Православие.Ru
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ


СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПРОПОВЕДИ
АПОЛОГЕТИКА
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
СВЯТЫЕ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ

Митрополит Иоанн (Снычев)
"Вы счастливые. Владыка Иоанн -
Архиерей Божией милостью, вы его
слушаете. Но сладости на земле
не ищите..."
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства, промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, бесстрашно обличали грехи и пороки, звали мужественно стать за веру православную.

На исходе ХХ века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашел своего пророка в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне. Он воистину стал молитвенником и печальником Земли русской. Его проповеди, беседы, статьи, книги, выступления и обращения к народу в периодической печати пронизывала искренняя, из глубины души идущая боль и тревога о дорогой, родной его сердцу России.

В одной из статей, которая так и называется "Плач по Руси Великой", он писал: "Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, - глядя, как калечат и мучают Святую Русь-избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладези веры, верности и чистой любви… Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: "Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России!" Так дерзновенно взывал его некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадский. Так бы и нам всем вопиять ныне, памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом". [Митр. Иоанн. Одоление смуты. с.75-76]

Печалование и болезнование о России не покидало митрополита Иоанна и проявлялось постоянно. В этом отношении характерен такой эпизод: когда один из священников при встрече с архиереем спросил о его здоровье (Владыка часто болел и сильно страдал от телесных недугов), то услышал в ответ: "Да что мое здоровье, надо думать вот, как спасти нам матушку-Русь!" И эта, казалось бы, "негромкая фраза" прозвучала в устах Владыки так просто и искренне, с такой неподдельной скорбью, что надолго оставила след в душе его собеседника.

Глубокая, потаенная молитва ко Господу и печалование за свою паству было главным, сокровенным, архипастырским его служением.

"Я плакал пред Богом навзрыд, просил Его защитить невинных и возбудить мужество у людей, - писал он в своем дневнике. - Господи, - умолял я благость Божию, и не дай ради Твоих страданий посмеяться врагу над нами. Разруши его козни. Утешь немощных. Покажи, что Ты и теперь действуешь и защищаешь взыскивающих к Тебе". [Еп. Иоанн. Воспоминания очевидца. "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", вып. 15, с. 57]

Став в декабре 1965 года епископом Сызранским, он как архипастырь Церкви взошел на русскую Голгофу, подняв на свои плечи крест апостольского служения - исповедничества истинной веры Христовой, святоотеческих преданий Церкви и заветов Святой Руси. Вся его жизнь становится духовным подвигом, ежедневным "полаганием души своей за други своя…" Воспитанный старцем митрополитом Мануилом (Лемешевским) на святоотеческом православии, епископ Иоанн был духовно подготовлен к этому крестоносному пути.

Кроткий и смиренный архипастырь был неутомим в служении Богу. Владыка ежедневно совершал Божественную Литургию. На Пасху и Рождество Христово постоянно объезжал приходы и храмы своей епархии. Через год после кончины митрополита Мануила, в 1969 году Владыка Иоанн утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а позднее, в 1972 году, становится и временно управляющим Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года патриаршим указом он был возведен сан архиепископа. В эти годы Владыке пришлось столкнуться с разными видами гонений на Церковь со стороны местных властей, всеми силами добивавшихся закрытия храмов в его епархии. Особенно тяжелым было положение Церкви в провинции. В своем дневнике "Воспоминания очевидца" епископ Иоанн писал: "Словно сильная буря, охватило мое бедное сердце предчувствие ожидаемых скорбей, грядущих на Церковь Христову. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы к ее ликвидации".

Каким варварством дышит произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в Бузулуке. "Тысячи верующих жаждали посещения церкви, но произвол делает свое... Двенадцать дней отстаивали верующие свою святыню, но не устояли: в одну из ночей сотни юношей-комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали свое дело... Стоны и крики бедных старух и стариков, охранявших церковь, наполнили воздух. Но ничто не смягчало сердца остервеневших атеистов. Пинками и кулаками освобождали ратоборцы церковь от верующих. Специальная машина забирала людей и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов и от храма остались только одни осколки да горы земли". [Еп.Иоанн. Воспоминания очевидца. "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", вып. 9, с. 36] Трудно поверить, что эта запись сделана 21 апреля 1961 года.

Несмотря на гонения безбожных властей, Владыка сумел отстоять от закрытия и разорения многие приходы своей епархии, добиться расширения и благоукрашения действующих, а позднее и открытия новых приходов. Он стал в эти тяжелые годы истинным пастырем добрым для своей гонимой паствы.

В 60-70 годы, когда официальная идеология "научного атеизма" декларировала превосходство и победу "науки" над "религиозными суевериями", Владыка в своих многочисленных проповедях обращался к сердцам своих прихожан, желая укрепить в них живую и спасительную веру во Христа. "Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, не должны забывать, что истина восторжествует в любых обстоятельствах. Хотя будут ее унижать, будут над ней смеяться, но истина все равно восторжествует и торжествует всегда. Многие святые достигали духовных высот среди смеха и неприязни, среди ненависти человеческой. Итак, братья и сестры, возглашал архипастырь, возлюбим истину Христову! Придем ко Кресту Господню, поклонимся ему, облобызаем пречистые ноги Спасителя. Пусть Его пречистая кровь омоет и наше тело, и нашу душу, дабы нам крепиться на спасительном пути и достигнуть вечного спасения и жизни во Христе Иисусе Господе нашем, которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь". [Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб, 1994. с.45-46]

Как правящий архиерей, он прежде всего стремился, проповедуя, указать своей пастве путь к спасению в благодатной жизни Церкви, в ее Таинствах. В одной из своих проповедей на праздник Покрова Божией Матери, он говорил:

"Какие же камни должны лечь во главу храма нашего спасения? Прежде всего - это молитва к Богу и таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: Таинство крещения, Таинство миропомазания, Таинство покаяния, Таинство святой Евхаристии. Присовокупим к этому добрые дела - и получим все необходимое для спасения. Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут; блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Вот, возлюбленные братья и сестры, что необходимо нам в деле нашего спасения!" [Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб, 1994, с. 156]

В эти же годы Владыка Иоанн, под руководством митр. Мануила (Лемешевского), трудился над составлением каталога русских православных архиереев. Он продолжал работу над ним и после кончины своего аввы-митрополита, доведя по хронологии до 1985 года. Владыка стал одним из самых крупных историков Русской Церкви ХХ века. Используя личный архив митр. Мануила, он написал капитальный труд по истории церковных расколов 20-30-х годов. На его страницах архиерей выступает как исповедник единства Церкви, сторонник царского пути, предостерегающий от расколов как справа, так и слева, неоднократно возникавших прежде и вновь появившихся в наши дни. Неслучайно эта работа была вторично издана Владыкой в 1995 году под глубоко символическим названием "Стояние в вере". В конце книги, подводя итоги, митрополит Иоанн писал: "Время - справедливый судья: все самостийные группировки, возникшие в ходе церковных смут, просуществовали весьма недолго, тогда как Церковь, руководимая митрополитом (а затем - патриархом) Сергием, прошла невредимой через все гонения и доныне служит в России главным оплотом против сил зла, надежным пристанищем для ищущих спасения души… И все же последствия церковных настроений полувековой давности продолжают смущать умы верующих и тревожить жизнь Русской Православной Церкви. Дай же нам, Господи, терпения и мудрости, необходимым для того, чтобы в духе братской любви, в духе неосуждения, кротости и соборного единения разрешить, наконец, все недоумения и соблазны, стоящие на пути возрождения Святой Руси. Яко без Тебе, Жизнодавче, не можем творити ничесоже... Аминь". [Митр. Иоанн. Стояние в вере. СПб, 1995, с. 215]

За чтение лекций в Ленинградской духовной академии в 1988 году по новейшей истории Русской Церкви ХХ века Владыке Иоанну было присвоено звание доктора церковной истории.

От митрополита Мануила он унаследовал и большую любовь к Святоотеческому Православию. В течение всей жизни Владыка постоянно читал и изучал творения святых отцов Церкви. Он глубоко усвоил их аскетический стиль и опыт, стараясь всегда следовать за ними в своей духовной жизни. Любимым чтением митрополита были творения русских святителей: Феофана Затворника, Игнатия (Брянчининова), Филарета (Дроздова), св. прав. Иоанна Кронштадского. В проповедях, беседах и выступлениях он призывал нас обращаться к ним за советом, как начать духовную жизнь во Христе и обрести спасение.

Как истинный архипастырь Церкви, Владыка стал хранителем чистоты Святоотеческого Православия. В своих многочисленных обращениях он завещал нам хранить, как зеницу ока, чистоту истинной, спасительной веры Христовой, унаследованной нами от Святой Руси. Главным назначением и призванием России в ХХ веке, в эпоху великих гонений, страданий и смут, Владыка считал прежде всего - исповедническое состояние русского народа в вере православной. "Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим". Именно в этом залог спасения и воскресения матушки Руси. "Сохранение полноты и целостности апостольского, святоотеческого Православия - первейший дог Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам - утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!" - писал он в одном из своих посланий.

Большое внимание Архипастырь уделял духовному просвещению нашего города. Он отредактировал и издал в свет книги свт. Феофана Затворника: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?", "Ключи разумения", написал большую работу о святителе Филарете Московском и издавал его труды. Благодаря ему вновь увидели свет богословские творения прп. Ефрема Сирина и других. В течение всей жизни Владыка Иоанн неустанно стремился к тому, чтобы через великие творения Святых Отцов Церкви и подвижников благочестия, духовно окормляя русский народ, вести его ко Христу, спасая от лжи о обмана.

Священный Синод Русской Православной Церкви 20 июня 1990 года назначил Владыку Иоанна митрополитом на Санкт-Петербургскую кафедру (тогда Ленинградскую). С августа 1990 года начался период его архипастырского служения в нашей епархии, который продолжался до ноября 1995 года. Этот период стал особым во всей его подвижнической жизни. После долгих лет вынужденного молчания Русская Православная Церковь в лице Владыки Иоанна заговорила в полный голос о самых важных вопросах и проблемах жизни России. Многочисленные выступления в печати, статьи, книги, интервью, обращения к народу митрополита Иоанна не только сняли табу с различных вопросов, десятилетиями умалчиваемых, но и открыли для многих Православие, как великую духовную и нравственную силу возрождения России. Владыка неустанно стремился к воцерковлению нашего измученного смутой народа, желая возвращения его ко Христу и на стезю Правды Божией.

В эти годы под видом "обретенных свобод" в нашем обществе началось соблазнение людей "золотым тельцом", культом наживы; страну захлестнула волна сектанства, оккультизма и откровенного колдовства. Появились многочисленные западные проповедники различных лжеучений, сеющие ереси и расколы. Стало очевидно, что фактически началась религиозная колонизация России Западом с целью духовного порабощения ее народа.

Понимая всю опасность и коварство нового нашествия, Владыка Иоанн как архиерей от имени всей Церкви призвал русский народ стать на защиту Православия и Святой Руси. В своем послании "Против ересей и сект" он писал: "Пользуясь нынешним трудным положением страны, к нам - на святую Русь - нахлынули толпы новоявленных проповедников, лживо именующих себя христианами. Это лжеучителя и лжепророки, собравшиеся обольстить измученный и доверчивый народ, на деле есть дерзкие и наглые самозванцы, стремящиеся отравить чистые, животворящие истоки православного вероучения мутным и ядовитым потоком собственных измышлений.

Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся (Апок. 3, 15-16, 19).

Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию - возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Святой Руси"! [Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб, 1994, с. 256]

Именно он в это время прозорливо увидел и указал нам на большую опасность, которая постоянно угрожала Православию и России со стороны агрессивного Запада. Особенно сегодня возросла эта опасность, считал Владыка, когда весь, так называемый, "цивилизованный мир", одержимый культом и властью денег, стремится завладеть душой нашего народа, вытесняя из его духовной жизни веру в Бога, желая поработить греху сребролюбия. "Загляните в учебники по истории, - говорил митрополит Иоанн, - на протяжении столетий Запад пытался поработить русский народ, ничем не брезговал.

Ослабла Русь в боях с татарским нашествием - крестоносцы тут как тут. И ведь не только земли домогались, стремились самую душу народа убить. Люто ненавидели Православие, с храмами и священниками обходились стократ хуже татар. А смута XVII века? Кто виноват? Кто рвал на части Русскую державу, осквернял церкви Божии, глумился над вековыми святынями народными? Шведы да поляки, достойные представители "просвещенной" Европы. Да что далеко ходить - откуда начинались обе мировые войны? С Запада. А какую преследовали цель? Как ни крути, оба раза главный удар пришелся на Россию, значит, шибко она кому-то мешает. Порабощение Руси - мечом-ли, лукавством, - вот конечная цель "цивилизованного мира", точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь. Впрочем, сейчас, похоже, и меча не надо. После развала Союза те силы, что пытались сокрушить Россию военной мощью, получили возможность сделать это свободно и открыто, на "законном" основании. Ведь что страшно - стремятся изменить умы и нравы русских людей. Здесь прямое богоборчество, ибо повсюду насаждается культ "золотого тельца". А Священное Писание учит: сребролюбие - начало всех бед, мать всех грехов и страстей". [Митр. Иоанн. Одоление смуты. СПб, 1995, с. 160-161] На вопросы многих людей, как спасти народ и страну от этого страшного зла, Владыка неизменно отвечал: "У нас есть единственный путь спасения - путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся - Россия погибнет". "Два Рима пали в ересях", писал митрополит Иоанн, и в суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он понял его и принял. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и не усвоив этого, мы не поймем ни себя, ни свой народ, ни свою историю". Судьбы Православия исторически и религиозно-мистически связаны с судьбой России в конце мировой истории. "Судьба России имеет важнейшее значение не только для нас с вами. Ее будущее имеет воистину космическое значение. Россия - это последнее убежище истинной веры, здесь находится последняя, всеми гонимая Церковь времен общей апостасии и воцарения антихриста". [Митр. Иоанн. О роли Церкви в духовно-нравственном воспитании народа. СПб., с. 21-22]

Многие народы, отступив от веры в Бога, духовно погибли, утеряв постепенно свою самобытность и культуру, они полностью растворились в апостасийной "цивилизации потребления", которая сегодня навязывается Западом всему миру как идеал. Хорошо понимая, какая страшная сила зла, растления и соблазна нависла над страной, митрополит Иоанн писал: "Помни, русский человек, - Отечество твое ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих - отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов "общества потребления" пали некогда христианские государства Европы, разменяв "злато на черепки" - возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент "секс-шопов". Россия уже - устояла. Сегодня она страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью - осталась едва ли не последним препятствием на пути шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской "демократии", "гуманизма", "прогресса". Незыблемой основой русской мощи, залогом будущего воскресения Святой Руси была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает - но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия - и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство"!

Главной своей задачей и долгом архипастыря Владыка Иоанн считал необходимость способствовать всеми силами возвращению многих людей к спасительному пути веры и благодатной жизни в лоне Матери-Церкви. Он постоянно говорил об этом в своих многочисленных проповедях, беседах и встречах с прихожанами. Его трудами и усердием число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет более, чем в три раза. Начались богослужения в Казанском, Троицко-Измайловском, Андреевском, Петропавловском соборах, Петропавловском соборе в Петергофе, Царскосельском Феодоровском соборе, в храме Благовещения на Гутуевском острове, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, свв. правв. Симеона и Анны, св. Пантелиимона, Благовещенском, Спасо-Конюшенском, Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове, Св. Ильинском и других.

Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах: свт. Николая Чудотворца на Северном кладбище, вмч. Георгия победоносца на Средней Рогатке, свт. Петра, митрополита Московского в Ульянке и другие. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустонь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Он также благословлял начать богослужение в Свято-Троицком соборе Алексанро-Свирского монастыря, желая возобновления этой древней обители.

За пятилетний период своего Архиерейского служения на Санкт-Петербургской кафедре им было рукоположено во священство и диаконство более двухсот клириков.

Кроме проповедей за богослужением, Владыка часто встречался с жителями нашего города, он постоянно выступал и вел беседы, отвечал на самые актуальные вопросы жизни. Большое внимание и заботу он уделял духовно-нравственному просвещению. По его благословению в епархии появились центры православного просвещения и кахетизации: Епархиальное духовное училище, Православное педагогическое общество, курсы основ православного вероучения для учителей и медработников. В это время в епархии стали выходить периодические издания журналов и газет, среди них: "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", "Собеседник православных христиан", "Православный Санкт-Петербург", "Соборная совесть" и другие.

Владыка благословил создание православных братств и сестричеств для защиты православной веры от различных ересей, для духовного просвещения и милосердной помощи людям, попавшим в беду.

В его лице народ обрел праведника и заступника, вышедшего из глубин простой крестьянской, исконно-почвенной матушки-Руси. Смиренный и кроткий, он в течение всей жизни был истинным подвижником благочестия, бережным хранителем святоотеческих традиций духовной жизни. В нем благодатно соединились архиерей Церкви и духовный старец. Именно поэтому Владыка стал для очень многих своих духовных чад и прихожан столь желанным наставником и молитвенником. Иоанн вышел на широкую церковно-общественную проповедь (которая сама по себе, несомненно, была подвигом), к нему шли за благословением, духовной помощью и советом общественные деятели, писатели и философы, ученые, редакторы газет и журналов, создатели благотворительных фондов и простые люди, ищущие дорогу к Богу.

В эти годы под влиянием проповедей и книг Владыки многие люди обрели живую веру и обратились к Богу. Глубокое личное благочестие, смирение и доброта архипастыря покоряли каждого приходящего к нему. Для тех, кто впадал в печаль и уныние от происходящих вокруг бед и скорбей, митрополит находил слова утешения и вселял надежду на милосердие Божие. "Все беды и скорби, столь обильно излившиеся на наше многострадальное Отечество, - часто повторял он, - являются лишь следствием забвения нами заповедей Господних". Он ободрял отчаявшихся своей твердой верой в будущее России: "Так - верую всей душой - воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо - Господь не оставит нас Своей милостью"!

В самом конце своего земного подвижнического служения Церкви Христовой Владыка как истинный архиерей Божий выступил в защиту Православия от самой опасной ереси XX века - ереси экуменизма. "Любое предвзятое историческое исследование, - говорил митрополит Иоанн, выступая с докладом в Санкт-Петербургской духовной академии в октябре 1995 года, - покажет, что православие вовсе не есть "одно из многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское апостольское исповедание, от которого впоследствии - идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума - отпали все остальные христианские "конфессии". И желание "уравнять в правах" Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой есть не что иное, как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной деградации, который превратил сегодня Запад в бездушное и обезверившееся "общество потребления"!"

Владыка Иоанн архипастырски любил Церковь и призвал всех нас стать верными чадами ее, чтобы спастись в ее ограде и обрести благодать Божию. Он был историком, богословом и ревнителем ее соборного единства, глубоко понимавшим, что вне Церкви нет спасения для страждущей России.

Как истинный архиерей Церкви Божией, Владыка был исповедником Православия в течение всей жизни, такой же исповеднической стала и его кончина.

Мы верим, что в лице митрополита Иоанна наш народ обрел не только на земле, но и на небе своего заступника, покровителя и молитвенника у престола Божия.

Николай Симаков

27 / 03 / 2002


Ссылки по теме:




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU