Вопрос:
Я работаю на военном предприятии, где производят аппаратуру для военных самолётов. Эта аппаратура также поступает в Китай и Индию. Ответьте, пожалуйста, может ли православный христианин работать на таком предприятии?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Вопрос Ваш вводит нас в одну из важнейших духовных тем - нравственная ответственность человека, живущего в обществе. Кроме анахоретов и затворников, стремящихся к уединению, жизнь людей проходит в различных коллективах (профессиональных, военных и др.). До начала 4 века христиане жили в языческом государстве. Было войско, в которое многие из них призывались. Служба в нем не была грехом. Когда воины приходили к св. Иоанну Крестителю и спрашивали: «а нам что делать?» Он сказал им: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14). Это были римские воины, ибо у Израиля в то время своей армии не было. Великий Пророк и Предтеча дал ясную нравственную норму - «никого не обижайте». Когда же войско использовалось против последователей Спасителя, служившие в нем христиане становились на путь исповедничества и принимали мученичество. В жизни идеальных условий не бывает. Господь дал людям разум и совесть, чтобы каждый раз определять меру нашей нравственной ответственности за все, что происходит в тех сообществах, членами которых мы становимся. От нас требуется не согрешать и уметь делать выбор в пользу добра. Нередко это требует мужества и нравственной твердости. Человек всегда должен руководствоваться своей христианской совестью. «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» (Евр.13:18). Это было и будет во все эпохи. Во время гонений за веру ситуации, несомненно, обостряются. Так было и в советском богоборческом обществе. На судебном процессе 54-ти священников и мирян (май 1922 г.) председатель суда задал Святейшему Патриарху Тихону вопрос: «законы, существующие в Государстве Вы считаете для себя обязательными или нет?». Святитель Тихон ответил: «Да, признаю поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона, М., 2000, с. 134). Так, например, православный учитель в советской школе не мог изменить программу. Совесть его нередко была стеснена. Однако те высокие нравственные ценности, которые он мог привить школьникам, оправдывали неизбежные уступки. Если же директор поручал ему провести атеистическую беседу, он должен был решительно отказаться, если даже его ожидали увольнение и арест. В современном обществе от людей также требуется чуткая совесть и разум. Очевидно, что профессия врача служит людям. Но когда он делает аборт, то совершает тяжкий смертный грех – убийство человеческой жизни. Соучаствуют в этом и все помогающие. Разрабатывающие и производящие контрацепты, убивающие зародившуюся человеческую жизнь, ответственны за свою деятельность. Подобных примеров можно привести много.
Относительно Вашей работы Вы должны решить сами, руководствуясь голосом совести. При этом должно принять во внимание, что страна наша должна иметь надежную защиту. Производимая на Вашем предприятии техника необходима для обороны. Если же часть продукции поставляется в упомянутые страны, то Вашей ответственности здесь нет.
24 февраля 2004 г.