|
ПРАВОСЛАВИЕ.RU |
Святые и святыни
|
|||||||||||
Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева монастыря в Полоцке
Спасо-Преображенская церковь, возведенная в Евфросиниевом монастыре в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли домонгольскоговремени (конец Х – первая треть ХIII в.). Остальные многочисленные каменные постройки на территории княжества, относящиеся к этому периоду, известны ныне по руинам, открытиям археологических раскопок, письменным источникам и архивным фотографиям. Степень сохранности храма Евфросиниевой обители действительно уникальна. Поскольку изменения почти не коснулись кладки XII века, довольно точно воссоздается подлинный внешний облик церкви, в настоящий момент искаженный поздними перестройками. При этом полностью избежал переделок первоначальный интерьер. Более того, сейчас с уверенностью можно сказать, что под несколькими слоями записей уцелел весь комплекс древней фресковой росписи. Своеобразие архитектуры и живописи Спасской церкви, которые не находят прямых аналогий в художественном наследии православного мира, вероятнее всего, было определено заказчицей – преподобной Евфросинией Полоцкой. К сожалению, мы располагаем очень ограниченным числом письменных источников, дающих представление о развитии художественной культуры Полоцкой земли и, в том числе, о Спасском храме. Основные сведения о нем и его заказчице мы находим в «Житии Евфросинии Полоцкой»[1]. Вместе с тем, следует отметить, что нам известны не только заказчик, но также имена еще двух конкретных исторических лиц, связанных с памятником: строителя Спасской церкви зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши, создавшего для этого храма воздвизальный крест-реликварий. Само по себе такое свидетельство – явление редчайшее для средневекового искусства. В истории Древней Руси известны имена княжон, ставших игумениями, и среди них образ Евфросинии Полоцкой – один из самых ранних и ярких. В тексте жития она предстает как незаурядная личность, наделенная почти портретными чертами. Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предислава (Предслава), была дочерью полоцкого князя Святослава-Георгия и внучкой князя Всеслава. В 12-летнем возрасте она приняла постриг и некоторое время спустя основала женский монастырь при деревянной церкви «в Сельце», став в нем игуменией. На месте старой церкви по заказу преподобной и был мастером Иоанном в короткие сроки воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм. По преданию, его строительство неоднократно сопровождалось чудесами. В 1161 году полоцкая игумения вложила в новый храм бесценную реликвию – драгоценный крест, украшенный пластинами перегородчатой эмали, который служил ковчегом для частицы крестного древа с каплей крови Господней, частиц Его гроба и гроба Богородицы, крови святого Димитрия Солунского, мощей архидиакона Стефана и святого целителя Пантелеимона. Такие реликвии, связанные со Святой Землей, могли быть привезены в Полоцк в 1150-х годах вместе со списком чудотворной иконы Богоматери Ефесской, который преподобная испросила у Константинопольского патриарха для второй основанной ею обители – мужского Богородичного монастыря. В конце своей жизни Евфросиния совершила паломничество в Святую Землю, куда путь ее проходил через Константинополь. Преподобная скончалась в Иерусалиме и была погребена в монастыре Феодосия Великого. В 1187 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, ее мощи были перенесены в Киев, а в 1910 году из пещер Киево-Печерской лавры их перевезли в полоцкую обитель. В Спасо-Евфросиниевом монастыре после многих испытаний, выпавших на долю этой святыни, мощи покоятся и поныне. Точное время строительства церкви Евфросиниева монастыря и создания его росписи не известно. Оно определяется по косвенным данным. Судя по надписи на древнем кресте-реликварии, он был вложен Евфросинией Полоцкой в Спасский храм в 1161 году[2]. К тому времени церковь уже должна была быть отстроена и освящена, то есть строительная деятельность преподобной приходится на вторую четверть или середину XII века. Со времени сооружения этого храма начинается новый этап в развитии древнерусского зодчества, с которым связано укоренение нового типа «башнеобразных» зданий, ныне известного по целому ряду культовых построек конца XII – первой трети XIII века. Как многие древнерусские церкви XII столетия, полоцкий храм представляет собой маленькую крестовокупольную шестистолпную одноглавую постройку с нартексом и хорами над ним, на которые ведет лестница, проложенная в толще западной стены. Однако решение венчающих частей, хорошо сохранившихся под поздней кровлей, выделяет Спасскую церковь из числа современных ей построек. В наружном облике храма отчетливо прочитывается пирамидальность в организации нарастающих объемов. Четверик возвышается над пониженными нартексом и единственной сильно вынесенной на восток апсидой. Его венчает купол на высоком узком барабане, постамент которого с четырех сторон оформлен трехлопастными кокошниками килевидных очертаний. Аналогично оформлены и закомары. Такая форма не известна больше ни в одном сохранившемся памятнике каменного зодчества православного мира. Динамике внешнего облика отвечает организация интерьера Спасской церкви. В нем камерность сочетается с необычайной высотностью, а базиликальная вытянутость трехчастного плана – с подчеркнутой центричностью. При этом сохраняется очень цельный и лаконичный образ внутреннего пространства. Его композиционными и смысловыми доминантами выступают наиболее значимые сакральные зоны храма – высоко вознесенный купол и глубокая алтарная апсида. В подкупольной части отчетливо выявлен пространственный крест, осененный высоко вознесенной главой. Мотив креста неоднократно и, безусловно, намеренно повторяется в архитектуре полоцкого храма – в очертаниях центрального объема его интерьера, в форме верхних окон стен и в планах двух приделов на хорах. Столь необычный архитектурный облик Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о неординарности определившего его заказа. О назначении церкви как храма-усыпальницы говорят погребальные ниши-аркосолии, устроенные не только в стенах нартекса, но и в подкупольном пространстве. Над ними в верхнем регистре северной и южной стен трансепта расположены изображения «Распятия» и «Сошествия во ад». Находящиеся друг против друга, они явно были призваны напоминать о топографии святых мест храма Воскресения в Иерусалиме – Голгофе и Кувуклии на месте Воскресения Спасителя, а также о чтимых реликвиях Святой Земли, с которой преподобная Евфросиния имела прочные связи. Древняя роспись, сплошь покрывающая стены Спасо-Преображенской церкви, заслуживает особого внимания. Первые работы по ее раскрытию были предприняты еще в 1929 году, но стенопись до сих пор еще в значительной части скрыта под слоями поздних записей и покрасок. Масштабное исследование и раскрытие фресок началось сравнительно недавно. Сейчас раскрыта уже существенная площадь живописи, дающая представление о стиле и системе внутреннего убранства храма. Декор интерьера Спасской церкви составляют три локально расположенных ансамбля живописи, отличающиеся друг от друга по стилю и имеющие независимые друг от друга системы росписи и иконографические программы. К ним относится основной объем фресок, роспись юго-западной капеллы на хорах (очевидно, придела преподобной Евфросинии Александрийской) и стенопись внутристенной лестницы. Последний комплекс живописи еще находится под позднейшими напластованиями. Не исключено, что здесь располагается цикл сцен, связанный с темой монашеского служения. Система росписи основного объема церкви – четверика и нартекса – подчеркнуто архитектонична и цельна. Мастерами был выбран большой масштаб композиций, каждая из которых размещалась на поверхности стен пространственного креста в строгом соответствии с архитектурными членениями. Крупные размеры большинства композиций, лаконичность их иконографических изводов нейтрализуют ощущение затесненности небольшого внутреннего пространства, расчлененного массивными опорами, и способствуют его легкой обозримости. Орнамент в системе росписи Спасского храма не играет существенной роли, его немного и, как правило, он занимает поверхности стен, чья площадь мала для изображений сцен и отдельных фигур. Иконографическая программа росписи церкви Евфросиниева монастыря немногословна, в ней нет многочастного повествовательного цикла. Логика расположения композиций на стенах храма следует не хронологической последовательности евангельских событий, а символическому принципу. Взаимодействие изображений, являющихся опорными элементами системы храмовой декорации, построено по принципу их парного сопоставления или противопоставления. Так сопоставлены «Распятие» и «Сошествие во ад», «Рождество Христово» и «Успение Богоматери». Догматическая направленность программы храмовой декорации Спасской церкви отвечает общим тенденциям искусства византийского мира XII века, характерному для него усилению роли темы страстей Господних и литургической символики.
В конхе алтарной апсиды находится изображение Богоматери в иконографическом типе Оранты, фланкированное двумя фигурами ангелов. Ей же предстоят праотцы Иоаким и Анна, чьи ростовые изображения занимают откосы алтарной арки. Под фигурой Богоматери представлена композиция «Евхаристия», а ниже расположены еще два яруса росписи. Самый нижний регистр центральной апсиды занимает фронтальный святительский чин, где фигуры святых отцов Церкви размещены по сторонам от изображения Христа на престоле и двух ангелов. Ярус же между «Евхаристией» и святительским чином уникален для храмовой декорации византийских памятников монументальной живописи. Он содержит клейма со сценами деяний святителей и изображения небесных сил – серафимов и херувимов – в центре, таким образом, заменяя второй регистр святительского чина. Роспись жертвенника и диаконника Спасского храма, наряду с другими композициями и изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи, включает ветхозаветные сцены, объединенные темой прообразования спасительной миссии Христа – «Лествица Иакова», «Даниил во рву львином», «Жертвоприношение Авраама», «Три отрока в пещи огненной». Очевидно, что ей же соответствуют и другие сцены этих компартиментов, пока скрытые под слоями поздних записей. Связь ветхозаветной и новозаветной Церкви подчеркивают фигуры первосвященников Захарии и Аарона, размещенные на склонах арок алтаря.
Тема искупительной жертвы Христа и спасения мира, являющаяся смысловым стержнем иконографической программы храмовой декорации, достигает кульминации в росписи наоса Спасской церкви. Помимо «Вознесения» в скуфье купола, «Распятия» и «Сошествия во ад» на стенах трансепта здесь представлены и другие композиции из числа двунадесятых праздников – «Вход в Иерусалим» и «Воскрешение Лазаря», «Успение Богородицы» и «Рождество Христово». Две последние сцены символизируют начало и завершение истории спасения, а также победу над смертью и воскресение к новой жизни будущего века, благодаря искупительной жертве Христа и чудесному успению Богоматери. Неслучайно сцена «Вход в Иерусалим», открывающая страстной цикл, расположена вблизи жертвенника так, что Христос выходит из него в пространство четверика. Она явно служила изобразительной параллелью молитвословиям великого входа. Особенно в Спасской церкви акцентированы сцены страстей Христовых, связанные с последними днями земной жизни Спасителя и событиями по Его Воскресении, которые раскрывают символику проскомидии и литургии. Так, в состав росписей жертвенника входят сцены «Снятие с креста» («Оплакивание») и «Положение в гроб». Заметное место в иконографической программе полоцкого храма отведено теме физического и духовного исцеления. С ней связаны сцены «Призвание Закхея», «Исцеление больного водянкой» (согласно сопроводительной надписи – прокаженного), «Исцеление слепого», представленные на столбах, «Исцеление императора Констанция Спиридоном Тримифунтским» в алтарной апсиде, а также многочисленные фигуры целителей – Кира, Иоанна, Ермолая и еще нескольких святых врачей. Несколько раз встречаются в храмовой декорации Спасской церкви сюжеты, связанные с темой борьбы с ересями. Таковы: «Мученичество Павла Исповедника, патриарха Константинопольского», задушенного арианами во время совершения им богослужения, «Видение Петра Александрийского», упоминавшееся «Исцеление императора Констанция Спиридоном Тримифунтским», изображения Максима Исповедника и Павла Нового, патриарха Константинопольского. Можно предположить, что такой подбор сцен стал откликом на новую волну богословских споров, прокатившуюся в Византии в XI–XII веках. Интересен состав святых, представленных в росписи Спасской церкви. На внутренних гранях восточных столбов перед алтарной преградой находились изображения двух столпников (один из них Давид Солунский), еще две большие фигуры неизвестных столпников размещены в верхних частях боковых апсид, которые просматриваются из окон двух капелл на хорах. Обилие образов преподобных монахов (среди них представлены Макарий Египетский, Павел Фивейский, Максим Исповедник) и монахинь в нижних частях стен и на столбах определялось тем, что храм был монастырским и принадлежал женской обители.
Мастера, создавшие основной объем росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря, безусловно были художниками высокого уровня, знакомыми с византийским художественном процессом. В их живописи ощутимы отголоски стиля памятников 40-х годов XII века (лик архангела Гавриила типологически напоминает образы росписи собора Мирожского монастыря начала 1140-х годов и храма в Мацхвариши в Грузии того же времени). Но вместе с тем они отчасти предвосхищают стилистические особенности искусства более позднего периода. Манера письма основного объема фресок Спасской церкви сочетает в себе признаки «динамичного» стиля с утрированной линейной разработкой и черты другой тенденции с объемными, пластически моделированными ликами, внутренним напряжением образов, монументальными формами, спокойными движениями, вовсе не экзальтированными. Хотя эта живопись пока не находит прямых стилистических аналогий, но ее с уверенностью можно связать с искусством византийского мира середины XII века.
На южной стене западного рукава креста помещена ктиторская композиция – ростовая фигура преподобной Евфросинии Полоцкой, подносящей Христу модель построенного ею храма, изображение которого довольно точно повторяет архитектурный облик реальной Спасо-Преображенской церкви XII века. Этот комплекс живописи по техническим характеристикам, колориту, передаче движения и стилю в целом заметно отличается от основного объема фресок. Он находит аналогии в памятниках византийской живописи начала XIII века. Церковь Евфросиниева монастыря, чья оригинальность и незаурядность несомненно свидетельствуют о ее принадлежности к своеобразной художественной среде, наряду с Софийским собором XI в. является выдающимся памятником, напоминающим о высоком расцвете культуры Полоцкой земли в середине – второй половине XII века и прославляющим его создательницу, преподобную Евфросинию.
[1] Достоверные даты жизни преподобной Евфросинии не известны. Год ее рождения в последнее время определяют в рамках первого десятилетия XII в. – чаще между 1101 и 1104 гг., кончину преподобной по традиции относят к 1173 г., но существует версия, что это произошло в 1167 г.
[2] Утрачен в 1941 г., во время Великой Отечественной войны, и воссоздан в 1992 – 1997 гг.
Дарья Скобцова
04 / 06 / 2008 |
Также в этом разделе:
Радуйся, земля Сиверская! Под Покровом Божией Матери Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Борьба за свободу Церкви Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья Возвращение в Китай Величие святой простоты. Часть 2 Величие святой простоты. Часть 1 «Христианину остается скорбеть и терпеть» Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых София казахстанская Придел преподобного Александра Свирского снова действует Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2008 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |