Три святителя. Икона XVI в. |
Почитание их единым днем введено в Церкви в связи с тем, что среди христиан возникли раздоры, кого из ипех святителей более почитать: Василия, Иоанна или Григория? Вне зависимости от того, кому какой святой наиболее близок и дорог, Церковь молится им вкупе, как послуживших прежде всего Единому в Троице Богу.
Календарь на 2006 год под названием «Год со святителем Иоанном Златоустом». |
Отдельным томом изданы «Избранные творения» свт. Григория Богослова, а в конце года выйдут аналогичные сборники свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста (в 2-х томах). Сборники помогут читателю ознакомиться с основными творениями великих учителей, и возможно, заинтересовавшись, читатель найдет среди них дорогого наставника и продолжит знакомство уже с полными собраниями творений того или иного святого.
Во времена духовного оскудения особенно важными становятся для всякого, ищущего спасения, слова из письма свт. Иоанна: «…я думаю, что ты страдаешь не только по указанным причинам, но и вследствие того, что разлучена с нашим ничтожеством <…> и чем Бог угрожал некогда евреям, теперь терпим мы – не алкание хлеба и не жажду воды, но голод Божественного учения (Ам. 8, 11). Что же мы на это скажем? А то, что тебе вполне возможно и при нашем отсутствии беседовать с нами письмами».
Нечто подобное говорит и Григорий Богослов: «Очень удалились мы друг от друга, не имея ни личных свиданий, ни письменных сношений. Впрочем, надеюсь, что разлучены мы между собою телом, а не духом».
И в наше время возможно беседовать со святыми – знакомясь с их эпистолярным наследием, читая письма о духовном и вечном. Именно с такой целью и была задумана серия «Письма о духовной жизни», позволяющая узнать поближе святых, чьи имена столь часто поминаются на богослужении и которых Церковь именует вселенскими учителями.
Первый сборник серии посвящен святителю Иоанну Златоусту (347–407), чья исповедническая жизнь и вдохновенные творения уже много столетий являются для христиан руководством в деле спасения. Предлагаемый сборник включает в себя письма, которые святитель Иоанн Златоуст писал в горестные дни своего изгнания в 404–407 годах.
Письма приведены в хронологической последовательности и в необходимых случаях сопровождены комментариями, иконографическими и историческими материалами.
Из письма к пресвитеру Руфину:
«Дошло до нас, что в Финикии опять возгорелось зло и усилилось бешенство язычников: много монахов частью ранено, частью даже убито. Тем поэтому настоятельнее убеждаю тебя ехать туда с возможной скоростью и стать в боевой порядок. Я уверен, что с помощью молитвы, кротости, терпения и своего обычного мужества, ты одним появлением своим обратишь неприятелей в бегство, рассеешь их ярость, возвратишь на нашу сторону сочувствующих нам и вообще сделаешь много добра. Не медли же и не откладывай; поторопись с возможной скоростью, и пусть настоящие известия возбудят в тебе все твое усердие.
Если бы ты увидел загорающийся дом, то, конечно, не отступил бы назад, но поспешил бы, в таком случае, к нему с особенной скоростью, чтобы предупредить пламя, и как собственными усилиями, так и при содействии других, постарался бы всеми мерами погасить огонь.
Во время мира и тишины, при отсутствии врагов, всякий может учить требующих огласительного наставления в вере; но противостать мужественно, когда диавол беснуется и демоны вооружаются, вырывать людей из его рядов и не допускать других впасть в его руки – это уже дело мужа доблестного, души бодрственной, это уже дело твоего высокого и недремлющего духа, это дело, достойное бесчисленных венцов и неизреченных наград, – это уже апостольское дело…»
Святитель Василий Великий — «Примите слово мое»: Сборник писем. (Сост. иерод. Никон (Париманчук)). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 384 с.: ил. — (серия «Письма о духовной жизни»). ISBN 5-7533-0362-5 |
Избранные письма, вошедшие в сборник, адресованы Богоспасаемой пастве, монашествующим и великим архиереям того времени: свт. Амфилохию Иконийскому, Петру Александрийскому, Римскому Папе Дамасу, свт. Епифанию Кипрскому, свт. Амвросию Медиоланскому и многим другим. Особо следует отметить послания святителя, которые в виду своей богословской глубины и точности решения исследуемых проблем в дальнейшем вошли в собрание церковных канонических правил. Между тем, из писем мы видим, что святые были подвержены различным волнениям и несчастьям, и тем дороже для нас их опыт бытия и борьбы с грехом.
Письмо свт. Василия великому Арматию
(просит не гневаться на сына, который стал христианином):
«Общий для всех людей закон старших возрастом признает общими для всех отцами, а собственно наш христианский закон нас, старцев, для таковых ставит в чине родителей. Потому не думай, что делаю лишнее дело и домогаюсь ненужного, когда ходатайствую перед тобою о твоем же сыне. Признаю справедливым, чтобы требовал ты от него послушания во всем ином, потому что и по закону естественному, по закону гражданскому, каким управляемся, тебе подчинен он телесно. А о душе надобно думать, что она, будучи от Бога, подчинена иному и Богу обязана воздавать долг, предпочтительнейший всякому другому долгу. Итак, поскольку нашего христианского, истинного Бога предпочел он вашим богам, многим и чтимым в вещественных образах, то не гневайся на него, а лучше подивись благородству души, которая выше страха и угождения отцу поставила то, чтобы искать единения с Богом в истинном Его познании и в добродетельной жизни. Пусть тронут тебя сама природа, приветливость ко всем и кротость его нрава, и ты нимало не огорчайся его поступком. Конечно же, не презришь и моей просьбы, или, лучше сказать, мною предлагаемой просьбы твоего города, который и по любви к тебе, и по тому, что желает тебе всего прекрасного, представляет себе, что тебя самого видит христианином. Так обрадовал их слух, внезапно разнесшийся в городе!»
Сборник писем «За страдания обещана награда» состоит из писем Григория Богослова разным лицам. Изящество слога непревзойденного каппадокийского ритора IV века отличает каждое письмо святого – будь то духовное наставление, богословская полемика, выражение преданности и любви к друзьям или обличение порока. Среди писем есть между прочим и те, которые обращены к Василию Великому.
Из письма к Евсевию, епископу Самосатскому:
«Когда твое богочестие проезжал через наше отечество, не мог я выглянуть из горницы, находясь в высшей степени болезни. но не столько огорчила меня болезнь, приводившая в страх смертный, сколько то, что я лишился втоей священной и доброй беседы. Такое имею желание видеть твое почтенное лицо, какое свойственно человеку, которому нужно исцеление душевных ран и который надеется получить его от твоего совершенства. Но если следствием грехов моих было то, что не мог я тогда иметь свидания с тобой, ныне же по твоей доброте может быть мне некоторое утешение в горести. Ибо если удостоишь и о мне творить поминовение в твоих доступных к Богу молитвах, то сие будет для меня напутствием ко всякому благословению Божию, как в этой моей жизни, так и в будущем веке. То, что такой муж, столько подвизавшийся за веру евангельскую, претерпевший столько гонений и терпением в скорбях уготовивший себе такое дерзновение перед Правосудным Богом, удостаивает быть и моим представителем в молитвах, имеет, уверен я, такую же для меня силу, как и предстательсто кого-нибудь из святых мучеников. Почему молю: непрестанно поминать твоего Григория тем, чем сам желаю стать достойным твоей памяти».
Издавая творения трех великих святителей, Сретенский монастырь надеется внести свою посильную лепту в общецерковное почитание избранных Божиих, а также доставить немалую пользу благочестивым читателям, по слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7).