|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Святые и святыни
|
|||||||||
Мощи преподобного Венедикта Нурсийского – святыня баварского монастыря Бенедиктбоерн
Папа Римский Павел VI в 1964 году провозгласил Венедикта Нурсийского небесным покровителем Европы за влияние, оказанное им и бенедиктинскими монахами на формирование христианской культуры. У католиков день памяти святого Венедикта приходится на 11 июля. В этот день в Бенедиктбоерн прибывают паломники со всей Германии, а также из Австрии, Швейцарии и северной Италии. Специально для мощей преподобного Венедикта, хранящихся в баварском монастыре, мюнхенский мастер Петер Штрайзель в 1794 году изготовил оригинальный реликварий в форме правой руки святого. Сквозь вмонтированное в серебряный реликварий стекло можно увидеть увитые лентой, украшенной драгоценными камнями мощи святого. Самое раннее изображение преподобного – в черном монашеском облачении, со списком устава, вдохновляемому, подобно евангелисту, ангелом, – датируется VIII веком. Характерные для католиков иконографические символы преподобного Венедикта – книга, посох, пучок розог, ворон с куском хлеба в клюве, а также треснувший кубок или, как его разновидность, кубок со змеей, который указывает на попытку отравления святого, о чем рассказывается в его житии. Все эти элементы можно увидеть на росписях стен обители Бенедиктбоерн.
Венедикт Нурсийский, чье имя в переводе с латинского означает «благословенный», родился около 480 года вблизи города Нурсия (ныне – итальянский город Норча в области Умбрия) в знатной семье. У него была сестра-близнец, Схоластика, которая так же, как и брат, посвятила свою жизнь строгой аскезе. В юности Венедикт учился «свободным искусствам» в Риме, но вскоре, оставив учебу, стал вести жизнь подвижника, удалившись в местечко Эффида (Аффила), что в 60 километрах от Рима. Затем, желая полного уединения, он покинул это место и около 500 года поселился в пещере в местности Сублак (Субиако), где его поддерживал некий монах Роман из расположенного неподалеку монастыря, принося время от времени отшельнику скудную пищу. Через три года весть об аскетических подвигах Венедикта распространилась по окрестностям, и монахи монастыря, предположительно – Вик Варрона (Виковаро), пригласили его стать их настоятелем. Однако случилось так, что через некоторое время монахи, недовольные строгостью Венедикта, решили его отравить. Согласно преданию, этому злому намерению чудесным образом не было суждено сбыться: когда Венедикт благословлял чашу с отравленным вином, она треснула и распалась. Узнав о злом умысле монахов, Венедикт покинул монастырь и удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре вокруг него стали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших общин, определив настоятелей и поместив в каждой из них по 12 монахов. Сам же он стал руководителем всех общин, оставив при себе несколько учеников. Однако по причине чинимых ему одним из пресвитеров соседней церкви козней святой Венедикт покинул Сублак и перебрался в Кампанию, где в 529 году на горе близ бывшего римского лагеря Кассин основал общежительный монастырь (Монте-Кассино) и стал его настоятелем. Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания.
За особенное благочестие и подвижничество, бескорыстие и сострадательность, за чудеса, творимые по его молитвам, почитался святой Венедикт еще при жизни. Господь открыл ему многое. Однажды ночью, молясь возле окна, подвижник внезапно увидел великий свет, исходящий с неба, так что самая ночь стала более светлою, нежели день. И казалось подвижнику, что он видит всю вселенную, как будто она вся находилась под одним солнечным лучом. День своей кончины святой предвидел заранее. Отошел он ко Господу через несколько дней после кончины своей сестры Схоластики, 21 марта в 543 или 547 году. По преданию, он был погребен в построенном им монастырском храме во имя Иоанна Крестителя в одной с ней могиле. Мощи святого Венедикта оставались в монастыре Монте-Кассино до 672 года. После разорения монастыря лангобардами они были перенесены монахами из Галии во Франкское королевство, в монастырь Флориакум (Флёри, ныне – Сен-Бенуа-сюр-Луар). Франкский король Карл Великий получил от галльских монахов в дар часть мощей преподобного Венедикта, которые он позже преподнес монастырю Бурон (Бенедиктбоерн). Другую часть мощей галльские монахи в 755–757 годах возвратили восстановленному монастырю в Монте-Кассино. Те же, что остались в монастыре Флориакум, они сохранили во время нападения норманнов и в 883 году перенесли их в новую церковь, где мощи святого Венедикта хранились до 1562 года. Они чудом были спасены от захвативших и разграбивших Флёри гугенотов. В 1663 году мощи поместили в специальный мавзолей. Гробница святого Венедикта в Монте-Кассино, по рассказам монахов из Бенедиктбоерна, полностью была разрушена в годы Второй мировой войны, но мощи в монастырской церкви сохранились. Монастырь был восстановлен после войны итальянским правительством и вновь освящен в 1964 году. Почитание преподобного Венедикта как законодателя и реформатора западного монашества широко распространено в Баварии. Среди паломников, прибывающих на поклонение мощам в Бенедиктбоерн, бытует убеждение, что отсюда надо обязательно уехать на родину с копией «бенедиктенпфеннига». «Бенедиктенпфенниг» – это монета, специально, начиная с XVII века, выпускавшаяся монастырем Бенедиктбоерн для паломников. На ней было отчеканено рельефное изображение преподобного Венедикта в ореоле латинских букв, составляющих «круговую легенду». В сокращенном виде она содержала «формулу» благословения святого Венедикта, упреждавшего искушение от нечистого и совершение греха. Буквы «V. R. S. N. S. M. V. S. M. Q. L. I. V. B» расшифровывались как «Vade Retro Satana Nunguam Suade Mihi Vana: Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas» («Изыди от меня ты, сатана, и прелестью не искушай в грех: дурное подаешь ты мне вино; отраву выпить ту тебе будет суждено»). «Бенедиктенпфенниги» пользовались большой популярностью у жителей Баварии, Австрии и Швейцарии. Паломники часто из Бенедиктбоерна отправляются и в другой баварский город – Кемптен, косвенно связанный с Монте-Кассино: здесь издавна хранится часть пилястры с орнаментом из этого итальянского монастыря преподобного Венедикта. Мюнхен. Специально для сайта Православие.Ru 27 / 03 / 2008 |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |