли в столицу, и везде от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную 29 июня 1555 года в праздник Петра и Павла. У Симонова монастыря образ встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми московскими, у Яузкого моста – собор духовенства, а у Флоровских ворот Кремля – митрополит Макарий. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и при огромном стечении православного люда отслужил молебен. И на следующий день, говорится в летописи, «в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы».

В те годы на Красной площади в память победы над Казанью шло строительство собора Покрова на Рву (ныне более известного как храм Василия Блаженного). По указу царя один из приделов храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для нового храма и царских вкладов в российские обители митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Возвращение иконы святителя Николая, как и ее встреча, сопровождалось крестным ходом. В Хлынов вятская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем.

С того времени почитание Великорецкого чудотворного образа становится всероссийским. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишуще мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».

Через полвека, в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой смуты, Никола Великорецкий «посетил» столицу вновь. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе: долгая Смута, сожжение Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем патриарха сильно разволновали русский народ.

В 1668 году указом архиепископа Вятского и Великопермского Александра днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день была составлена специальная церковная служба. Она просуществовала до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли, и лишь в год 600-летнего юбилея крестного хода – в 2000 году – песнопения этой службы вновь зазвучали на берегах реки Великой.

С 1920-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но вятичи все еще надеются на ее таинственное возвращение.

Крестные же ходы к месту явления чудотворной иконы на реке Великой продолжались и в первые годы советской власти. Потом начались репрессии. Но с 1992 года традиция совершения Великорецкого крестного хода была возрождена. И теперь каждый год 24 мая (6 июня) на литургию, которую на берегу реки в деревянной часовне-алтаре совершает митрополит Вятский и Слободской Хрисанф с собором вятского духовенства, собирается более пяти тысяч человек. А в своем послании по случаю 600-летия Великорецкого крестного хода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая.

Переданные организаторам программы «Под звездой Богородицы» святыни – список с чудотворной иконы Николы Великорецкого и икона преподобного Серафима Саровского из кельи протоиерея Николая Гурьянова – не раз участвовали в Великорецком крестном ходе, в паломнических поездках Москва (Коломенское)–Дно–Псков–Москва (Коломенское), во многих длительных пеших крестных ходах по европейской части России, Уралу, Белоруссии, Украине.

Промыслительно, что старец Николай Гурьянов предвидел самый длинный в мире крестный ход Владивосток–Москва, положивший начало программе «Под звездой Богородицы». Несколько лет назад организаторы программы встретили под Витебском странника-монаха. Взяли его с собой, спросили: «Отец, откуда?». Ответил: «Вот иду от отца Николая Гурьянова с острова Залит». – «И с чем идешь?» – «Да отец Николай сказал, что надо организовать крестный ход из Владивостока и еще, откуда можно, из окраин: идти, молиться, кресты ставить, защищать страну…». Это не просто совпадения. Говорят, кто верит в случайности, тот не верит в Бога.

И вот теперь образ из кельи старца присоединится к тем святыням, которые несут крестные ходы, согласно программе «Под звездой Богородицы».

Напомним, что во главе объединенного (два крестных хода в июле сошлись в один и пошли по одному пути) крестного хода Владивосток–Москва и Якутск–Москва шествует икона Божией Матери «Державная», другие святыни, которым уже поклонились многие тысячи жителей в Приморском, Хабаровском краях, республике Саха-Якутия, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областях, республике Бурятия, Иркутской области.

А по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима 20 ноября 2007 года, когда объединенный крестный ход прощался с Иркутском, во время молебна в Знаменском кафедральном соборе программе была передана икона с частичкой мощей святителя Иннокентия Иркутского.

 


Николай Головкин

28 / 11 / 2007





Смотри также:


     версия для печати

    Также в этом разделе:

    Святоотеческое отношение к болезни

    Радуйся, земля Сиверская!

    Под Покровом Божией Матери

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Борьба за свободу Церкви


    Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья
    Возвращение в Китай


    Величие святой простоты. Часть 2

    Величие святой простоты. Часть 1

    «Христианину остается скорбеть и терпеть»

    Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья.
    Начало Второй мировой войны


    Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых

    София казахстанская

    Придел преподобного Александра Свирского снова действует

    Трансляция в формате RSS 2.0