Преподобный Симеон Босой, игумен монастыря Филофей и основатель обители на горе Фламурий

Память 19 апреля / 2 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой Симеон жил в XVI веке. Он был сыном сельского священника из окрестностей города Волоса. В 15 лет Симеон покинул родителей и вручил себя духовному наставнику – епископу Димитриадскому Пахомию. Епископ постриг его в монахи, а затем рукоположил в иеродиакона. Затем святой поступил в Успенский монастырь в Киссавосе, близ горы Олимп. Там он подвизался в строгой аскезе: всегда носил только старую и заплатанную одежду, ходил босиком и проводил целые ночи стоя пред лицом невидимого Бога.

Стремясь к еще более славным подвигам, Симеон отправился на Святую Гору и был принят в Великую Лавру. Там его рукоположили в священный сан. Затем преподобный поступил в монастырь Филофей.

Преподобный Симеон был живым образом совершенной подвижнической жизни, и многие братия с пользой следовали его примеру. Вот почему он вынужден был внять их просьбам и стать игуменом.

Тогда лукавый внушил другим братиям зависть к святому. В день Пасхи эти нечестивые монахи вели себя настолько недостойно, что святой упрекнул их. Они бросились на него, словно дикие звери, и заперли в монастырской башне, чтобы их разгул не встречал никаких препятствий. Тем временем преподобному Симеону удалось выбраться через окно, и он покинул Святую Гору.

Вернувшись на родину, святой поселился в пустынном месте на Загорейской горе (Пелион), называемой Фламурий. Три года он жил на открытом воздухе, под яблоней, несмотря на непогоду и суровость климата. Все время он проводил в посте, бдении и молитве. Вскоре к подвижнику присоединились почитатели его добродетелей, и через семь лет он начал строить церковь и монастырь, посвященный Святой Троице. Создав обитель в полном соответствии с общежительным уставом, преподобный Симеон оградил его независимость, отдав монастырь под покровительство Константинопольского патриарха[1].

После этого он отправился проповедовать слово Божие в различные области Греции, потому что в те времена турецкого рабства, когда всякое просвещение находилось под запретом, наставление в евангельском духе было особенно необходимо. Новый апостол, босоногий и не владевший ничем, кроме благодати Божией, почивавшей в его сердце, преподобный Симеон прошел всю Фессалию, а затем и Беотию. Он учил христиан следовать заповедям Божиим, не мстить, не обращаться к колдунам и гадателям, посвящать воскресный день посещению церкви[2]. Оттуда, исцеляя своей молитвой различные болезни, он отправился в Афины. Его сердечно принял епископ Лаврентий (1528–1550) и пригласил проповедовать в церквях города.

Когда преподобный Симеон продолжил проповеднические труды на острове Эвбея, некоторые из турок этой области, позавидовав успеху святого, обвинили его перед местным представителем паши в попытках обращения мусульман в христианство. Симеона арестовали, но, к великому удивлению стражников, он принялся помогать толпе собирать дрова, чтобы сложить костер на главной площади города. По вмешательству матери судьи казнь была отложена, и начался допрос святого. Тогда он дал разъяснения, о чем на самом деле проповедовал. Судья, не найдя никакой вины, за которую следовало бы наказать, отпустил святого свободно проповедовать.

Святой вернулся во Фламурийский монастырь, где постриг в монашество большое число учеников, примкнувших к нему во время его апостольских странствий. После этого он отправился в Константинополь, где патриарх Иеремия II (1587–1595) принял его с почетом. В этом городе, как и в Греции, слово святого изливалось, словно неиссякаемый источник. Оно подкреплялось примером его жизни, всецело посвященной Богу, и обратило многих христиан к раскаянию в грехах. Исповедовавшись преподобному, они начинали с этого времени жить согласно Евангелию, а многие из них просили о монашеском постриге.

В Константинополе Господь призвал святого Симеона присоединиться к сонму святых. Он преставился 19 апреля 1594 года и был погребен в церкви Богородицы на острове Халки. Два года спустя его святые мощи были перенесены в основанный им монастырь, где от них на протяжении веков совершилось множество чудесных исцелений.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

2 мая 2012 г.

[1] Еще с византийской эпохи основатели монастырей часто заботились о том, чтобы оградить их от вмешательства местных властей, светских или церковных. Они достигали этого, отдавая свои обители под юрисдикцию Константинопольского патриарха, в результате чего монастырь получал статус ставропигиального.
[2] Эти основные мотивы проповеди преподобного Симеона два столетия спустя были подхвачены святым Космой Этолийским (память 24 августа), который также был монахом Филофея.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Димитрий 2 мая 2012, 19:40
Что-то нынче монахи не ходят босиком. А почему не берут достойный пример со святого Симеона?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×