ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я старался дать некоторые вводные представления о пути Отцов-подвижников, в особенности об их триедином оружии: воздержании, любви и молитвы. Ведется человек по этому пути "отеческим жезлом" страха Божия. А исходная и конечная сила, побуждающая его идти и привлекающая к нему спасительную благодать Божию - любовь к Богу и Господу Иисусу Христу. Вне этой первоисточной силы все немыслимо и все непонятно. "Вера есть начало любви" или "любовь есть источник веры". И, возрастая в благодати, вера через подвиг восходит все к той же любви, но уже совершенной и осуществляющей в душе Царство Божие. Тогда свет веры тонет в свете любви, как свет звезды утренней в восходящем солнце. "Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве" (Фил. 1, 9).
Путь Отцов есть путь непрекращающегося первохристианства, его Тайной вечери учеников Христовых. Здесь -"земля живых", здесь Пасха. Ведь Церковь верных пребывает во веки веков.
Но именно поэтому так трудно быть даже переписчиком Отцов: Землю нетления они достигали в Невидимой брани, в борьбе за нее в себе и в других. А нас одолевает смерть.
И только в надежде на их молитвы за нас, только мысленно обливая пороги их келий горькими слезами неосуществленного покаяния, находишь какой-то покой и опору, и вновь ищешь их светоносный путь.
"Нам предлежат два пути: путь жизни и путь смерти. Идущий по одному не идет по другому. Кто же идет то по одному, то по другому, тот не принадлежит окончательно к одному из двух путей, ни к ведущему в Царство, ни к ведущему в муку. Когда же он скончается, то суд над ним принадлежит единому Богу, Которого милость неизреченна" (пр. авва Исаия.От. 255).
Молитвами святых и блаженных Отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
* * *
|