Православие.Ru
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
 Rambler's Top100  
   
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН
РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ
ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ

Митрополит Мануил (Лемешевский)
РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЕРАРХИ. Том 1

Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Том 1. Издание Сретенского монастыря, 2002
544 стр. Твердый переплет.

Вышла из печати первая книга трехтомного труда митрополита Мануила (Лемешевского) "Русские православные иерархи", содержащая биографические сведения более чем о 500 русских иерархах.

Труд митрополита Мануила "Русские православные иерархи" является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно).

Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля/1 мая 1884 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

По окончании Николаевской классической гимназии в 1903 г. Виктор был зачислен на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 году. В 1906 году В. Лемешевский был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

В 1916 году он поступил в Петроградскую духовную академию. 10 сентября 1923 года патриархом Тихоном в Донском монастыре был хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В хиротонии принимал участие священномученик Иларион, епископ Верейский. В период до 1930 года управлял различными епархиями. В конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 года святитель вновь был арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Все это время владыка провел в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

После освобождения, с ноября 1944 до 1945 года, епископ Мануил пребывал в Тамбове у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, службы в кафедральном соборе.

Начало работы митрополита Мануила над каталогом русских архиереев относится к 1946 году, когда он был назначен на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру. Наряду с епархиальными делами святитель увлеченно занимался и литературной деятельностью. Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более архиереологии. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиями подвижников благочестия и т. п. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Основной упор был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 по 1947 годы. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию профессору, протоиерею С. В. Савинскому и в Священный Синод. Профессор Савинский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод святителю углубить свои исследования. Но эти труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом святителя и семилетним заключением в Потемских лагерях.

После освобождения из заключения 7 декабря 1955 года и назначения архиепископом Чебоксарским святитель продолжил свои исследовательские труды.

В письме от 14 ноября 1956 года протопресвитеру Николаю Колчицкому* владыка писал: "Месяцами я вожусь с картотекой архиереев. Она заключается в 18 основных ящиках и включает библиографический материал на более чем 2 200 архиереев, не считая обновленческих 270 хиротоний. Я сжился с этой картотекой, вмещающей в себя не менее 20 000 вкладных карточек, я сжился с именами сотен архиереев (не знающему этого дела и безразличному непонятны мои переживания), интимная и официальная жизнь архиереев открывается как живая книга их жизни. Но все они уже усопшие, все они молчат и поучают - не делай так, как мы поступали, а подражай праведникам - собратьям своим.

...На устах моих дорогие имена праведников-святителей, мною почитаемых и лично мне известных, и они воодушевляют меня на работы по этим каталогам, а главное - в "Симфонии архиереологии", которая вмещает в особой обширной картотеке ценнейший материал из жизни архиереев не только русских, но и с древнейших времен Церкви Христовой. Обработка и оформление этого материала намечена, если Господу Богу угодно будет продлить мне жизнь, в 1957 году, по окончании "Каталогов Русских архиереев за 60 лет (1897-1957 г.)".

Небесные покровители книгохранилищ своих - Александр Иерусалимский (жил в III веке, память его 12/XII), святитель Макарий, митрополит Московский (†1564 г.) и многие другие да помогут мне уразуметь волю Божию в книголюбии, книгомудрости, книготолковании.

И кто же еще, кроме небесного моего покровителя - "книголюбца" святителя Димитрия Ростовского, является моим вдохновителем и помощником в моих работах? - Книги и связующая меня с ними великая Божия благодатная сила - внутренняя собранность, целеустремленность и способность вживаться в прошлую жизнь окружающих меня исследуемых святителей.

В такие моменты духовного озарения я невольно познаю судьбы Церкви Российской в ее прошлом и, на основании настоящего, в будущем".

Весь 1956 год прошел в трудах по составлению "Каталога Русских Православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг." Этот труд святитель в первых числах марта лично вручил Святейшему Патриарху Алексию.

Патриарх удивился громадной работе и, улыбаясь, спросил святителя:

- Все ли русские архиереи включены в каталог?

- По возможности все, - ответил владыка, - но заграничные архиереи мне неуловимы, может быть, в их списках имеются пропуски.

- Я буду хлопотать,- сказал Святейший,- чтобы вам дали магистра.

Осенью 1957 года святитель приступил к расширенной разработке "Каталога". Работа эта настолько увлекала владыку, что он не знал отдыха ни днем ни ночью. Да и помощникам своим он не давал отдыха. Рано, в 8 часов утра, начиналась работа и оканчивалась не ранее полуночи, а иногда и после. И так изо дня в день, кроме праздников, когда время посвящалось молитве в церкви.

К лету 1958 года была завершена обработка "Каталога", и началась его перепечатка в шести книгах. К концу того же года работа была представлена в Совет Московской духовной академии (МДА) на соискание ученой степени кандидата богословия. В феврале 1959 года святитель вручил Патриарху "Каталог" и "Альбом русских архиереев". 12 марта 1960 года Святейший патриарх Алексий утвердил постановление Совета МДА о присвоении архиепископу Мануилу ученой степени кандидата богословия.

В первые годы пребывания на покое (с 1965 года) святитель основной свой досуг посвятил разработке магистерской диссертации на тему "Русские Православные иерархи периода 1893-1965 гг.", а также продолжил начатую ранее работу по сбору биографических сведений о русских архиереях периода от Крещения Руси. Весь собранный митрополитом Мануилом материал о русских иерархах периода от Крещения Руси до 1892 года, уже после кончины святителя был обработан его ближайшим помощником епископом Иоанном (Снычевым, †1995), впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил рецензентов - профессоров: И. Н. Шабатина и В. И. Талызина и архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова ; † 1986). Ввиду кончины профессора Талызина В. И. († 1967) рецензентом был назначен доцент МДА Нелюбов Б. А. Все рецензенты предоставили свои положительные отзывы в Совет академии. К сожалению, владыка не дожил до присвоения ему ученой степени. 12 августа 1968 года маститый иерарх скончался в Куйбышеве и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора.

Каталог митрополита Мануила издается впервые. Первая часть каталога, которая охватывает период с 992 по 1892 гг. существовала только в рукописи (машинопись), подготовленной в нескольких экземплярах в Куйбышеве в 1971 г. Вторая часть каталога (1893-1965 гг.) издавалась в Эрлангене (Германия) в 1979-1988 гг. в шести частях. Указанное издание представляет собой копию рукописи митрополита Мануила, с сохранением всех использованных в тексте многочисленных сокращений и без учета необходимых дополнений и уточнений на основе последних данных.

В издаваемом нами каталоге помещены все архиереи Русской Православной Церкви получившие епископское посвящение как от русских епископов, так и от архиереев иных поместных православных Церквей, но являвшихся клириками Русской Православной Церкви, хоть и краткое время. Наименования титула в заглавии статьи приводиться в соответствии с последней занимаемой кафедрой.

Большой исторический промежуток автором был разделен на два периода:

первый: с 992 по 1892 гг.;

второй: с 1893 по 1965 гг.

Первый период включает всех архиереев, которые почили до или в 1892 году, т. е. разделение на периоды определяется датой смерти.

Статьи автором расположены по алфавитному принципу. При одинаковых именах порядок их расположения определяется фамилией, а при ее отсутствии - наименованием кафедры.

В заглавиях статей о причисленных к лику святых архиереев указаны дни их церковной памяти и дата кончины, если она известна.

Имена светских и государственных деятелей приводятся в современной орфографии за исключением тех исторических деятелей, за которыми традиционно закрепились архаические формы имен. Например: Анна Иоанновна, Федор Иоаннович.

Все даты до 1918 года приводятся по юлианскому календарю. Дни церковной памяти архиереев, причисленных к лику святых сверены с общепринятыми, приведенными в календаре Московской Патриархии и приводятся с двойной датировкой.

Особенностью каталога является приведение после каждой статьи списка трудов (если имеются таковые) и обширной библиографии. При этом был сохранен авторский порядок размещения трудов и литературы, а также внесены необходимые уточнения и исправления в соответствии с существующими нормами библиографического описания.

Некоторые сокращения ссылок не позволяли однозначно интерпретировать издание. Это относится к тем литературным источникам, которые вообще не были найдены в каталогах библиотек, и к ссылкам, которые отвечали сразу нескольким книгам с близкими названиями. В этих случаях ссылки сохранялись в приведенном автором виде.

При подготовке текста к изданию основные биографические сведения были дополнены и выверены по следующим изданиям:

  • Митрополит Макарий (Булгаков )История Русской Православной Церкви: в 9 кн. - М., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1997. Православная энциклопедия. М., Православная энциклопедия, 2000.
  • Русские писатели-богословы. Биобиблиографический указатель. / Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова.- 2-е изд. - М., 2001.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 т. / Под. ред. Д. С. Лихачева. - Ленинград, издательство "Наука", 1987-1989.
  • Русский биографический словарь: в 20 т. - М., Терра-Книжный клуб, 1998-2001.


Смотри также:

Документы истории:

Rambler's Top100

 
monastery@pravoslavie.ru СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ