В книгу вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма архиепископа Нафанаила (Львова; 1906—1985) известного богослова, проповедника, церковного писателя и публициста Русского зарубежья. Они посвящены самым разнообразным вопросам веры, науки, культуры и нравственности. Многие его слова обращены к православной молодежи.
Приводим предисловие книги.
Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице / Сост. иеродиак. Никон (Париманчук). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 240 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья) |
Своеобразен жизненный путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова), выдающегося православного богослова, проповедника и духовного писателя, епископа Русской Зарубежной Церкви, объездившего за годы своего служения полмира — от Китая и Индии до Северной Африки, Германии и Австрии.
Владыка Нафанаил происходил из старинного русского дворянского рода. Он родился в Москве, на Покровке,
Еще в Маньчжурии Василий Львов участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Тейяром де Шарденом. В 1929 году он принял монашество, в постриге получил имя Нафанаил, был рукоположен в сан иеромонаха. Трудился законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В период с 1935 по 1936 год находился на миссионерском поприще в штате Керала, в Южной Индии. С 1937 по 1939 год был начальником православной миссии на Цейлоне. По возвращении в Харбин он был возведен в сан архимандрита, а в 1939 году вступил в братство Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах (Словакия), был помощником настоятеля монастыря.
В 1945 году он был настоятелем Воскресенского собора в Берлине. Во время войны отец Нафанаил принимал активное участие в духовно-просветительской деятельности Православной Церкви на оккупированной немцами территории. Весной 1945 года он участвовал в спасении так называемых «перемещенных лиц» – советских граждан, оказавшихся в конце войны в Германии. Среди них были люди, добровольно ушедшие с немцами (в том числе священники и бывшие раскулаченные), и угнанные в неволю силой. Все они должны были вернуться на Родину, где в лучшем случае их ожидало спецпоселение, а в худшем – каторга или смерть. Для Сталина они, как и военнопленные, были изменниками. Многие из этих людей догадывались о том, что им грозит, и не хотели ехать назад. Архимандриту Нафанаилу выдача не угрожала, так как он никогда не был гражданином СССР. Но он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей (все это происходило в английской зоне оккупации Берлина), и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил и отказался выдавать этих людей, которые затем влились в общий поток «второй эмиграции».
В 1946 году митрополит Анастасий (Грибановский) хиротонисал архимандрита Нафанаила в епископа и Архиерейский Синод назначил его на кафедру епископа Брюссельского и Западно-Европейского.
После 1951 года преосвященный Нафанаил возглавлял епархию Северной Африки с центром в Тунисе. Он провел серьезное исследование о первохристианской церковной истории Северной Африки. Епископ Нафанаил видел необходимость более интенсивной работы с целью расширения церковной жизни в русской среде, оценил возможности и решил строить новый русский храм — кафедральный собор для всего Магриба. Высокообразованный и проникновенный духовный проповедник, отлично знающий европейские языки, епископ Нафанаил увлек за собой всю паству, победив царивший до него здесь скептицизм. Начался приток пожертвований. Лаской и духовным обаянием владыка объединил всех, сумев заинтересовать постройкой церкви и местные гражданские власти. По некоторым данным, в Северной Африке проживало тогда около четырех тысяч русских. Закладку церкви он совершил
С 1954 года владыка окормлял приходы в Маннгейме и в Берлине. В 1966 году он был назначен настоятелем монастыря Преподобного Иова в Мюнхене.
С 1971 года он временно управлял Австрийской епархией, а в 1976 году был назначен епископом Венским и Австрийским. В 1981 году он был возведен в сан архиепископа.
Последние годы владыка Нафанаил по своей слабости и болезненности безвыездно жил в обители Преподобного Иова в Мюнхене, где братия обеспечивала постоянный уход за ним.
Главное, что отличало владыку среди многих, была его неподдельная любовь к людям. Он всегда старался помочь любому человеку, поддержать его, духовно укрепить.
Служил он проникновенно. Голос его был чист и ясен, и каждый приходящий в храм чувствовал высоту и красоту богослужения, которое он совершал. На святую Пасху его радость о воскресшем Христе была так велика, что передавалась всем присутствующим в храме. Каждый прихожанин чувствовал, что возглас владыки «Христос воскресе!» обращен именно к нему.
Владыка Нафанаил особенно славился как выдающийся проповедник. Своими краткими беседами он открывал сердца и многих привел ко Христу Спасителю. Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, не только русской, но и всемирной. Он был автором многих статей, опубликованных в разных журналах русского рассеяния, и многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем.
Он был редактором «Православного голоса» в Маньчжурии (1934–1937), «Православной Руси» в Карпатах (1939–1945), журнала «Детство во Христе» (1939–1944), «Православных сборников» в Париже (1947–1949), «Церковного голоса» в Германии (1955–1964), «Вестника православного дела» в Германии (1959–1963). Он был автором многочисленных статей в журналах «Хлеб небесный», «Рубеж», «Гун-бао» (Харбин), в различных европейских и американских русских печатных изданиях. Печатался также под псевдонимом А.Нельский.
Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) он был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года — даты разделения Восточной и Западной Церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной Церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Это казалось очевидным, но далеко не все «зарубежники» это понимали и принимали.
Уже на склоне лет, в 1975 году (за 10 лет до кончины), владыка Нафанаил получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм Святой Бригитты в Вене. Он попросил у Священного Синода РПЦЗ разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Пока в Синоде думали, как поступить, австрийские власти заволновались — этим странным русским, может быть, вообще храм не нужен? — архиепископ Нафанаил принял решение освятить храм в честь почитаемой им ирландской святой.
В последние годы жизни, полуслепой и лишенный практически возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в обители Преподобного Иова огромную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно провозившихся в Россию.
В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу
Архиепископ Нафанаил снискал себе всеобщее уважение как проповедник и апологет, один из даровитейших православных писателей ХХ века. Ему принадлежат богословские сочинения, работы о Святой Библии, исторические сочинения, апологетические заметки, полемические работы, направленные на защиту истинного Православия, множество проповедей. В работах архиепископа Нафанаила ответы на вопросы, задаваемые сегодняшним днем, сочетаются со строгой, неукоснительной верностью православной вере и церковному преданию.
Часть обширного литературного наследия владыки Нафанаила собрана в 5-томных «Беседах о Священном Писании и о вере» (Нью-Йорк, 1991–1995). В сборник вошли избранные выступления, беседы, статьи и письма владыки.