Христос и образ первого века

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Христос
Христос и образ первого века. Издание Сретенского монастыря, 2003. Мягкий переплет. 336 стр.
Никогда ожидание Мессии не было столь всеобщим, как в ту эпоху, когда Он явился миру. В молитве, которую произносили стоя лицом по направлению к Храмовой горе Святого города, ежедневно произносились благословения, среди которых была и горячая надежда на избавление Мессией народа Божьего. О Его пришествии молились в Иерусалимском храме, в синагогах и по домам, рассуждали в Синедрионе. Признаки пришествия Мессии искали в псалмах и писаниях пророков. Так почему же, когда Он явился миру и с человеки поживе, одни радостно возглашали: осанна Сыну Давидову (Мф. 21, 9), осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин.12,13), а другие неистово вопили: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Откуда у последних столь глубокое ослепление?

В течение нескольких веков после смерти царя и пророка Давида, при разочаровании от правления и образа жизни многих последующих властителей Иудеи, в народе сформировалась ложная мысль о таком земном повелителе, который будет обладать всеми качествами «помазанника — мессии». Оскудение веры и чистой нравственности, умножение противоречащих друг другу религиозных направлений иудейства, искаженное понимание слов пророческих, вольное и невольное подчинение властителям египетским, сирийским и римским создали предпосылки для лжеучения. Среди евреев сформировалось ложное мнение о Мессии как о могучем правителе, который избавит от порабощения Землю обетованную. С утверждением римского господства в Палестине, эта идея, основанная на неверном толковании Закона, Пророков и Писаний, переросла в раввинистическое учение, согласно которому должен явиться вполне «земной помазанник-мессия», который, совершая знамения и чудеса, возглавит иудейское теократическое государство. Рассеянные по миру «благочестивые» потомки Иакова вернутся в Иудею, истребив из своей среды нарушителей Закона. После чего, считали «законоучители», под «царским» правлением «помазанника-мессии» в Палестине наступит эпоха счастья, благоденствия и процветания.

Ослепленные идеей земного могущества, «законоучители» народа воспринимали Священное Писание через призму заурядных человеческих интересов. Усердно читая книги Ветхого Завета, они в то же самое время упрямо не хотели принять, что Мессия есть Сын Божий (Пс.2,7), что Он даст людям Новый Завет (Втор.18,15,18), что Он Агнец Божий, вземлющий на Себя грехи всего мира (Ис. 53, 5-6). Понятие о Мессии страждущем (Ис. 53, 7-9), о Мессии распятом (Втор. 28, 66; Ис. 65, 2; Ам. 8, 9-10; Пс. 21), о Мессии воскресшем (Пс. 11, 6; Пс. 15, 9-10; Ос. 6, 2) было чуждо раввинистическому толкованию Священного Писания Ветхого Завета, называемого Танах.

Но даже отвергаемые иудеями самаряне твердо верили, что скоро придет Мессия, Который разрешит все споры и недоумения (Ин. 4, 25). Причем и среди язычников распространился слух о скором наступлении чрезвычайного переворота вещей. Как пишет Светоний: «На Востоке распространено было давнее и твердое убеждение, что судьбой назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром».

И вот после сокровенной тридцатилетней жизни Иисус являет Себя миру и в продолжение трех с половиной лет с Божественной властью и силой раскрывает Себя как Богочеловека, Христа и Спасителя. Миру дарован истинный Мессия, Который проявляет Свою Божественную мудрость в учении, Свою Божественную силу в знамениях и чудесах, Свою Божественную благость и святость в жизни, в образе действий, Свое Божественное всеведение в постижении глубин человеческих сердец и помышлений, в знании будущего. Те, кто последовали за Христом и Его Апостолами, те утвердились в истине и вечной жизни — наследовали обетованное спасение!

Как жаль тех, кто видел, слышал и даже говорил с Мессией, но Его не узнал. Они вопили: распни, распни Его! (Лк. 23, 21), и, продолжая упорствовать в своих заблуждениях, более тридцати шести лет по Его воскресении все еще настаивали на своем ложном мнении. Ослепленные «законоучители» народа воспитывали новые поколения в духе подготовки к мнимому воцарению другого, все еще ожидаемого ими «царя помазанника-мессии», личность которого они даже стали отодвигать на второй план. Библейские пророчества перетолковывались как окончательное избавление от иноземного ига, как возвышение Израиля. Составлялся подробный «план войны», где описывались стратегия, тактика, военные построения и оружие, причем врагами считались «киттии». Это слово в тот период времени буквально означало — «люди с запада, западноевропейцы», следовательно — ненавистные римляне, обратившие Палестину в свою провинцию.

В конце правления императора Нерона, убившего брата, жену и мать, человека, развлекавшегося в компании самых гнусных людей, правителя, который, считая себя «великим артистом», никогда не посещал войска и не уделял достаточно времени важным государственным делам, наступила развязка. Бездарное и безнравственное правление Нерона так сильно ослабило могущество империи, что те, кто не приняли подлинного Мессию, пользуясь подходящим моментом, решились на войну с ненавистными «киттиями». Надеясь освободить Землю обетованную от «нечестия», они хотели создать независимое теократическое государство. «Иудеи... возмутились, убили наместника, обратили в бегство даже консульского легата, явившегося из Сирии с подкреплениями, и отбили у него орла». Так в 66 г. началась Иудейская война, закончившаяся в 70 г. н. э. разрушением древнего Иерусалима и массовым истреблением еврейского населения Палестины. Сбылось тогда слово Христа, сказанное Им при ведении на распятие: Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 28-31).

Сейчас мы живем в XXI веке, но, как и в первом столетии, вместе с любящими Бога возглашаем: осанна Сыну Давидову (Мф. 21, 9). Мы зрим Рождество, Крещение, земное служение Христа Спасителя, становимся участниками Тайной Вечери Господней. Мы предстоим на Голгофе у Его Креста, входим с женами-мироносицами и Апостолами в опустевшую гробницу, воочию зрим Самого Воскресшего из мертвых. Мы исполняемся тем же Святым Духом, Который в виде огненных языков сошел на Апостолов.

В Святом Евангелии, в несметных богатствах писаний Святых Отцов Церкви нам открыт источник вечной, праведной жизни о Христе Иисусе. Вселенские евангельские события мы созерцаем через прекрасные образы святых икон. Через таинства и богослужение нашей матери Православной Церкви нам даруется обетованное спасение. Мы верные члены Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы обрели истинного Мессию и Спасителя.

Священник Вячеслав Синельников

3 декабря 2003 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту