Приводим отрывок из книги.
Словок читателю
Протоиерей, профессор Московской духовной академии Алексий Данилович Остапов родился в 1930 году в Новгороде. В 1951 году окончил Московскую духовную семинарию, а через 4 года - Московскую духовную академию и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. В последующие годы преподавал в духовных школах церковную археологию, историю Русской Церкви, пастырское богословие и другие предметы.
В 1955-1975 годах отец Алексий назначается заведующим Церковно-археологическим кабинетом, возрождением которого по благословению патриарха Алексия I занимался с 1948 года совместно со студентом IV курса семинарии Константином Нечаевым (будущим митрополитом Питиримом (1926-2003)). Работа в этом музейном собрании стала для отца Алексия делом всей его жизни, предметом его особенного внимания и творческого вдохновения. Заведование ЦАКом и чтение Церковной археологии превращается для о. Алексия в единое целое, в возможность максимально полно служить любимому им церковному искусству.
В 1958 году утвержден в должности секретаря Совета академии.
Через 2 года был рукоположен во диакона и пресвитера и удостоен ученой степени магистра богословия и звания профессора. В течение трех лет профессор-протоиерей Алексий Остапов был также заведующим сектором заочного обучения. Прожив всего 45 лет, отец Алексий скончался в 1975 г. после непродолжительной болезни. Отец Алексий был добрым христианином и опытным педагогом, искренне любящим и уважающим студентов.
И его беседы об облике пастыря несут на себе печать глубокого знания церковных традиций, искренности и горячего желания привить будущим священникам сознание высоты их пастырского служения.
Настоящий текст публикуется по машинописному экземпляру, хранившемся в личном архиве митрополита Питирима.
***
«...Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь! Храни нас Бог защищать теперь нашу Церковь! Это значит уронить ее. Только и есть для нас возможна одна пропаганда — жизнь наша».
Гоголь Н.В.
Соч. Н.В.Гоголя,
изд.13-е. С.-Петербург, 1896 г. Т 5, стр. 39.
«Выбранные места из переписки с
друзьями».
Мысли, изложенные здесь, рождались по мере общения с нашими студентами, ставшими или готовящимися стать священнослужителями. Поводом для этого были сначала отдельные беседы, вопросы, а затем «пятимянутки культуры», присоединенные мною в академии вот уже ряд лет к лекциям по Церковной археологии.
Некоторые из участников наших бесед о культуре пастыря просили меня дать мои записки, которых у меня до сих пор не было.
Желание содействовать росту наших замечательных, добрых слушателей и побудило записать часть того, о чем говорилось, что интересовало нас всех.
Говорить о культуре или об эстетике пастыря трудно, ибо все время впадаешь в «чужие» области нравственного пастырского богословия. Пастырская эстетика — это и пастырская мораль, этика и нормы поведения, вытекающие из мировоззрения и сугубо нравственных и пастырских основ пастырства.
Важно усвоить, что священнослужитель не актер, не дипломат, он всегда должен быть самим собой и должен быть всегда на высоте своего сана. А сан обязывает его быть всесторонним, духовнобогатым, мудрым, опытным человеком.
Культура пастыря и вообще каждого священнослужителя — это не только его личное дело, это дело Церкви, дело духовных школ, каждого их преподавателя и воспитателя.
Все изложенное здесь не инструкция и предписание, а просто размышления, советы, мысли для обсуждения. Если они будут приняты и кому-либо полезны и интересны, автор сочтет свой труд не пропавшим даром.
Ценность человека — его содержание, его поведение и его дело на земле. В высочайшем пастырском служении много граней, и все они должны быть чисты и прекрасны; все они должны ярко светить людям.
Эстетика — это чувство прекрасного и это наука о законах красоты. Чувство действительно прекрасного должно быть постоянным ощущением у священнослужителя. Вся его жизнь, все его служение — это выражение прекрасного и спасительного.
Без красоты нет этой жизни, красота вокруг нас, в нас самих, и все это — отблески высочайшей и совершеннейшей красоты Бога.
Красота храма, богослужения — это красота церковная, особенная, вещающая о спасительном и благодатном. Красота преображающая.
Жизнь христианская — это красота духовная, нравственная, человеческая; она состоит из внутреннего богатства человека и из умения общения с людьми.
Цель жизни — спасение, вечность, и на пути к этой цели — Церковь и пастырство в ней. Каждый пастырь может стать действительно пастырем, а может быть только требоисправителем и пастырем наполовину, а то и меньше.
Пастырю Св. Церкви — пастырю настоящему и посвящаются эти строки.
***