На страже истины

"Лосский
Лосский В. Н. На страже истины / Сост. М. В. Осиповой, предисл. А. В. Ведерникова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 240 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья)
В серии «Духовное наследие русского Зарубежья» вышел сборник избранных статей Владимира Николаевича Лосского. В книгу вошли очерки об Оптинских старцах и лучшие богословские труды.

Владимир Лосский родился в Петербурге в 1903 году в день Святого Духа. Сын известного русского философа Николая Лосского пошел по стопам отца. В 1922 году он, студент, был выслан большевиками вместе с родителями из России. Петроградский университет сменился Сорбонной, интерес к философии – увлечением Средневековьем, а вместе с ним особым вниманием к святоотеческому письменному наследию и догматическому богословию.

1928 год можно считать той отправной точкой, с которой началось служение Владимира Лосского Русской Православной Церкви: именно в том году он вступил в братство святого Фотия. Лосский мыслил, что братство «должно было стать христианским рыцарским орденом, чтобы отвечать Западу на взыскание Грааля, то есть Православия». В то время как большая часть русской эмиграции ушла в раскол, братство оставалось верным канонам и свидетельствовало собой о полноте истины и соотечественникам, и тянувшимся к Православию французам. 30-е годы XX века стали для Владимира Лосского временем его формирования как богослова. В тот период он много переписывался с митрополитом Сергием, будущим патриархом, начал активно творить. Оккупация фашистами Франции не сильно сказалась на работах Лосского: он с оружием в руках защищал Францию и читал лекции участникам Сопротивления. Лекции эти стали основой вышедшей в 1944 году книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». По окончании войны Владимир Лосский полностью отдался тому служению, которое предопределил ему Господь. Его главная заслуга в том, что он свидетельствовал о Православии в самом центре западной мысли и науки. Этим свидетелем он был ровно 30 лет, до самой смерти.

Богословие Лосского основывается на глубоком понимании литургической жизни Церкви и духовной жизни человека. Его труды не система положений и теоретических доказательств, не кодекс авторитетного учительства Церкви, а богословие опытное, в котором ясно присутствуют духовные реальности. Сам он был очень церковным человеком, причащался каждое воскресенье, считая, что на литургии нельзя быть просто зрителем.

Знакомство с трудами Лосского расширяет и обогащает церковное сознание верующих, удерживает от обмирщения и искажения церковной жизни, пробуждает ответственность за сохранение в ней истины.

В вышедшей книге удачно собраны лучшие произведения Лосского, читать которые нельзя без переживания того, что становишься свидетелем неистощимого богатства Божественной Премудрости.

Владимир Лосский

8 февраля 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту