Новый архипастырь Косово и Метохии возведен на кафедру в Призрене

Фоторепортаж

Призрен – древний город на юге Метохии. Некогда, во времена расцвета сербской средневековой державы, здесь была столица сербского государства. До сих пор жив в сербском сознании образ царского града Призрена, воспетого в песнях и стихах.

До 1999 года здесь находился епископский двор Рашко-Призренских владык и действовала православная семинария святых Кирилла и Мефодия. Тогда сербское население города составляло около 8–10 тысяч человек. После войны 1999 года и прихода сил НАТО большая часть сербского населения вынуждена была покинуть город, спасаясь от расправ со стороны албанцев, от которых не мог или не хотел защищать иностранный военный контингент. Осквернению и разорению подвергались и православные святыни.

Сильно пострадали все православные храмы города и во время погрома 2004 года. Тогда же пострадали уникальные фрески храма Богородицы Левишкой, были сожжены епископская резиденция и здание семинарии, окончательному разорению подвергся весь бывший сербский квартал. Расположенный неподалеку от города монастырь Святых архангелов был разорен и сожжен разъяренной толпой албанцев, несмотря на присутствие немецкого контингента КФОР, ничем не помешавшего погромщикам.

Но, вопроки всему, на протяжении нескольких лет шло восстановление древних святынь.

В воскресенье 26 декабря 2010 года в древнем Призрене прошло торжественное возведение на кафедру новоизбранного епископа Рашко-Призренского Феодосия. Торжественный чин состоялся после Божественной литургии, которую Патриарх Сербский Ириней совершил в кафедральном соборе великомученика Георгия в сослужении 14 архиереев и более 70 священнослужителей из разных епархий. Среди священнослужителей были представители греческого и русского духовенства, гости с Афона. Множество монахов и монахинь из различных монастырей Сербской Церкви участвовали в этом торжественном событии вместе с более чем 1500 верующих, среди которых было много косовских сербов, собравшихся поздравить своего нового архипастыря.

За Божественной литургией пел церковный хор из Ниша вместе с хором семинаристов Призренской семинарии святых Кирилла и Мефодия, временно размещенной в Нише; семинаристы прибыли в Призрен вместе с ректором семинарии протоиереем Милутином Тимотиевичем.

Обращаясь к епископу Феодосию, Патриарх Сербский Ириней напомнил о трагической многострадальной судьбе Призрена, Церкви и сербского народа Косова и Метохии.

– Это великий день – день интронизации епископа, который будет продолжать жизнь Сербской Церкви на просторах Косова и Метохии, даст новый толчок ее истории, вольет новую благодать. Для этого великого дела наша Церковь избрала человека, которому мы очень верим, на которого возлагаем большие надежды, и думаем, что он сможет отвечать на вызовы этого тяжелого, страшного времени, в которое мы живем, в которое живет сербский народ Косова и Метохии. Все то, что мы знаем о нем, о его мудром управлении Высокими Дечанами, свидетельствет, что владыка Феодосий заслужил, чтобы ему была доверена столь великая задача, и прежде всего задача возвращения народа и восстановления святынь Косова и Метохии, – сказал патриарх Ириней, вручая епископский жезл новому Рашко-Призренскому епископу.

В своем слове владыка Феодосий подчеркнул, что 19 лет, проведенных в Косове и Метохии, стали для него величайшей школой жизни.

– Более шести лет назад Промыслом Божиим я был удостоен епископского чина как викарный епископ Липлянский. Это священное достоинство принял я с радостью и страхом, осознавая, что мое прежнее служение Богу – как игумена царской лавры Высоких Дечан – должно быть еще более преданным и ревностным, чем когда-либо. Сейчас, когда я вступаю в должность епархиального архиерея Рашко-Призренской епископии, ответственность возлагается на меня несравнимо большая. Осознаю, что мне доверена одна из наиболее значимых епархий нашей Церкви. Знаю, что не могу ничего делать самовольно, но только в единстве с собратьями моими священниками и верным народом, ибо всякая епархия – Церковь, в которой соборно живем и действуем, служа одни другим в смирении и любви, а не ожидая, чтобы нам служили другие, – отметил владыка Феодосий.

В этот день произошло и возвращение центра Рашко-Призренской епархии в Призрен – спустя 11 лет. В настоящее время восстановлены кафедральный собор, епархиальное здание и приходской дом, где уже поселился приходской священник Слободан Чорич со своей семьей. Возвращение епархиального центра в Призрен и назначение сюда постоянного священника должно укрепить сербов, бежавших из города, в желании вернуться, а также еще раз указать на значение южной части Косова и Метохии, которая в прошедшие годы была покинута большей частью сербского населения.

Предлагаем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж об этом событии. Материал подготовлен совместно сайтом Православие.Ru и Информационной службой Рашко-Призренской епархии.

***

***

Биографическая справка:

Eпископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский Феодосий (Шибалич)

Епископ Феодосий, в крещении Живко Шибалич, родился 29 июня 1963 года в Чачке в семье Милана и Биляны (в монашестве монахини Марфы) Шибаличей. После окончания начальной и средней школы в Горьянах и Ужице учился на Богословском факультете в Белграде, где защитил диплом. С юных лет питал большую любовь к Церкви и богослужению. В 17 лет впервые посетил монастырь Высокие Дечаны, где его с отеческой любовью принял блаженно почивший игумен святой лавры архимандрит Иустин. Молодой Живко еще тогда принял решение вступить на стезю монашеской жизни и посвятить себя служению Богу. Будучи студентом Богословского факультета, слушал лекции известных сербских богословов, которые своим духовным и богословским трудом оказали глубокое влияние на молодого Живко и целое поколение тогдашних студентов.

Сердце будущего архиерея стремилось к монашескому подвигу, и 6 января 1987 года он принял решение стать послушником в монастыре Црна Река под Нови Пазаром и продолжить духовное возрастание под руководством тогдашнего игумена, будущего епископа Рашко-Призренского Артемия. Послушник Живко с первых дней выделялся трудолюбием и смирением, не жалел себя на всех поручаемых ему монастырских послушаниях. 21 ноября 1989 года, на монастырский праздник Святых архангелов, он был пострижен в малую схиму с именем Феодосий, в честь святого Феодосия Великого, родоначальника монашеского общежития. Новое монашеское имя указало на дальнейший монашеский путь и служение, которое было посвящено духовному строительству одного из самых больших сербских общежительных монастырей – Высоких Дечан.

На Светлую среду 1990 года тогдашний епископ Рашко-Призренский Павел рукоположил отца Феодосия в сан иеродиакона в кафедральном соборе великомученика Георгия в Призрене. Видя его труды, старание и духовные дарования, епископ Рашко-Призренский Артемий рукоположил его в иеромонахи на праздник Сретения Господня в 1992 году в монастыре Челие под Вальево. Это еще больше укрепило духовную связь отца Феодосия со святым аввой Иустином Челийским (Поповичем), творения которого будут долгие годы учить будущего архиерея любви и страху Божиему.

С мая 1991 по март 1992 года отец Феодосий несет послушание в Епархиальной резиденции в Призрене как диакон и водитель епископа Артемия. В марте 1992 года несколько монахов из монастыря Црна Река переходят в монастырь Высокие Дечаны, где 22 октября 1992 года епископ Рашко-Призренский назначает отца Феодосия настоятелем и возводит его в чин игумена. 29-летний игумен славной царской Дечанской лавры с ревностью приступил к духовному и материальному обновлению этой обители, где за несколько лет собралось 30 молодых монахов. С момента обновления общежития в 1992 году в монастыре развивались различные виды послушаний и деятельности: резьба по дереву, иконопись, производство свечей, книжное издательство. Ухоженные поля, сады и огороды свидетельствовали о том, что монастырь стал хорошим хозяйством. Монастырская винодельня в Великой Хоче под Ораховцем производила традиционное дечанское вино и ракию, что также продолжает многовековую традицию дечанских монахов.

Управление Высокими Дечанами было нелегким крестом для молодого игумена и его братии. В это время резко обострились межнациональные отношения в Косове и Метохии, началось открытое вооруженное столкновение, которое принесло муки и страдания и еще больше углубило язву недоверия между этническими общинами в южном сербском крае. С первого дня этих событий игумен Феодосий, регулярно проводящий богослужения и исполнявший все правила монашеской жизни, стремился установить самый непосредственный контакт с верующим народом и помочь всем, кому была необходима помощь в эти тяжелые дни.

Уже в середине 1998 года монастырь принял первых сербских беженцев, а после эскалации конфликта, начала военных действий и бомбардировок Сербии НАТО в начале 1999 года обитель организует активную гуманитарную помощь для мирных жителей. Игумен Феодосий и его братия посещали близлежащие Дечаны и окрестные села, привозили еду и средства гигиены, не делая разницы между страждущими по национальному признаку. Сама обитель принимала беженцев, невзирая на их этническое происхождение и вероисповедание. Игумена и братию Дечан и сербы, и албанцы запомнили как людей, всегда готовых помочь и протянуть руку помощи. Этой деятельностью было продолжено свидетельство богатой христианской и монашеской традиции Дечанского монастыря, хранящего непрерывное предание монашеской жизни от средневековья и до сего дня. Несмотря на то, что монастырь и сам подвергся бомбардировкам НАТО, а потом и вооруженным нападениям албанских экстремистов, заступлением святого короля Стефана Дечанского, чьи мощи почивают в обители, он остался невредим, а братия во главе с игуменом Феодосием сумела пережить эти трагические дни и продолжить свою миссию в полные неизвестности послевоенные годы.

Став свидетелем великих страданий сербского народа и ситуации, при которой на просторах Метохии осталось не больше 2 тысяч сербов, игумен Феодосий прилагал особые усилия для возвращения изгнанных сербов и помощи тем, кто, несмотря ни на какие опасности, остался в родных селах и домах. Одновременно Дечаны стали серьезной опорой для ближайших женских монастырей – Печской Патриархии, Гориоча и Девича, где дечанские монахи регулярно служили и помогали сохранять святыни. Понимая, в какой мере сильные монастыри являются важным фактором для сохранения сербского народа на этих просторах, игумен Феодосий вместе с монашеством из других обителей прилагал постоянные усилия для того, чтобы стимулировать возвращение беженцев и помочь им начать новую жизнь у опустошенных родных очагов. Возвращением сербов в село Осояне в 2002 году начался процесс возвращения сербов в Метохию, продолжающийся и по сей день.

Одним из тяжелейших испытаний для игумена Феодосия, братии Дечан и всей Рашко-Призренской епархии был мартовский погром 2004 года, когда в течение двух дней было подожжено 35 православных святынь (среди которых монастыри Девич и Святых архангелов) и изгнано более 5 тысяч православных сербов. В связи с необходимостью активизации деятельности Церкви на этой территории Священный Архиерейский Собор на своем рабочем заседании 10–19 мая 2004 года принял решение об избрании настоятеля монастыря Высокие Дечаны игумена Феодосия епископом Липлянским, викарием Рашко-Призренской епархии.

Божественную литургию, на которой была совершена епископская хиротония избранного и нареченного епископа Феодосия, совершил Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в сослужении 17 архиереев, 2 новоизбранных и нареченных викарных епископов, множества священников и диаконов. Перед началом литургии нареченный епископ Феодосий прочитал Исповедание веры и Архиерейскую клятву перед патриархом, епископами, духовенством и народом. После епископской хиротонии владыка Феодосий преподал свое первое архипастырское благословение народу, наполнившему монастырский храм в Высоких Дечанах.

В год тяжелейшего страдания сербского народа Косова и Метохии хиротония епископа Феодосия стала событием, которое послужило стимулом и придало новые силы епархии и всему верующему народу этого многострадального края. Владыка Феодосий стал носить титул епископа Липлянского по древней епископии города Улпияне (или Юстиниана Секунда), позднее известной под именем епископии Липлянской – одной из древнейших православных епархий на этой территории.

Как викарный епископ Липлянский и настоятель Дечанского монастыря владыка Феодосий еще больше умножил свои труды и подвиги в служении Богу и Церкви. Он уделял особое внимание помощи народу, особенно на территории Метохии. Решением Священного Архиерейского Собора в мае 2005 года владыке Феодосию была доверена забота о восстановлении храмов и монастырей, уничтоженных во время мартовского погрома 2004 года. С осени 2004 года начался процесс восстановления, проводившийся в сотрудничестве с Обществом защиты памятников культуры Сербии и временными косовскими институтами под наблюдением Миссии ООН и Совета Европы, согласно Меморандуму о восстановлении, который в марте 2005 года от имени СПЦ подписал Святейший Патриарх Павел. В течение последующих пяти лет было восстановлено около 20 объектов СПЦ, среди которых соборная церковь великомученика Георгия с епископским двором и старым зданием семинарии в Призрене, храм святителя Николая в Приштине, церкви в Печи, Вучитрне, Подуево, Истоке и др. Восстановление разрушенных святынь осуществлялось при постоянной поддержке Его Святейшества Патриарха Сербского Павла и Священного Архиерейского Синода СПЦ с тем, чтобы после восстановления разрушенных объектов последовало духовное восстановление приходской и богослужебной жизни. С 2005 года владыка Феодосий активно участвует и в работе Косовского совета Священного Архиерейского Собора СПЦ в качестве заместителя председателя совета. Одновременно по решению Священного Синода он был задействован как один из представителей СПЦ в переговорах о статусе Косова и Метохии, особенно в 2007 и 2008 годах, когда внес особый вклад в определение мер по защите сербского духовного и культурного достояния и сохранению святынь Сербской Церкви. Владыка Феодосий провел ряд встреч с многочисленными международными представителями, постоянно указывая им на тяжелую ситуацию, в которой находится сербский народ Косова и Метохии.

Решением Священного Архиерейского Синода в феврале 2010 года, подтвержденным Архиерейским Собором СПЦ на рабочем заседании в мае того же года, епископ Рашко-Призренский Артемий освобожден от должности епархиального архиерея и отправлен на покой. Викарный епископ Феодосий в это время активно помогал местоблюстителям епархии епископу Афанасию (с февраля по май 2010 года) и митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию (с июня по декабрь 2010 года). Вместе с этими двумя архиереями владыка Феодосий приложил немало усилий к нормализации духовной ситуации в Рашко-Призренской епархии.

Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем заседании 18 ноября 2010 года по предложению Патриарха Сербского Иринея принял решение об избрании владыки Липлянского Феодосия правящим Рашко-Призренским епископом.

Торжественный чин возведения на трон новоизбранного епископа Рашко-Призренского совершен 26 декабря 2010 года в восстановленном соборном храме великомученика Георгия в Призрене. Епископа Феодосия на трон епископа Рашко-Призренского возвел Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней на Божественной литургии, где патриарху сослужили 14 сербских архиереев и более 70 священнослужителей Сербской и других Поместных Православных Церквей. Весть об избрании епископа Феодосия епархиальным архиереем Рашко-Призренской епархии была принята с великой радостью священством, монашеством и верующим народом этой богоспасаемой епархии, что можно было видеть на торжественной интронизации, на которую собралось более 1500 верующих, большое количество монашествующих и весь клир Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии.

Фотографии: Информационная служба Рашко-Призренской епархии / Православие.Ru / Информационная служба СПЦ

31 декабря 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Порошин11 января 2011, 19:00
Очень интересная статья. И очень позитивный фоторепортаж. Но на бочку мёда есть и ушат дегтя - не понятно как быть с этим http://www.srpska.ru/article.php?nid=16112 и с этим http://www.srpska.ru/article.php?nid=15909 Если нет возможности полностью раскрыть свою позицию по этим вопросам и просветить читателя, то может лучше вообще ничего не писать, потому что ясности от таких репортажей не прибавляется а сомнения множатся.
Olga 6 января 2011, 05:00
I ni slova ( esli ya ne oshibaus') za vse predidushie nedeli na saite ne bilo o vopiushem sobitii v sinagoge i serbskom patriarhe, ni slova v podderzhku vladiki Artemia. pravoslavie.ru otmalchivaetsya.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке