Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия

Ибо младенец родился нам (Ис. 9: 6)

Избавитель приходит в жестокий мир как Младенец, с самого начала неся в него чистоту, воплощающую великую тайну и бесчисленные возможности. В этой спокойной и бесстрашной невинности воплощенное Слово Божие сталкивается с полной лукавства и интриг развратной человеческой природой. «Новорожденный Младенец есть символ незлобия, это дитя есть как новая тварь», – говорит святой Кирилл Александрийский. У Младенца есть красота, обладающая первородной силой, но она такая хрупкая.

Избавитель мира требовал от Своих последователей чистоты сердца, в котором рождаются желания и помыслы. Не внешнего поверхностного благочестия, но чистоты глубинного бытия. Позже, будучи в зрелом возрасте, когда Христос вел споры с псевдобогобоязненными фарисеями и скептически настроенными саддукеями, Он предупреждал: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Он благословил и обнял детей и сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Оно тех, кто, как и они, живут в простоте и доброте: «Оно есть тех, кому от природы присуще незлобие и кто по своей воле стяжал простоту, которую дети имеют от природы», – объясняет архиепископ Феофилакт. И Христос настаивает: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15; Лк. 18: 17).

В другой раз, обрисовывая дух, отношение к жизни тех, кого Он признает Своими, Он утверждает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).Те, у кого чистое сердце, будут видеть лицом к лицу Бога и будут поистине сопричастны Ему. Они действительно блаженны.

«Отроча родися нам». Невинность и чистота Младенца, воплощенного Слова Божия, нового Адама, нового Человека, вскоре сталкивается с жестокостью и лукавством ветхого, падшего Адама, отраженного со всей силой в лице Ирода. «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, – попросил мудрецов Востока, волхвов, хитрый правитель, – и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2: 8). Развращенный и безжалостный правитель намерен закончить как можно скорее с угрозой, которую, как он чувствует, таит для него новорожденный Иисус, воплощенная чистота. Рождественская история ясно раскрывает этот конфликт: развращенность против целомудрия. И целомудрие выступает против развращенности большой или малой власти.

На первый взгляд результат столкновения как будто предопределен. Сокрушение целомудрия и воцарение развращенности кажется неизбежным. В долгосрочной перспективе, однако, повсеместно воцаряется кристальная чистота Иисуса, а развращенный облик Ирода покрывается позором. Ибо этот рождающийся Младенец по Своей природе есть Сын Божий, имеющий действительную власть: «...и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности» (Ис. 9: 6).

Чистота, целомудрие души Иисуса не имеет ничего общего с простотой или слабостью. Напротив, она является смелой и непреклонной. Иисус Христос клеймит лицемерие, несправедливость, разврат. И Его порицание явственно звучит во все времена, ниспровергая сильные и развращенные слои общества.

Рождение Иисуса Христа раскрывает нам глаза, чтобы мы могли сосредоточить внимание на невинности и чистоте детских глаз во всех уголках нашей планеты, даже если они только что впервые увидели свет Божий. Давайте смотреть на них с уважением и любовью. И выражать ко всем детям, к которым можем, неподдельный и деятельный интерес.

Но есть и еще одно: следует поискать внутри себя, в глубине своей души Младенца – чистоту, преследуемую эгоизмом, подобным развращенному Ироду. Несмотря на изменения, которые несет сама жизнь, каждый человек скрывает в каждом аспекте своей души нечто от первоначальной детской невинности. Дадим же чистоте и целомудрию мыслей, настроений и помыслов должное место в нашей жизни.

Конечно, радуют сообщения и полезны принимаемые решения по борьбе с развратом. Но необходимо найти новые методы и меры для борьбы с ним. Однако, как это наглядно показывает то, что ежедневно выплескивается наружу, способов и вариантов избежать этих мер еще больше. Разврат истекает из разума и сердца. И в долгосрочной перспективе именно туда, наряду с немедленными техническими препятствиями разврату, должно быть устремлено непосредственное лечение нашего общества. Начинать следует с правильного воспитания детей, больших и маленьких: надо заставить их любить красоту целомудрия и честности. Чтобы они научились питать отвращение к обману и не хвастаться им. Чтобы они осознавали, что искренность, прямота и справедливость, все эти формы чистоты, проявляемые в зрелом возрасте, не являются слабостью, но это качества благородного, «бриллиантового» характера, который в конечном счете есть самое дорогое для семьи, общества и культуры.

«Младенец родился нам». В этот великий праздник Рождества помолимся, чтобы воплощенное Слово Божие нам даровало что-то от Его простой невинности и Его бесстрашной чистоты. Чтобы Христос даровал нам чистоту помыслов, чувств, побуждений, действий. Чтобы Он просветил нас силою истины и любви, чтобы мы могли твердо стоять против любой формы разврата – внешнего или внутреннего.

Благословенно Рождество. Полон света и надежды Новый год.

Анастасий, Архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании

Рождество Христово, 2010

Переведа с греческого Зинаида Оборнева

7 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке