Вопрос:
Здравствуйте, святой отец. У меня к вам следующий вопрос: в книге "Начинающему христианину" прочитал о мытарствах преподобной Феодоры. Ангелы сказали ей, что тот, кто не покается перед смертью, должен будет проходить мытарства. Но ведь священномученики не имели возможности покаяться перед смертью. Или под покаянием здесь не имеется в виду разговор с духовником, а просто искреннее раскаяние в своих грехах?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Как разнообразны способы нашего общения с Богом, так и различны условия и обстоятельства, при которых мы приносим Ему покаяние. Исповедь есть отвращение от греха. Она является основополагающим актом духовно-нравственного возрождения человека: решительный жизненный поворот от греховности к жизни богоугодной. По своей сущности покаяние предполагает, прежде всего, перемену сердца и обращение к Богу как Небесному Врачу, имеющему власть и силу исцелить больную грехом душу. Этот внутренний, сердечный акт является главным и необходимым для очищения души. Евангелие с великой любовью и трогательными подробностями описывает некоторые случаи таких обращений к Богу: блудного сына, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32), грешницы, которая обливала ноги Иисуса слезами и отирала волосами головы своей, целовала ноги Его и мазала миром (Лк.7:38), Закхея (Лк.19:5-9), мытаря, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13). Любой христианин, имея перед собой эти совершенные образцы, может искренне обратиться к Богу и покаяться. Человек нередко попадает в условия, в которых не имеет возможности приступить к покаянию в храме: томившиеся и томящиеся в узах и темницах, подвижники годами и десятилетиями жившие отшельниками, путешественники, больные, оторванные от храма и не имеющие возможности пригласить священника и др. Нужно верить, что милосердный Господь простит такому и очистит от грехов, если он с покаянной молитвой обратиться к Нему. Даже тогда, когда мы имеем возможность, регулярно приступать к таинству исповеди в церкви, не должны забывать, что и вне храма можем молить Бога о прощении грехов и верить, что Господь простит нас. Покаянным чувством проникнуты молитвы в составе утреннего и вечернего правила (молитва мытаря, молитва Святому Духу, трисвятое, молитва к Пресвятой Троице, Отче наш, 50-й псалом и др.). Они содержат прошения очистить нас от греха. Это не условность, а реальные молитвы к Господу. поэтому верим, что и просимое получаем реально. И в течение дня, если нас постигло искушение, и мы согрешили, можем возопить к Богу о помиловании. При этом значение таинства покаяния для нас не умаляется. Напротив, живая молитва с сокрушенным сердцем в течение дня приготовляет нас к исповеди, научает нас приступать к нему не формально, а с сердечно теплотой и искренней надеждой. Исповедь в храме имеет не только сакраментальную сторону (очищение сердца), но духовно-воспитательную. Пастырскую помощь человек чаще всего получает во время исповеди, когда священнику наиболее удобно подать необходимое назидание.4 февраля 2005 г.