Я испытываю чувство глубокого удовлетворения от того, что смог помолиться вместе с вами сегодня, в день, святой для Москвы, всей России и Русской Церкви. Сегодня мы имели возможность вспомнить события пятнадцатилетней давности, когда после долгих лет разрушения, запустения обитель – именно как обитель – возродилась к жизни. Замечательно также и то, что буквально с самого начала Сретенский монастырь стал не только местом паломничества людей, которые хотят помолиться и прикоснуться к этой национальной святыне, но обитель стала местом просвещения, воспитания молодежи, ее образования.
Собственно говоря, все, что в этих стенах происходит, является некой моделью того, что должно происходить в масштабах всей Церкви. Каждый приход – не только монастырь, а каждый приход – оставаясь, в первую очередь, местом молитвы, совершения служб, центром духовной жизни, одновременно должен становиться и центром образовательным, культурным, социальным. В каждом приходе должна быть особая программа, параллельная богослужебной жизни, которая, сочетаясь с богослужебной жизнью, помогала бы людям яснее понимать, что означает дух христианина, что означает христианская православная вера, почему, собственно говоря, современный человек должен искать опору в вере, а не в каких-то философиях, технологиях, социальных экспериментах и прочем. Я думаю, это очень важно, чтобы наша Церковь на приходском уровне, на монастырском уровне сегодня являла не только пример того, как нужно жить, работать современному православному человеку, но чтобы каждый приход, каждый монастырь были некоей школой такой христианской жизни.
Конечно, нам еще предстоит пройти большой путь, потому что даже эти, казалось бы, простые слова, я знаю, не всем понятны. В первую очередь, в нашей церковной среде не всем понятны. Потому что в результате исторических наших проблем, будь то проблемы, связанные с церковной жизнью в синодальный период, и тем более проблемы, которые были в советский период, сформировались некоторые стереотипы церковного служения, стереотипы церковной проповеди, стереотипы пасторской работы. Нельзя сказать, что все в этих стереотипах плохо. Так сказать нельзя потому, что именно теми словами приводились и через ту модель церковной жизни приходили к Богу люди в самое трудное для Церкви время и становились глубоко верующими. Но, тем не менее, эти исторические модели не могут быть абсолютизированы, потому что меняется время, меняется жизнь, и оставаясь вечной и неизменной, православная христианская истина, такая, какой мы ее получили через Предания Церкви, должна осуществляться, реализовываться в повседневной жизни таким образом, чтобы люди, видя эту истину, соприкасаясь с ней, понимали, что эта истина и есть та, о которой сказал Сам Господь: «Я есть Истина, Путь и Жизнь».
Я хотел бы от всего сердца еще раз приветствовать выпускников и сказать им, что то дело, которым они будут заниматься, очень серьезно и очень важно. Оно требует действительно огромного напряжения сил. Те, кто пришел в семинарию, ища легкой жизни, ошиблись. Я очень надеюсь, что те, кто совсем уж ошибся, и не дотянул до конца семинарии. За эти пять лет вы многое узнали, многое почувствовали – мы это услышали из хорошего студенческого слова, обращенного ко всем нам. Но очень важно, что то дело, которое вам предстоит делать – очень серьезное, очень трудное, – невозможно осуществлять, трудясь вполнакала. Я вам приведу такой пример: если падает напряжение в электросети, то сила света теряется, она становится меньше; каждый это явление переживал в той или иной мере, особенно в провинции, где не так хорошо обеспечено население энергоснабжением. А когда лампочка начинает гореть в полсилы, в четверть силы, какую-то работу можно совершать – ну, можно, например, пол мыть в это время, можно, наверное, перетаскивать какие-то тяжести. А вот там, где нужна острота зрения, невозможно работать, когда вполнакала горит лампочка. Этот же образ применим и к жизни священника. У нас с вами такая работа и такое служение, которое нельзя делать вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют полнакала, даже если не смогут сформулировать какую-то критику в адрес священника, будут носить в глубине своего сердца это несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению.
Когда иногда мне говорят: «Вы слишком много работаете, вы себя поберегите», я отвечаю, что не умею себя беречь. Не потому, что я такой хороший, но я глубоко убежден в том, что на каждом месте, куда нас Господь Бог посылает, будь ты пономарь, священник, епископ, митрополит, патриарх, нужно работать не вполнакала, а в полный накал и не жалеть сил. И никогда не думать, что я вот сейчас силенки свои сэкономлю, а когда стану настоятелем, тогда уж я развернусь. Хотя иногда некоторые так и говорят: «Я сейчас пока в тишине отсижусь, будучи иеромонахом, архимандритом, чтобы не помешать своей карьере, а уж стану архиереем, и тогда развернусь». Не развернется такой человек, ни став архиереем, ни став настоятелем, ни став благочинным. Нельзя экономить свои силы, будучи солдатом, в надежде стать генералом, и вот тогда уж эти силы в полной мере реализовывать. Это ошибочная методология, которая приводит к жизненному краху. На каждом месте, куда посылают тебя, хоть на кухню, – работай так, как будто это самое главное дело в твоей жизни. Не спустя рукава, не поеживаясь от того, что непочетное послушание. Если ты послан на кухню, то и самое главное дело жизни будет сейчас для тебя – убрать этот стол. И это надо сделать так, чтобы все сказали: «Как замечательно сделано». Посылают на послушание – это самое главное дело в твоей жизни. Господь тебя будет судить не по тому, что ты думаешь сделать лучше что-то потом, а по тому, что ты делаешь в настоящий момент. И если с таким подходом будем учиться, работать, служить Церкви Божией, то, конечно, очень многое сделаем. А Господь с милостью, Он милость приклоняет к тому, кто трудится во имя Его, а не кто бережет свои силы.
Говоря так, я, конечно, не хочу быть за рамками реальности: не нужно делать что-то, что наносит ущерб здоровью, не нужно, если вам сказали: «Уберите территорию», поднимать стокилограммовые ящики и нести их на себе – так надорваться можно. Конечно, нужно соизмерять силы. Но никогда не должно быть отношения такого – спустя рукава – к порученному делу и к порученному послушанию. Собственно говоря, так и трудились святые отцы: и в молитве, и в интеллектуальной работе, и в пасторском делании. Это то, чем Церковь как институция призвана отличаться от мира. В миру, чтобы человек работал, полностью отдавая себя, он должен быть либо человеком совершенно незаурядным, либо иметь очень хорошую зарплату. И даже имея очень хорошую зарплату, люди не отдают всех себя. А в Церкви все делается не потому, что мы деньги получаем – деньги-то получаем очень небольшие, – а потому, что мы трудимся ради Господа. Вот сегодня отец Тихон спросил: «Что Вы сказали ставленнику?», а всем ставленникам я говорю все одно на протяжении тридцатитрехлетнего своего архиерейского служения. Я всегда говорю: «Помни, что дело, которым ты теперь будешь заниматься, является самым важным в твоей жизни». Нельзя менять приоритеты, нельзя заботиться в первую очередь о доме, о жене, о детях, о зарплате, о здоровье, а затем уж служение. Всегда нужно ставить на первое место свое служение, а все остальное приложится. Приложиться, потому что Господь никогда не бывает у нас в долгу. Мы у Него бываем в долгу. И если мы отдаем все, что мы можем отдать – каждый на своем месте, Господь видит это и дает нам Свою великую благодать. И такой человек никогда не надорвет своего здоровья. Я не слышал, чтобы кто-то из святых отцов надорвал свое здоровье от усиленной молитвы или усиленных трудов. Нет такого в истории Церкви. Ни про кого не сказано: умер, надорвавшись на молитве. Не было такого. Поэтому, дорогие мои братия, не думайте о своем здоровье, о своем благополучии, о своем комфорте, о своей карьере, а думайте о том, как свое послушание, которое вам Господь дает, сделать самым лучшим образом. Вот тогда вы все будете счастливы. Потому что Господь, видя наше отношение, будет нам давать по Своей благодати, по Своей любви.
Я хотел бы еще раз поздравить Сретенский монастырь, отца наместника, который полагает большие труды для процветания этой обители, для объединения людей, часто далеких от Церкви, которые в этой обители обрели свой духовный дом, всю братию, учащих – наших замечательных преподавателей и профессоров, которые здесь трудятся, светских специалистов, которые принимают участие в жизни семинарии и вносят свой весомый интеллектуальный вклад в работу семинарии, всех – монашествующих, послушников, народ, который приходит сюда за молитвой в стены славного исторического монастыря. Многая вам благая лета!
Кирилл,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси