Пробу золота и его чистоту проверяют, ведя линию на камне-оселке. Полезность и важность книги, соответствие ее Священному Писанию и Преданию время проверяет, ведя книгу по своей линии.
Особую роль в истории русского духовного образования сыграла «Книга о должностях пресвитеров приходских». Ей время поставило одну из самых высоких проб.
Это было первое в России руководство по пастырскому богословию. Изданное в Санкт-Петербурге в 1776 году, к 1833 оно было переиздано двадцать раз, не считая перевода на английский язык.
Не претендуя на наукообразность, эта книга, в первую очередь, предназначалась пастырям, «которые в науках не упражнялись». Она давала своим читателям при минимуме объема – максимум правил, наставлений и рассуждений для жизни и деятельности православного священника во всех главных проявлениях. Каждое их них было снабжено «каменным фундаментом» от Слова Божия, апостольских и соборных правил и святоотеческого учения.
Любая книга имеет свой дух. Он передает нам внутренние состояние души автора. Когда читаешь «Книгу о должностях…» с заранее заданной сухостью темы, часто вдруг ощущаешь как бы дыхание свежего морского ветра и понимаешь, что автор ее, вернее авторы, все свои силы положили на очищение души своей и на алтарь служению Богу и Его Церкви.
Существуют несколько точек зрения на авторство представляемой книги, которая до середины XIX века служила основным учебным пособием по пастырскому богословию для духовных школ Русской Православной Церкви. Спор возник из-за того, что на титульном листе изначально не был указан автор.
Одна точка зрения приписывает авторство этой книги Парфению (Сопковскому), епископу Смоленскому и Драгобужскому (1761-1795). Так считал архиепископ Филарет (Гумилевский), однозначно определяя авторство в своей «Истории Русской Церкви». За ним пошли профессора П. Знаменский и Н. Тальберг, а также авторы «Полного богословского энциклопедического словаря» издания Сойкина. Протоиерей Георгий Флоровский в своей замечательной книге «Пути русского богословия» также считает единственным автором епископа Парфения.
Но уверенность вышеперечисленных историков в этом вопросе часто не разделялась их же современниками. Так, протопресвитер Георгий Шавельский в своем курсе пастырского богословия перечисляет 39 пособий и лишь в первом - «Книга о должностях пресвитеров приходских» - не указывает автора.
Другая точка зрения указывает нам двух авторов представляемой книги. Это уже упоминаемый нами епископ Смоленский Парфений и архиепископ Могилевский Георгий (Конисский), прославленный в Белоруссии как местночтимый святой в 1993 году.
Эта точка зрения весомо обоснована. Так, уже митрополит Евгений (Болховитинов) в своем словаре «о бывших в России писателях духовного чина…», первое издание которого относится к 1818 г., говорит о двойном авторстве, как в статье о владыке Парфении, так и в статье об архиепископе Георгии: «Он также вместе с Парфением Сопковским, епископом Смоленским, сочинил классическую Духовную книгу именуемую «О должностях приходских священников», напечатанную в 1-й раз в СПб. в 1776 г.»
Это свидетельство особо ценно, так как митрополит Евгений родился в 1767 г. и, несомненно, сам обучался в духовных школах по этому пособию.
С ним согласны и архимандрит Киприан (Керн) и схиархимандрит Иоанн (Маслов), авторы известных курсов лекций по пастырскому богословию. Статья «Церковная наука XVII-ХХ вв.» 0-го тома «Православной энциклопедии» также определяет двух авторов книги «О должностях…».
К сожалению, в последних изданиях не рассматривается особое мнение об авторстве этой книги. О нем упоминает митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил (Лемешевский). В его рукописи «Каталога русских архиереев» указано, что «Книга о должностях пресвитеров приходских» была написана епископом Парфением, но по просьбе архиепископа Георгия.
Митрополит Мануил составлял свой каталог долгие десятилетия, и его мнение нельзя просто проигнорировать, хотя документального подтверждения он не указал. Однако в том же каталоге при перечислении трудов святителя Георгия упоминается и книга «О должностях …».
Современник митрополита Мануила Н. Волнянский в статье «Незабвенный поборник Православия. Памяти архиепископа Георгия Конисского» пишет, что книга «О должностях пресвитеров приходских» была составлена святителем Георгием совместно с епископом Парфением по поручению Святейшего Синода. К сожалению, в этой статье тоже нет ссылок по интересующей нас теме. Но если таковое благословение было, то оно должно сохраниться в архиве Синода и еще ждет своего исследователя, так как в наиболее полном исследовании жизни и деятельности святителя Георгия Могилевского – курсовом сочинении студента ЛДА священника М. Булгакова этот документ не упоминается. Но священник Михаил тоже не сомневается в двойном авторстве первого в Русской Церкви Пастырского руководства.
Опираясь на вышесказанное, нам кажется, что можно смело считать, что представляемая книга была написана двумя выдающимися архиереями, постоянными членами Святейшего Синода, один из которых уже прославлен как святой.
Оба автора родились в один год – 1717. Вместе учились в Киевской духовной академии до 1744 года. Свое архиерейское служение несли в соседних епархиях – Могилевская и Смоленская.
Оба были особо отмечены императрицей Екатериной II. Об их дружбе как «старой и испытанной» говорит протоиерей Михаил Булкагов в своей отличной, полностью основанной на документах, книге «Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский (Курсовое сочинение студента ЛДА)». Он же утвердительно пишет, что «эта дружба была взаимно полезной – впоследствии Конисский и Сопковский написали совместно Практическое руководство для пастырей». Совместный путь друзей и единомышленников продолжался до самой смерти. Оба архиерея скончались в один год: святитель Георгий – 13 февраля, а епископ Парфений – 7 марта 1795 года.
Но их творение продолжает свой земной путь, так как книга эта не потеряла своего значения и сейчас, в начале III тысячелетия от Рождества Христова.