Иеромонах Арсений – строитель Сретенского монастыря в 1815–1819 годы

В ведомости Московской духовной консистории о монастырских настоятелях за 1818 год сохранились сведения о строителе Сретенского монастыря в это время: «Иеромонах Арсений, 41 года, из мещан, пострижен в монашество в Николаевском Пешношском монастыре в 1809 году, посвящен в иеродиакона 14 августа того же года, а 25 августа – в иеромонаха. В 1811 году определен в Берлюкову пустынь, где исполнял казначейскую должность. В Сретенский монастырь определен по указу консистории 15 сентября 1815 года»[1].

В годы управления монастырем иеромонаха Арсения в обители с помощью пожертвователей были произведены следующие работы.

В 1815 году в Сретенский монастырь были приобретены серебряное кадило, «два серебряных ковша для теплоты», сделана серебряная риза на образ святителя Николая, поновлена икона преподобной Марии Египетской, написан вновь образ Воскресения, в теплой церкви в алтаре были написаны две иконы, приобретено богослужебное облачение и проделаны другие работы. Вкладчиком Иваном Матвеевичем Капустиным были сделаны две пелены из золотой парчи[2].

В 1816 году в монастыре переделан двухэтажный постоялый двор, выстлан во всем соборе пол и переделана паперть, отремонтированы четыре кельи и братские печи, в церкви сделана новая печь, в поварне сделаны из сеней келья и две печи с полами, переделана баня в жилые покои, закуплена мебель в архиерейскую комнату[3].

Иеромонахом Арсением в 1816 году была сделана также опись церковного имущества Сретенского монастыря. В ней есть описание придела Всех святых в церкви Николая Чудотворца, который не упоминался в предыдущих монастырских описях. Иконостас и царские врата в нем, как пишет иеромонах Арсений, вызолочены. Над царскими вратами находятся складни, вверху распятие Господне с предстоящими. Описываются образы, которые находились в этом приделе. По правую сторону царских врат: образ Спасителя стоящего, с припадшими, на нем венец серебряный вызолочен, осыпан стразами; образ Сретения Господня, на нем риза серебряная вызолочена, на повороте святцы; вверху – образ Успения Божией Матери. По левую сторону царских врат: Печерский образ Божией Матери, на нем венец серебряный вызолочен и осыпан стразами; образа Иоанна Предтечи и святителей Василия Великого, Григория Богослова, на них венцы серебряные вызолочены. На северных вратах образ Иоанна Воина.

В алтаре на престоле «одежда малиновая с белыми цветочками и веточками, ветхая»; крест серебряный. На жертвеннике «Толгский образ Божией Матери, мерой в аршин, на нем венец, поля и оплечья серебряные». У царских врат «завеса штофная, зеленая»[4].

В 1817 году окрашены крыши и главы церковных и братских келий, сделан вновь иконостас в церковь Марии Египетской, переделан престол, жертвенник и два клироса, написаны иконы в первый ярус: Спасителя, Божией Матери и Алексия, человека Божия, с житием; приобретено различное богослужебное облачение[5].

В 1818 году потрачены средства на новый колодец, на поправку в теплой церкви ограды, колокольни, на ремонт братских келий, на выстилку полов в церкви Марии Египетской и роспись ее колерами. Сшита «одежда на престол Марии Египетской желтого цвета» и приобретено богослужебное облачение в эту церковь[6].

Всего со времени вступления иеромонаха Арсения по 28 июня 1819 года было вновь сделано и переделано вещей в монастыре на сумму 22 019 рублей 8 копеек[7].

Но, к сожалению, иеромонах Арсений был подвержен тяжелому недугу, который привел его к скоропостижной кончине.

Благочинный монастырей богоявленский архимандрит Аполлос 24 июня 1819 года писал митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму: «Сретенского монастыря строитель иеромонах Арсений со времени определения моего благочинным монастырей замечен мной в невоздержной жизни. Монашествующие монастыря каждый почти месяц являются ко мне с жалобами, что он в церковь почти не ходит, священнослужение исправляет редко, отлучается из монастыря часто и ведет себя невоздержно и соблазнительно.

Все меры, которые приняты были мной доселе к удержанию его, остаются безнадежны, и он, строитель, о поправлении себя не радит, и сего месяца (июня) 20-го числа братия являлись ко мне с таким же доносом на него. Почему, по долгу моему, 21-го числа был я в монастыре и нашел его пьяным; желая же вытрезвить, требовал к себе, но он ушел и не явился ко мне. Сверх того, на 23-е число для храмового соборного монастыря праздника велел я ему служить всенощное бдение заутреню по долгу настоятеля, но он не только не служил, но не явился в церковь и не ночевал в монастыре; также в самый праздник, как в обедни, так и в вечерни, не был.

А посему, видя его явно небрегущего о себе и о управлении монастырем, который, по показанию братии, состоит и в долгу, имею долг донести о таковом поведении его, строителя, Вашему Высокопреосвященству на архипастырское рассмотрение»[8].

26 июня 1819 года строителя Сретенского монастыря иеромонаха Арсения определено было отстранить от управления монастырем до полного рассмотрения дела и поместить под строгий присмотр в Богоявленский монастырь. В связи с обнаруженным долгом Сретенского монастыря имущество строителя велено было описать, а обитель перепоручить чудовскому эконому иеромонаху Израилю[9].

Своего поведения иеромонах Арсений в Богоявленском монастыре не изменил, откуда неоднократно самовольно выходил.

5 октября 1819 года иеромонах Арсений, болевший в течение трех недель горячкой, по христианском напутствии скончался в Голицынской публичной больнице, не оставя после себя почти никакого имения[10].

Долг, который остался должен Сретенский монастырь по смерти строителя Арсения, составил около 7500 рублей[11]. По указу из Московской духовной консистории от 3 июня 1820 года, со всеми долгами должен был расплатиться следующий строитель Сретенского монастыря иеромонах Израиль[12].

***

О жизни братии обители в это время сохранились следующие сведения. В 1815 году в Сретенский монастырь были определены в число братства с надеждой пострижения из Николаевской Берлюковой пустыни послушник Лука Егоров; цеховой московского поваренного цеха Осип Ермолаев, сын Беляков; дмитровский купец Илья Алексеев, сын Немков; московский мещанин Алексей Егоров Каурцов[13]. В 1816 году определены: крестьянин Пимен Стефанов[14], московский цеховой мастер Михаил Николаев[15], послушник Николаевской Берлюковой пустыни Василий Ильин[16]. Послушников Луку Егорова, Илью Алексеева, Семена Иванова в 1816 году было разрешено постричь в монашество[17].

22 февраля 1817 года иеромонаху Феодосию, бывшему прежде в Николаевском Пешношском монастыре, за уклонение в раскол предписано было жить в Сретенском монастыре[18], а 21 июня 1817 года его велено было выслать обратно в Пешношский монастырь[19].

В 1817 году в Сретенском монастыре проживал иеромонах Иона, бывший насельник коломенского Ново-Голутвина монастыря, который самовольно по подговору и обольщению одного раскольничьего монаха 27 декабря 1814 года отлучился из обители без всякого письменного вида и более двух лет проживал в Черниговской губернии при раскольнической церкви, где служил обедни и исправлял требы по старопечатным книгам (кроме венчания браков), и, во все то время мучаем совестью, сам возвратился к своему начальству, удостоверяя, что впредь расположен он пребывать при Православной Церкви непоколебимо. Было решено 24 сентября 1817 года возложить на него епитимью и исполнять ее в Сретенском монастыре без священнослужения[20]. 10 ноября 1817 года иеромонах Иона был отправлен в Ново-Голутвин монастырь к архимандриту Гермогену[21].

В этом же году в связи с уклонением в раскол упоминается иеромонах Феофил. 22 января 1817 года он был запрещен в священнослужении за самовольную отлучку в раскольнический Макариев монастырь Могилевской губернии, но так как он сам сознался и пробыл там не более недели, вернулся обратно и просил прощения, то разрешено было оставить его по-прежнему в Сретенском монастыре в числе братства[22]. Запрещение было снято 22 февраля 1817 года[23].

В 1818 году в Сретенский монастырь были переведены иеродиакон Антоний из московского Богоявленского монастыря[24] и иеромонах Серафим из Николаевской Берлюковой пустыни[25]. 28 октября 1818 года было разрешено послушников Сретенской обители Василия Яковлева и Василия Ильина постричь в монашество в штатное число[26].

В 1819 году определены в число братства Сретенского монастыря из Николаевской Берлюковой пустыни послушник Димитрий Гаврилов[27] и дворовый человек Захар Федоров, сын Смирнов[28].

Из братии Сретенского монастыря в сентябре-октябре 1819 года упоминаются иеромонах Алексий, иеромонах Варсонофий, иеромонах Иоаким, упоминавшиеся в монашеских ведомостях 1813 года, а также иеромонах Феофил, иеромонах Серафим, иеродиакон Антоний, иеродиакон Викентий, монах Владимир, послушник Михаил Николаев, послушник Борис Семенов, послушник Алексей Алексеев[29], послушник Захар Федоров[30].

За время управления Сретенским монастырем иеромонахом Арсением были переведены: монах Николай – в ставропигиальный Симонов монастырь (1817)[31], иеромонах Авель – в Вознесенскую Давыдову пустынь (1818)[32], иеродиакон Леонтий – в Саввино-Сторожевский монастырь (1819)[33].

В Сретенский монастырь в это время присылались на покаяние лица разных чинов и званий.

Автор благодарит за помощь А.И. Осипову.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

26 августа 2010 г.

[1] Центральный исторический архив г. Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 748. Д. 226. Л. 22.

[2] Там же. Л. 12–14.

[3] Там же.

[4] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 307. Л. 35–36.

[5] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 226. Л. 12–14.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 226. Л. 1.

[9] Там же. Л. 3.

[10] Там же. Л. 26–27.

[11] Там же. Л. 6–7.

[12] Там же. Л. 44.

[13] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 116–119.

[14] Там же. Л. 134.

[15] Там же. Л. 154.

[16] Там же. Л. 157.

[17] Там же. Л. 152–153.

[18] Там же. Л. 176.

[19] Там же. Л. 183.

[20] Там же. Л. 192.

[21] Там же. Л. 198.

[22] Там же. Л. 173.

[23] Там же. Л. 175.

[24] Там же. Л. 21.

[25] Там же. Л. 221.

[26] Там же. Л. 220.

[27] Там же. Л. 230.

[28] Там же. Л. 251.

[29] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 226. Л. 18–20.

[30] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1. Л. 268–269.

[31] Там же. Л. 182.

[32] Там же. Л. 212.

[33] Там же. Л. 234.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Светлана29 августа 2010, 19:00
Сретенский монастырь после наполеоновского нашествия разделил судьбу России того времени: восстановление убранства храмов и домов, борьба с расколом...Пример милосердия Божия показывает нам деятельная жизнь строителя иеромонаха Арсения, много потрудившегося в Церкви, и достойно окончившего земное шествие христианским напутствием. Благодарим автора за интересное повествование, раскрывающее еще одну страницу истории Сретенского монастыря. Надеемся на продолжение рассказов об истории обители.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке