|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||
Подростковое церковное воспитаниеИз книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г. Как удержать подросшее чадо в Церкви, как сохранить его веру? Задача эта очень серьезная и непростая. Тут опять-таки не должно быть перегиба. Подросток уже не имеет детского восприятия веры, он выходит из послушания родителям, но и к взрослым духовным переживаниям еще не пришел. Поэтому не отбить у него охоту молиться и ходить в храм — наипервейшая задача. Подросткам нужно бывает какое-то участие в церковной жизни. И хотя я и говорил, что появление детей в алтаре нежелательно, для отрока переходного возраста это может сыграть положительную роль. Пение на клиросе, чтение в этом возрасте может удержать детей в церкви. И конечно же, общение с себе подобными церковными детьми. Я рос в советское время, и для меня особенно важно было, что не я один верующий, что есть ребята, с которыми я вместе хожу в храм, делаю какие-то дела. Помню, мы с моим другом ездили в загородный храм. Дорога занимала более двух часов, было тяжело, но вместе все было легче и интереснее. «С кем поведешься, от того и наберешься», — говорят в народе. Когда наш приход получил свой храм, мы с большой радостью убирались в нем. Здесь же и общались со взрослыми прихожанами, многому от них учились. Подростку нужно дело, поддержка друзей. В любом храме к молодежи отнесутся хорошо и дадут посильное дело. Можно убирать территорию от снега, а если юноша что-то умеет делать руками, то ему вообще цены нет. Очень важно бывает выбрать правильный приход, где много молодежи. Духовник тоже играет огромную роль. Ему иногда рассказывают то, что никогда не расскажут родителям, и он может очень повлиять на духовную жизнь отрока. К сожалению, подростки (даже из церковных семей) часто плохо понимают смысл церковной службы. И поэтому в храме они скучают, переминаются с ноги на ногу. Родителям необходимо дома объяснять детям порядок и символическое значение богослужения, очень неплохо хотя бы немного изучить церковно-славянский язык. В мое время молодые люди нередко приходили в храм с брошюрой «Всенощное бдение и литургия» и следили за ходом службы. Правда, эта книжечка нужна только на первых порах, потом подросток уже сам хорошо начнет понимать богослужение. Молитва не должна превращаться в формальность. Самое главное — не большое правило, а постоянное. Родители должны показать подростку, что существует живая связь с Живым Богом и что Сам Бог ждет от нас этого общения. В нашей семье старший сын уже хорошо знает: всякое дело нужно начинать с молитвы. Перед путешествием служится молебен. Если начинается переезд или стройка — тоже молебен. И Господь приходит на помощь. Просите, и дано будет вам (Мф 7, 7). Бог ближе, чем нам иногда кажется. Основы веры можно почерпнуть из классической литературы. В наше время издается очень много интересных, хороших книг. Мне нравятся рассказы Никифорова-Волгина, отца Сергия Николаева, отца Николая Агафонова, книга «Отец Арсений», книги диакона Андрея Кураева. Все это интересно молодежи. Хорошо, когда дети не ограничиваются только легкой литературой, но читают и серьезные духовные книги.
23 / 05 / 2008 Смотри также:
|
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |