Во имя правды и достоинства Церкви

                                                                       От автора

"Журавский
Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви -М.:Сретенский монастырь, 2004.-864с.

В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и цер­ковных историков. Были изданы сборники статей, писем, поучений, богословских работ известных церковных деятелей. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода,— прославленном в 2000 г. в лике новомучеников Российских,— до сих пор не было ни од­ного серьезного исследования.

Между тем деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, на­пример, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Ки­рилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902—1904 годов, когда он (в сане архимандри­та) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирова­ние многих важнейших решений Поместного Собора 1917—1918 годов. О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петер­бургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре (1910—1917) единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциаль­ного сельского священника — до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина — до представителя либеральной прессы. Уди­вительно, но даже дореволюционная деятельность свяшенномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического ис­следования, хотя большинство публикаций и документов были иссле­дователям вполне доступны.

Послереволюционный период жизни и церковного служения мит­рополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифо­логем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания.

Вместе с тем оставались не исследованными не только послерево­люционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20—30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встре­чаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерар­хов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к ко­торому определяет подход конкретного исследователя к интерпрета­ции всей истории Русской Церкви XX века.

Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казан­ского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-поли­тических процессов начала XX века и церковных разделений 1920—1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православ­ной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы россий­ской действительности начала XX века; определить вклад святителя Ки­рилла в деятельность Поместного Собора 1917—1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюци­онной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920—1930-х годов.

Пожалуй, впервые, в данной книге, предпринята попытка всесто­роннего исследования жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова). При этом значительную часть источников настоящего ис­следования составили неопубликованные материалы, представленные документами из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург), Государственного архива Тамбовской области (ГАТО, Тамбов), Национального архива Республики Татар­стан (НАРТ, Казань), Центрального архива ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Ар­хивного управления ФСБ РФ Московской Области (АУ ФСБ РФ МО), Архива КГБ Республики Татарстан (АКГБ РТ), Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области (АУКГБ КазССР ЧО).

Несмотря на то что за полтора года со времени написания книги появилось немало публикаций, так или иначе касающихся деятельно­сти митрополита Кирилла (Смирнова), автору представляется важным опубликовать свой труд практически в том виде, в каком он был завер­шен к осени 2000 года, за исключением небольших правок и дополне­ний. Было много возможностей и предложений опубликовать его, в том числе и за рубежом. Однако автор считал возможным издание ис­следования о жизни священномученика Российского только в России, и только в церковном издательстве. Этим, а также желанием избавить не искушенного в исторической науке читателя от обременительного количества ссылок, сносок и цитат, объясняется вынесение в часть II (Приложение) источниковедческого и библиографического введения к работе, значительного числа архивных документов.

Вместе с тем, не столько по объему, сколько по важности, Прило­жения в части II составляют особый самостоятельный раздел данной книги. Так, именно в Приложениях приведены, как правило, не публи­ковавшиеся ранее материалы, такие как: переписка архимандрита Ки­рилла (Смирнова), тогда — начальника Урмийской Духовной Миссии, и митрополита Санкт-Петебургского Антония (Вадковского); записка по вопросу принадлежности урмииских храмов Православной Духов­ной Миссии, также составленная архимандритом Кириллом; расшиф­ровка стенограммы заседания, состоявшегося под председательством митрополита Кирилла в Богоявленском соборе Казани 24 июля 1922 года; письма митрополита Кирилла священнику Е. Едемскому-Своеземцеву (1929—1930); материалы (анкеты арестованных, протоколы допросов и пр.) следственных дел 1934 года в Гжатске и 1937 года в пос. Яны-Курган и г. Чимкент. Кроме того, в Приложениях приводятся избран­ные проповеди владыки Кирилла, собранные автором из дореволюци­онных журналов разных лет, а также не единожды публиковавшаяся, но чрезвычайно важная для понимания сути церковной дискуссии, пе­реписка митрополита Кирилла и митрополита Сергия (Страгородско-го), заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

В издании помещены в части III также жизнеописания двух после­дователей митрополита Кирилла — епископа Иоасафа (Удалова) и ар­химандрита Александра (Уродова).

Наконец, в части IV автор посчитал необходимым поместить две свои статьи более позднего периода, развивающие тему настоящего ис­следования. Одна из статей посвящена обзору светской и церковной ис­ториографии по вопросу взаимоотношений правой оппозиции и мит­рополита Сергия (Страгородского), другая — экклезиологическим и этико-каноническим воззрениям митрополита Кирилла. Первая статья, опубликованная в 2000 году в малодоступном российскому исследователю альманахе «Нестор» (2000, № 1. С. 343—372), содержит классификацию церковных оппозиций митрополиту Сергию (Страгородскому) и церковных групп 1920—1930-х годов. Вторая статья пред­ставляет собой доклад, сделанный в ноябре 2001 года в Сэнтендре (Венгрия) на конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке», состоявшейся по инициативе Берлинской епархии Русской Православной Церкви за границей (Зарубежной Церкви). Эти статьи важны как для понимания значения личности священномученика Ки­рилла в истории Русской Церкви XX века, так и для уяснения особен­ностей его экклезиологических и этических взглядов. Важно понимать, что именно через систему взглядов митрополита Кирилла на ситуацию 20—30-х годов в вопросе местоблюстительства и церковного управле­ния строится сложный диалог Московского Патриархата и Зарубежной Церкви — этих двух трагически разделенных частей Русской Церкви.

Несомненно, что в будущем появится много исследований, посвя­щенных личности митрополита Кирилла, светлый и святой образ кото­рого удивительно естественен и многогранен в своих церковных служе­ниях: приходской священник, урмийский миссионер, проповедник, князь Церкви, первый из трех названных святителем Тихоном патри­арших местоблюстителей, гонимый свидетель правды.

Представляемая книга — первая попытка значительно восполнить недостаток сведений об одном из наиболее выдающихся русских архи­ереев минувшего столетия, столпе Русской Церкви XX века — священномученике Кирилле (Смирнове).

А. В. Журавский

24 мая 2004 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту