Митрополит Кирилл встретился со студентами Сретенской Духовной семинарии

Загрузить увеличенное изображение. 535 x 800 px. Размер файла 128100 b.
 Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru
Фото: Гурий Балаянц / Православие.Ru
27 декабря 2008 года, после совершения Божественной литургии в Сретенском монастыре Москвы, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с насельниками Сретенской обители, профессорско-преподавательской корпорацией и воспитанниками Сретенской Духовной семинарии.

В ходе состоявшейся беседы митрополит Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как он в течение десяти лет возглавлял Санкт-Петербургские Духовные школы. «Студенческая и монастырская среда очень близки моему сердцу, - сказал Владыка. - Эти годы были самыми счастливыми в моей жизни, это была замечательная пора, хотя все вокруг было очень сложно: мы находились в условиях несвободы, власти пытались контролировать Церковь, однако внутри Духовной школы была очень динамичная интелектуальная жизнь».

«В каком-то смысле все то, что происходило на излете того застойного времени, в 1970-х – начале 1980-х годов, готовило очень многих священослужителей, богословов, архипастырей к новой жизни в условиях свободы», – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола, особо подчеркнув, что задача богословия заключается не только в том, чтобы точно знать святоотеческие тексты и отвечать на теологические вопросы, а в том, чтобы уметь сопрягать богословие с жизнью.

«В начале ХХ века огромной трагедией Русской Церкви, во многом предопределившей последующую революцию, был разрыв между Духовной школой и светской наукой, между интеллигенцией и Церковью, – продолжил Владыка Кирилл. – По свидетельству священномученика Илариона, в то время было неприлично сказать, что ты верующий, так как позитивистские, материалистические идеи захватили сознание российской интеллигенции».

По словам архипастыря, между богословием и жизнью образовался разрыв тогда, когда у Церкви были все возможности развивать богословскую мысль, становиться убедительной. «Многие даже в семинарию не хотели идти – не видели смысла в изучении богословия», – сказал митрополит Кирилл, напомнив, что подобная ситуация возникла и в наше послесоветское время. «Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: "Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем?" В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить "с бабкой", - сказал Владыка Кирилл. - Однако бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы».

По мнению Патриаршего Местоблюстителя, огромная проблема церковной жизни до революции заключалась в том, что не удалось создать сильной православной интеллигенции, о которой мечтал известный богослов митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), в рассеянии возглавивший Русскую Зарубежную Церковь. «Будучи еще в России в эти трудные годы начала ХХ века, он, потрудившийся так много над созданием в нашей Церкви интеллектуальной прослойки, так называемого ученого монашества, мечтал о том, чтобы на место прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла церковная интеллигенция. Но Владыка Антоний не успел этого сделать – революция разрушила все его начинания», – отметил митрополит Кирилл, предположив, что устами церковной интелигенции Церковь могла бы свидетельствовать об Истине образованным людям - именно эта часть общества оказалась весьма восприимчивой к привнесенным извне идеям; именно здесь в свое время расцвел либерализм, возник атеизм.

«Простые люди все сердцем понимают, хотя и им нужно разумное научение; а вот люди мыслящие, критически воспринимающие чужое мнение, пропускающее каждое слово проповеди через свое собственное понимание, нуждаются в мощном духовном и интеллектальном импульсе», – полагает Местоблюститель Патриаршего Престола. По его словам, «сухие бгословские схемы не способны никого убедить. С людьми нужно говорить языком, который бы их убеждал. И мы обязаны передавать вечное послание Евангелия в таких категориях, мыслях и словах, которые усваивались бы каждым последующи поколением людей».

В наши дни нужно стремиться избежать ошибок прошлого времени, когда главной задачей семинариста считалось просто вызубрить от «а» до «я» темы отдельных параграфов. «В таком случае выигрывает тот, у кого память лучше, а она лучше не всегда у самого способного человека», – сказал Владыка Кирилл, выразив убеждение, что в современном мире, когда так развиты средства обмена информацией, процесс обучения не должен сводиться к простому запоминанию.

Патриарший Местоблюститель предположил, что образование могло бы стать намного более эффективным, если бы студенты Духовных школ в частности больше уделяли времени письменным работам: «Тогда процесс обучения в наших семинариях будет творческим, захватывающим и интересным. Студентам надо предоставить возможность писать как можно больше текстов – не списывать их из книг или из интернета, а писать самим».

«Научитесь письменно излагать свои мысли, и тогда вы увидите, что они очень интересны другим, – напутствовал митрополит Кирилл воспитанников Сретенской Духовной семинарии. – Вы не сможете сами выдумать схоластическую схему XVII века, потому что вы современные люди и у вас другое мировоззрение. Вы выражаете свою веру в Господа, свою преданность Ему другими словами, которые понятны вашим современникам».

По мнению архипастыря, для того, чтобы хорошо писать, нужно много читать, размышлять, молиться. А чем больше в учебном процессе будет творчества, тем качественнее будет и образование. Обучение будет способствовать раскрытию в человеке талантов. «И будет выигрывать не тот, кто лучше запомнил или шпаргалки подальше спрятал, а тот, у кого дествительно богатая внутренняя жизнь», – подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола.

«Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире. Некоторые называют это "богословской рефлексией". Мы призваны реагировать на происходящее не как это делают политики, экономисты, ученые, а как пастыри, священники, богословы. И этого слова ждет наш народ Божий», – убежден Владыка Кирилл.

В заключение иерарх пожелал всем учащимся семинарии и иноческому чину Сретенского монастыря постоянного возрастания, посоветовал больше читать и писать, вести друг с другом обсуждения. «Вы сегодня нужны Церкви и России, ведь народ так ждет церковного слова: во многих местах люди истосковались по живому свидетельству об Истине», – добавил Патриарший Местоблюститель.

«Сретенская семинария сравнительно недавно существует, но уже приобрела большую известность. Во-первых, тем, что у вас все очень хорошо и правильно организовано. Во-вторых, тем, что здесь довольно высокий уровень преподавания. Я хотел бы полагодарить архимандрита Тихона за труды по налаживанию учебного процесса и монастрыской жизни», – сказал митрополит Кирилл. Он также призвал собравшихся «никогда не останавливаться на достигнутом, творчески воспринимать жизнь и пытаться самому себе и другим отвечать от человеческой мудрости, от слова Божия, от святоотеческой традиции, в которой мы можем найти все необходимое для того, чтобы самое закостенелое и окаменевшее человеческое сердце расположилось к Богу, чтобы из камней сих соделать детей Авраамовых (см. Мф. 3. 9)».

Служба коммуникации ОВЦС

28 декабря 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту