|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Православная библиотека
|
||||||||
Жизнь в Церкви. Часть 1Однажды наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) спросил меня о возможности дать пространное интервью, впоследствии подтвердив это предложение письмом, содержавшим перечень вопросов. И тогда в перерывах между текущими занятиями я начал размышлять над ответами на поставленные вопросы, что побудило меня не только рассуждать на заданные темы, но и покопаться в своем фотоархиве. Занятие это оказалось довольно увлекательным, поскольку вызвало в сознании картины давно минувшего прошлого. И в ходе своих изысканий я вместе с пушкинским Пименом мог говорить: «На старости я сызнова живу». Из разрозненных заметок стало видно, что собирается довольно обширный материал, который можно опубликовать. Вот так родилась эта книга. Я назвал ее «Жизнь в Церкви». Здесь я вижу сразу несколько смыслов. Во-первых, вся моя жизнь, с самого раннего детства, когда мать привела меня в храм, и до сегодняшнего дня проходила и проходит в Церкви. Поэтому все автобиографические заметки неизбежно связаны именно с Церковью. Это для меня самое главное и самое дорогое. Во-вторых, я касаюсь многих вопросов церковного устройства, управления, деятельности Священного Синода, епархиального управления, служения епископата и духовенства. Здесь мои суждения проистекают не только из личного опыта: я говорю о том, как идет жизнь Церкви сегодня, какие я вижу достижения, какие трудности и проблемы. Речь уже идет о жизни в Церкви в широком смысле слова. Наконец, у избранного заглавия есть и высшее, я бы сказал призывное звучание. Господь сказал: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14: 16). Церковь как Тело Христово открывает перед каждым путь к истинной и вечной жизни. И моя молитва о том, чтобы как можно больше наших соотечественников обрели настоящую, единственно истинную жизнь в Церкви. - Епископ – в переводе с греческого управитель, надзиратель, блюститель. Но в Церкви это управитель не только и не столько административный, сколько духовный, ведущий и пастырей и паству крестным путем в Царство Небесное. Ничего подобного, конечно же, у мирских руководителей нет. Можно ли услышать от Вас, не из словарей и книг, а от человека, который более четырех десятилетий несет это высокое послушание Церкви, что такое епископское служение? - Когда меня хиротонисали во епископа, один церковный деятель сказал мне: «Несчастный Вы человек: теперь никто не будет Вам в мире говорить правды и Вы не прочтете ни одной новой книги». Это, конечно, своего рода гипербола, но эти слова имеют определенное отношение к сути дела. Многие наивно полагают, что епископ лишь только и делает, что время от времени совершает торжественные богослужения и принимает почести от духовенства и мирян. В таком подходе огромная доля упрощения. Как будто преосвященный архипастырь – это тщеславная кукла. Забывают о главном – об ответственности епископа перед Богом и людьми. Напомню, что говорит о вступающих на путь епископского служения апостол Павел: что доброе это дело, но для осуществления его требуется непорочность, трезвенность, благочиние, честность, страннолюбие, учительность. Епископ должен быть «не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив… Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3: 1–7). Как видите, к епископу предъявляется апостольским преданием множество требований, которые не для каждого подъемлемы. Слова управитель, надзиратель многими воспринимаются в их светском значении, как понятия, связанные с насилием и администрированием, между тем, по-моему, главным в служении епископа является ответственность любви. Об этом всегда замечательно говорит при вручении архиерейского жезла новопоставленным епископам Святейший Патриарх Алексий II. Если обратиться именно в этом плане к гомилетическому творчеству нашего Первосвятителя, можно увидеть, какова необыкновенная ответственность и сложность архипастырского служения. Одним из символов архиерейского сана является омофор, который символизирует паству, находящуюся на плечах пастыря, несущего ее ко спасению. Это не просто прекрасный библейский образ, а, как мне удалось испытать за годы моего служения, непосильная ноша, от которой подчас даже физически изнемогаешь. Как бы ни распределил обязанности правящий архиерей среди своих соработников, все равно, что бы ни случилось, какое бы событие ни произошло – никто не скажет: виноват такой-то секретарь, или такой-то батюшка, но каждый совершенно справедливо скажет: во всем виноват владыка. и это будет совершенная правда, ибо в епархии за все отвечает управляющий ею. Мне многое довелось повидать за прошедшие десятилетия: и годы унижения Церкви, когда ее пытались любыми способами уничтожить, и период возрождения святого Православия в нашем Отечестве, и время нынешнего относительно стабильного развития церковной жизни. Менялись обстоятельства политической, экономической, социальной и культурной жизни… А Церковь всегда оставалась тем, что она есть. Конечно, были многие трудности, бытие церковное было исполнено глубокого трагизма, но главное было и остается неизменным: таинственная жизнь Церкви как тела Христова. И в горе, и в радости с верующими должен был быть епископ, для которого стояние перед Богом выше всяких почестей человеческих и несравнимо с ответственностью перед властями земными… Многое в жизни епископа скрыто от мирского взора. И это должно бы быть понятно, потому что архиерей не только управляет епархией, имея в связи с этим множество обязанностей, но еще и является монахом, имея свой, особый уклад жизни. А, знаете, ведь, что человеческое любопытство, если не получает удовлетворения, то начинает много примысливать. Отсюда обилие всяких домыслов и выдумок. - В настоящее время на территории Московской области более тысячи храмов и монастырей, их число неуклонно растет. Как Вы управляете столь многочисленной паствой? - Никакие искусственные построения не дадут правильного алгоритма управления вертоградом Божиим, кроме как действие Святого Духа, Который проявляется реально через внутренние потребности членов Церкви Христовой. Именно поэтому структура управления Московской епархией, ее храмами и монастырями организовывалась мною не как умственное построение человека, сидящего «в башне из слоновой кости», но как ответ на реальные и необходимые чаяния народа Божия. Без сонма помощников: преосвященных викариев, благочинных, председателей епархиальных отделов, секретарей епархиальных комиссий, духовников, настоятелей и других ответственных лиц – конечно же, воля архипастыря и контроль за проведением ее в жизнь не могла бы быть реализована. Но в том и реальность действия Духа Святаго, что огнедохновенная Его сила делает немощных сильными, а то, что кажется невозможным, – реальностью. Должен сказать, что наша эпоха требует поиска новых решений для возникающих проблем. Никаких учебников по церковному управлению в условиях современности вы не найдете. Например, на начальной стадии переходного периода мне пришлось встать на защиту наших святынь, чтобы они не оказались приватизированными частными лицами или коммерческими организациями. Тогда по моей просьбе глава администрации Московской области А.С. Тяжлов издал постановление № 257 от 15 декабря 1993 года, в котором говорилось: «В соответствии с Законом Российской Федерации “О свободе вероисповеданий” от 25.10.90, “Об охране и использовании памятников истории и культуры” от 15.12.78, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О неотложных мерах по сохранению национального, культурного и природного наследия народов РСФСР” от 25.12.90, Распоряжением Президента Российской Федерации “О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества” от 23.04.93 постановляю: – запретить продажу, передачу в аренду и другие виды пользования культовых зданий, ранее принадлежавших Церкви, как состоящих на учете, так и вновь выявленных памятников истории и культуры и предназначенных к использованию по их первоначальному назначению». Это предотвратило варварское расхищение нашего церковного наследия. Хотя и были неприятные прецеденты: в Стрелково (Подольский район) при попустительстве областного Министерства культуры Никольский храм XVI века был продан и оборудован под ресторан. Тогда я принял решение подать в суд. В результате храм был возвращен верующим. Он сейчас полностью отреставрирован. Я всегда сравниваю его с невестой в белоснежных одеждах. Так смотрится он в чистом поле. Во многих городах, особенно новых, совсем не было храмов. А в крупнейшем городе области – Подольске – только один собор… Помню, как на церемонии инаугурации нового главы города Н.И. Пестова я обратился к нему с просьбой помочь решить проблему: людям нужны храмы. Уже сегодня в Подольске возведено два новых храма, близится завершение третьего и планируется начало строительства четвертого. В Подольском районе практически завершено строительство семи храмов, подходит к концу строительство восьмого и заложен девятый, возведено две часовни. Такая динамика храмоздательской деятельности в Подмосковье является повсеместной. За последние годы в епархии построено 253 храма и 162 часовни. Не говоря уже о реставрации древних святынь… Всего на 2007 год в епархии 1271 храм, но Церкви до сих пор не возвращено 101 церковное здание, находящихся на территории Подмосковья. - Есть ли вообще у Вас некая система управления, сформировалась ли она за эти годы, или в каждом конкретном случае это новое, живое творчество? Какие принципы Вы полагаете в основу своей духовно-административной работы? - Как мы и исповедуем в Символе веры, наша Церковь является Соборной. Никакое внешнее насилие не может дать реальных плодов: невозможно заставить человека насильно веровать, насильно надеяться, насильно любить. Образ и подобие Божие в человеке – это внутренняя его свобода, которую в полной мере раскрыл пришедший в мир Спаситель, Богочеловек, Господь Иисус Христос. Поэтому словосочетание «духовно-административный», вероятно, не может адекватно отвечать определению того служения, которое осуществляется сонмом священнослужителей Московской епархии для возрождения духовной жизни во всей ее полноте. Основа всего – вера наших священников, наших прихожан, наших благотворителей, которые приносят деятельное покаяние за богоборчество своих отцов и дедов; это надежда наших гражданских руководителей, которые ищут и находят опору национальной идеи именно в святом Православии; это стремление широких слоев общества вернуться к твердым основам, положенным Самим Законоположителем Господом Иисусом Христом. Это также любовь, я бы сказал, на генетическом уровне наших русских людей к своей тысячелетней культуре, к ее могучим основам, к ее прекрасной эстетике, к ее неисчерпаемым глубинам, касающимся буквально всего: живописи, музыки, архитектуры… Это любовь матерей к своим детям, желающим, чтобы они были воспитаны достойными людьми, умеющими ценить и заповеди Божии, и законы человеческие. Если говорить о практике, то мне в деятельности правящего архиерея помогают мои викарии, архиепископ Можайский Григорий, епископы Видновский Тихон и Серпуховский Роман, работники Московского епархиального управления во главе с секретарем протоиереем Александром Ганабой, благочинные церковных округов и председатели епархиальных отделов. Епархия у нас большая, поэтому стараюсь распределять ответственность среди этих лиц и стремлюсь при этом сохранять высокий уровень централизованного контроля. При многочисленности молодого и деятельного духовенства можно говорить о достойной смене поколений. Есть возможность ротации кадров, если наблюдается изнеможение кого-либо «под тяжестью креста» или наступает очевидное охлаждение в усердии. - Конечно же, иногда Вам приходится делать выговоры, иногда наказывать. Какими принципами в этих неприятных случаях Вы руководствуетесь? - Наказание направлено на поступок, а не против человека. Налагается ради пользы церковной, но при этом, за исключением канонически тупиковых ситуаций, провинившемуся дается шанс исправиться. Психология человека имеет одним из своих свойств оправдывать любые свои действия. Христианская нравственность предлагает человеку неукоснительно соотносить не только свои поступки, но и мысли, чувства и намерения с великим законом Христовым. Я думаю, задача епископа, ответственного за пастырей, – внушать своим собратьям, что они не имеют права в течение суток забывать о том, что являются посланниками Божиими. Можно наблюдать, как бывает несчастен человек, который каким-то образом умудрился стать пастырем без призвания. Впрочем, промысел Божий сам отсекает таковые сухие ветви от вечно живого древа Церкви Христовой. В своих решениях всегда стремлюсь к тому, чтобы народ был избавлен от соблазна и поругания веры со стороны нерадивых служителей алтаря Господня, вспоминая слова пророка: «Горе пастырям… которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34: 2). Кстати, все мои кадровые решения, как поощрения, так и взыскания, становятся немедленно достоянием гласности через наш епархиальный интернет-сайт. - И наоборот, какие самые лучшие способы поощрения? - Образцовый пастырь – это человек, увлеченный своим призванием и готовый все силы отдать служению Церкви. Значит, нужно ему дать возможность как можно более полно реализовать себя, увеличивая ему новые послушания. Кроме того, есть, конечно, церковные награды… Православная аскетика рассматривает несколько вариантов человеческого доброделания. Первый: когда человек старается быть добродетельным из-за страха, чтобы не подлежать наказанию Божию – этот путь иногда именуется «рабским». Второе: когда человек стремится быть хорошим, чтобы попасть в рай, наследовать Царствие небесное: этот путь иногда именуется «наемническим». И, наконец, есть третий, по словам святых отцов, царский путь, когда человек любит Господа и, руководствуясь этой любовью, следует за Ним, не из страха наказания и не ища себе награды. Это путь «сынов Божиих». В реальности, чтобы провести человека по всем этим путям, конечно же, нашей Матерью-Церковью предлагаются всевозможные способы поощрения, начиная от священнических богослужебных наград и завершая церковными орденами и медалями. Но я убежден и сердцем своим чувствую, что те достижения десятков и сотен священнослужителей Московской епархии, которые были отмечены всевозможными наградами и поощрениями, совершены ими не ради их получения, но ради любви к Господу и его святой Церкви. В этом моя великая радость. (Продолжение следует.)
26 / 05 / 2008 |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |