Игумения Серафима

"Игумения
Игумения Серафима / Авт.-сост. О.И. Павлова.— М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 320 с., 32 с. ил.
Книга посвящается памяти игумении Серафимы, в миру Варвары Васильевны Черной-Чичаговой (1914-1999), сумевшей сохранить глубокую веру в Бога в сложнейших обстоятельствах своей необычной биографии, отражающей историю трагического XX столетия.

В книге представлены этапы жизненного пути матушки Серафимы, которая, достигнув больших высот в науке, в преклонном возрасте стала игуменией московского Новодевичьего монастыря и за пять лет возобновила монашескую жизнь в обители и на двух подворьях, собрала материалы для прославления своего великого деда - священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и возобновления почитания первой игумений Новодевичьего монастыря преподобной Елены Московской.

Повествование ведется простым, доступным языком, с использованием живой речи самой игумении Серафимы, личных бесед с нею, ее рассказов. Приводятся воспоминания людей, близко знавших матушку в разные периоды ее жизни.

Предназначено для широкого круга читателей.

Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет.

(Мф.16,24-25)

В ясный, солнечный, хотя и прохладный день 13 октября 1994 года под праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается постриг в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря. Первый постриг после 72-летнего перерыва — это первый шаг к возрождению монашеской жизни в святой обители. Чин пострига совершает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; монашеские обеты дает Варвара Васильевна Черная, прожившая долгую и не совсем обычную для нашей современницы жизнь.

В белой рубахе-власянице со свечой в руке трепетно и медленно двигается она под черным покровом мантий, простертых над нею монахинями из Ново-Голутвинского Коломенского монастыря.

Торжественное, негромкое пение монахинь, сопровождавших рабу Божию Варвару с возженными свечами в руках, вызывает у присутствующих радостно-щемящее чувство чего-то таинственного, неведомого мирским людям. От этой тайны становится не по себе, на глаза наворачиваются слезы. Сама Варвара Васильевна плачет и улыбается, увидев из-под прикрывающих ее мантий своих правнучатых племянниц, стоящих на солее. Шествие приближается к амвону, где его встречает митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. «Объятия Отча отверсти мне потщися», — тихо поет хор.

У амвона, закрытая мантиями, она упала ниц на пол, распростав крестообразно руки, и долго лежала, а Владыка читал: «Бог Милосердный, яко Отец чадолюбивый зря твое смирение и истинное покаяние, сестра, яко блудного сына приемлет тя кающуюся и к нему от сердца припадающую». Владыка подошел и поднял ее. На вопросы его отвечала с трудом, прерывающимся от волнения голосом. Давала она перед Богом великие и трудные монашеские обеты: «Ей, Богу содействующему, Владыка святый»; «Ей, Владыка святый, от своего ми произволения». Трижды брала ножницы от Евангелия и подавала их митрополиту.

Наконец, в наступившей тишине, постригая монахиню крестовидно, Владыка Ювеналий произносит ее новое имя: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея, в знамение отрицания мира яже в мире и в отвержение своея воли и всех плотских похотей во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем вси о ней: Господи, помилуй». Сестры умилительным напевом поют трижды: «Господи, помилуй». Мы радостно переглядываемся и с облегчением вздыхаем. Ведь могло быть названо и другое имя, хотя всем, конечно, казалось единственно возможным именно это: «Серафима». Это монашеское имя ее матери и тетки, это монашеское имя ее деда — Леонида Михайловича Чичагова. А главное — это монашеское имя преподобного Серафима Саровского, которого Владыка Ювеналий назвал небесным покровителем вновь постриженной монахини.

Кто она, эта первая монахиня возрождающейся из небытия женской обители? Почему сразу монашеский постриг, миновав ступени послушничества и иночества?

Жизненный путь ее необычен, и особенно удивительны в нем переплетения мирской биографии и духовной.

Вот что мы можем узнать из напутственного слова митрополита Ювеналия, произнесенного по окончании монашеского пострига Варвары Васильевны:

«Всечестная монахиня Серафима!

После более чем 70-летнего перерыва, вновь в этой святой обители совершился чин пострига, когда тебя Господь первой сподобил здесь дать свои монашеские обеты....

Сегодня здесь появилась первая монахиня, которая своей жизнью была во многом связана с этим местом, как и ее приснопамятная мать — монахиня Серафима. Сегодня, возлюбленная сестра, ты получила своего небесного покровителя — преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. Для тебя должно быть это небесным знамением. Ведь с этим всероссийским святым многое связано в вашем роду: достаточно напомнить, что приснопамятный Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов), священномученик Российский, духовно трудился при осуществлении канонизации преподобного Серафима. И мы верим, с любовью взирает ныне Владыка Серафим на совершившийся здесь монашеский постриг своей благочестивой внучки.

Ты, возлюбленная сестра, все имела здесь на земле: и достаток, и ученые степени, и правительственные награды. Но все это сегодня ты принесла к подножию Креста Господня, чтобы следующую часть своей жизни, весь свой опыт, все свои знания, всю свою глубокую веру, которую ты пронесла через страдания и испытания, отдать на служение Богу и Церкви. Мы тебя приветствуем от лица Церкви и благословляем на то послушание, которое Господь нам укажет тебе даровать, и надеемся, что как в мирской жизни ты была благоуспешна во всем, так и в монашеской жизни Господь укрепит тебя, поддержит, поможет, вразумит...».

«Какое счастье, — говорила в те дни мать Серафима, — что мое служение начинается именно с возобновления Новодевичьей обители... Ведь я ходила сюда еще в юности, так как поблизости, в клиниках Первого медицинского института работала моя мама. Это был мой приход».

Дивны дела твои Господи!

20 декабря 2005 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту