Вопрос:
В Русской Зарубежной Церкви к Иоанну Шанхайскому (Максимовичу) очень противоречивое отношение несмотря на то, что его канонизировали. Его обвиняют в обширной экуменической деятельности. Хочется узнать о нем побольше: что за человек. Каково отношение к нему в нашей церкви?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Праведникам чаще, чем обычным людям, приходится претерпевать скорби и клевету, потому что они находятся в самом средоточии борьбы добра и зла. Духовное величие святителя Иоанна (1896 – 1966) многим при жизни его было недоступно. Непонимание усугублялось тем, что епископское служение он иногда соединял с особо тяжелым подвигом юродства: в любую погоду ходил в сандалиях на голую ногу; иногда, следуя библейским традициям, служил в храме босиком. Святитель Иоанн был очень строгий аскет. Вкушал один раз в сутки в конце дня, иногда забывал и об этой скромной трапезе. Приняв в 1926 году монашество, он в последние 40 лет жизни никогда не ложился спать, а лишь непродолжительно дремал сидя. Епископским обязанностям и делам христианской любви он посвящал день, а ночные часы проводил в молитвах.
Экуменистом он никогда не был. Как архиерей всегда отстаивал чистоту православия. «Всякое отступление от Православия есть повреждение ясного духовного зрения, а также ослабление духовных сил. Посему тех, кто не только сам отступил от Православия, но и увлекает и других, Церковь отсекает от себя, так же, как зараженную раком или такой же опасной болезнью, часть тела отсекают, дабы предохранить от заражения здоровую часть», – говорил он в неделю Торжества Православия (Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец, М,, 2003, с.570).
В нашей Церкви многие считают его святым и молятся ему. Общецерковное почитание архиепископа Иоанна на родине является делом будущего, когда завершится процесс восстановления церковного единства.25 января 2005 г.