Вопрос:

Цитита

"Заметим, что "семейная" терминология пронизывает все христианство. Бог у нас - Отец, и потому все верующие в Него - "дети Божии". Ни в какой другой религии такое просто немыслимо: там боги далеко и высоко, они повелевают, а не любят, требуют покорности, а не любви. Но если все мы дети одного любящего Отца, то нам как раз и подобает именовать друг друга "братьями" и "сестрами".

И если в Библии совершенно определенно сказано "Отцом себе не называйте никого на

земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" [Мф 23:9], то удивительно ли, что протестантам кажется недопустимым обыкновение православных и католиков именовать священнослужителя "отцом", "патером", "падре"?

Говорят, "это другое дело". Но если даже такую четко и недвусмысленно изложенную Самим Христом заповедь можно нарушить, то и про все остальное можно сказать "это другое дело" - и что тогда останется от Его учения? Христос предостерегал против этого, говоря: "Вы устранили заповедь Божию преданием вашим" [Мф 15:6]. По мнению протестантов, как раз это и произошло в исторических церквах: человеческое предание потеснило Писание."

Как вы относитесь к этой цитате?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Это сказано фарисеям. Ни цитата, ни контекст ее не дают никого основания понимать эти стихи универсально. Во многих местах Священного Писания Нового Завета слова «отец», «отцы» применяются к людям: «благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк.11: 10); «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал» (Лк. 1: 67); «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8: 56); «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш» (Иак. 2: 21); «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12: 7); «А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2: 22); «ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6: 26); «Отцы наши ели манну в пустыне» (Ин. 6: 31); «Мужи братия и отцы!» (Деян. 22: 1); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» ( 1 Ин. 2: 14); «Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом» (Рим. 4: 17). Пожалуй, достаточно.

Возражение, которое делают протестанты и представители некоторых сект против употребления в Православной Церкви слова  «отец», не имеет никакого богословского основания. Человек создан по образу и подобию Божию. Он должен раскрыть в себе  Богоподобие. Мы призваны все совершать в образ нашего Спасителя: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1).  «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Естественно, что в образ Христа строятся и отношения в Церкви: « Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11).

Хочется прибавить. Протестанты  призывают: подобает именовать друг друга "братьями" и "сестрами", однако руководителей своих общин называют «пасторами», т.е. пастырями (лат. pascere – пасти).

 

29 сентября 2003 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×